angle-down facebook instagram vkontakte warning

Пьер Огюст Ренуар

Переходный период в творчестве

В начале 1880-х Ренуар понимает, что ему тесно в рамках импрессионизма. С этого момента художник начинает поиски нового стиля. Давайте поговорим о работах переходного периода.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Пьер Огюст Ренуар

1. Купальщица на камне, 1880
2. Арабский праздник, 1881
3. Банановые плантации, 1881
4. Завтрак гребцов, 1881

5. Ресторан Maison Fournaise сейчас

🤔 К Ренуару приходит осознание, что работа на пленэре и постоянный поиск эффектных приемов могут сделать его картины скучными и однообразными.

⭕️ Начинается период творческих исканий. Все большее значение начинает играть форма. Интерес к форме у Ренуара связан с тем, что он часто пишет обнаженную натуру. В творческих поисках Ренуар отправляется в путешествие.

▪️ Он едет в Алжир, где пишет «Арабский праздник» и «Банановые плантации», а вернувшись создает «Завтрак гребцов».

⛵️ На картине «Завтрак гребцов» изображен ресторан семьи Фурнез. Самое модное развлечение того времени — парусный спорт, а этот ресторан был одновременно и яхт-клубом, и отелем, и местом встречи творческой интеллигенции в пригороде Парижа.

🎨 Ренуар летом жил в Шату и приглашал друзей позировать ему для новой работы. На переднем плане мы видим Алину Шариго в соломенной шляпе с собачкой. Жанна Самарии разговаривает с искусствоведом Шарлем Эфрусси, поправляя шляпу. Сам владелец ресторана — мускулистый бородач, а его дочь изображена у перил террасы.

▪️ Сейчас ресторан называется «Мезон Фурнезе» и выглядит так же, как и на картине, а терраса теперь носит имя Ренуара.

👋 Картина «Завтрак гребцов» — прощание с прошлым. Для Ренуара заканчивался период импрессионизма. Отныне он будет возвращаться к таким темам только в виде исключения.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Алина Шариго — муза Ренуара

1–5. Алина Шариго в работах Ренуара
6–9. Алина Шариго с детьми
10. Дом Ренуара

Фотографии семьи Ренуар

Пьер Огюст Ренуар

1. Дворец дождей
2. Собор Святого Марка
3. Гондолы на Большом канале
4. Белокурая купальщиц
а

Следующей состоялась поездка Ренуара в Италию.

Ренуар едет смотреть на работы Рафаэля и Энгра. Его все больше и больше тянут старые мастера. После знакомства с работами мастеров эпохи Возрождения его взгляд на живопись меняется.

🏝 Во время поездки он пишет «Дворец дожей», «Собор Святого Марка» и «Большой канал в Венеции». Позднее он селится на Капри, где напишет свое лучшее произведение этого периода — «Белокурая купальщица». Новые работы вызвали растерянность у друзей художника.

🎨 Ренуар убрал со своей палитры яркий изумрудный и прозрачно-розовый цвет, заменив их охрой и кобальтом, а затем вернул и остальные цвета. Он начал обводить фигуры контуром.

〰️ Ренуар был убежден, что импрессионизм недооценивал значение классического рисунка. Все больше в его работах ощущается фактура, заметное значение имеет линия и объем.

Пьер Огюст Ренуар

1. Танец в деревне, 1883
2. Танец в городе, 1883
3. Танец в Буживале, 1883
4. Портрет Сислея с женой, 1868
5. Две сестры, 1881
6. В саду, 1885
7. Зонтики, 1881–1886

Вернувшись из Италии, Ренуар тренирует новый стиль, работая над серией из трех картин «Танцы» (1883). Давайте посмотрим на эти работы и другие картины, где можно видеть переход Ренуара к новому стилю.

🕺 Каждая картина изображает пару в танце: «Танец в деревне», «Танец в городе» и «Танец в Буживале». Для этих картин характерна более сухая фактура и четкая моделировка. Кажется, что Ренуар запечатлел танцоров случайно, но если присмотреться, то будет видно, что пара делает один и тот же танцевальный оборот.

▪️ Все три картины имеют схожую композицию, напоминающую портрет Сислея с женой 1868 года.

💃 Работа «Танец в Бужевале» — связующий элемент между прошлым и настоящим. Ренуар пытается отдалиться от временного и случайного. Если в разработке листвы и фона Ренуар еще демонстрирует импрессионистическую манеру, то в изображении одежды танцующих он отходит от нее и рисует фигуры плотными слоями красок.

▪️ В конце 19-го века Бужеваль был парижским пригородом и считался местом отдыха и танцев. В центре этой картины изображен друг Ренуара Пол Лот и Сюзанна Валандон, которые много лет работали с художником.

👭 Еще одна работа этого периода — «Две сестры», написанная на той же террасе ресторана «Дом Фурнез», что и «Завтрак гребцов». Несмотря на название картины, натурщицы не были родственницами. Старшая — будущая актриса Жанна Дарло, а личность младшей неизвестна.

〰️ Эта работа также отражает движение Ренуара к более точным и определенным фигурам. Яркие краски одежды, розовый румянец, игра акцентов в деталях, легкость и воздушность образов делают картину светлой, живой и радостной. Позади сестер раскинулась река Сена, отдыхающая публика катается на лодках — это придает картине легкость и движение.

↪️ Еще две работы, где виднеются остатки импрессионизма, но уже различим новый подход художника к живописи — «В саду» и «Зонтики».

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;