Ренуар
«Великая иллюзия»
Поговорим о фильме «Великая иллюзия», который Ренуар снял в 1937 году и посвятил борьбе с возможностью войны.
Кадры из фильма «Великая иллюзия», реж. Жан Ренуар, 1937
📝 Аннотация. Первая мировая война. Самолет французских летчиков Морешаля и Больде сбит немецким асом фон Рауффенштайном, но оба пилота остались живы и попали в лагерь для военнопленных. Там же находятся несколько британских офицеров, с которыми новички объединяются в работе над тоннелем для побега. После победы французов на Западном фронте Морешаля, Болдье и остальных французских военнопленных переводят в другую тюрьму, где комендантом назначен их «старый знакомый» фон Рауффенштайн. Комендант тепло встречает французов, замечая, что из «его» тюрьмы побег невозможен...
👏 Фильм высоко оценил Орсон Уэллс. Он был поклонником Ренуара и говорил, что если бы была возможность сохранить для потомства пятерку фильмов, он обязательно бы оставил «Великую иллюзию».
📖 Назван по книге британского экономиста Нормана Эйнджелла. Он считал, что общие экономические интересы европейских государств делают абсолютно бессмысленной любую возможную войну.
❌ Ренуар посвящает фильм борьбе с возможностью войны. После ужасов Первой мировой казалось, что война на территории Европы просто невозможна. Хотя уже с середины 30-х некоторые начали понимать, что очередная война приближается.
👥 Великой иллюзией Ренуар считал границы между людьми. Он хотел мирного пути, потому что сам участвовал в Первой мировой. Отсюда автобиографический мотив: главный герой — летчик, как и режиссер.
🕊️ Еще это фильм о вере в мир: в 30-е казалось, что повтор войны невозможен. Люди поверили в эту иллюзию и поэтому не хотели допускать мыслей о новой войне. Ренуар обратился к теме Первой мировой, потому что понял стремления Гитлера и нацизма как идеологии.
💵 Режиссер долго искал продюсера. Даже те, кто соглашался вложить деньги, сомневались в успехе дела. Ведь Ренуар был очень самоуверенным и легко мог снять картину, далекую от планов и ожиданий. Но все прогадали: фильм принес хорошую выручку.
👏 Фильм был номинирован на «Оскар» и получил премию Национального совета кинокритиков США. Впервые в истории иностранную, франкоязычную ленту номинировали на «Оскар» в номинации «Лучший фильм». Тогда не было номинации «Лучший фильм на иностранном языке», специальных «Оскаров» им не давали. А здесь был совершенно уникальный момент. Сегодня это уже нормальная история. Мы помним и «Любовь» Михаэля Ханеке, и «Паразитов» Пон Джун-хо — Ренуар проложил им путь к награде.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Чем «Великая иллюзия» отличается от других фильмов Ренуара
О сюжете, съемках и прокате 👇
🎬 Ренуар приступил к работе в 1936. Он был уже опытным режиссером, который снимал и немое, и звуковое кино, но его фильмы воспринимались зрителями и критиками неоднозначно.
Вот что говорил Франсуа Трюффо:
🗣 «Если "Великая иллюзия" понравилась сразу и повсюду, то прежде всего потому, что это единственный фильм, где Ренуар слегка поступился поэзией ради психологии».
📊 Фильм уникален отсутствием образа врага. Быть вместе и общаться людям мешают не национальные границы, а классовые различия. Будучи человеком 30-х, Ренуар уделяет внимание классовой составляющей жизни. Это происходит и под влиянием советской идеологии и левых идей марксизма.
🕊 Фильм антивоенный, в нем нет ни одной батальной сцены. Там погибает только один персонаж, но не в бою.
💫 Огромный успех у зрителей. Его показали в основной программе Венецианского кинофестиваля. Тогда главная награда называлась кубком Муссолини, потому что в стране был фашизм. И, конечно, такому антивоенному фильму его вручить не могли — только специальный приз за лучший актерский ансамбль. Но по слухам, он очень понравился Муссолини.
😬 Фильм запретили в Германии и Франции. Министр пропаганды нацистской Германии Йозеф Геббельс назвал его кинематографическим врагом номер один и приказал конфисковать и уничтожить копии. В 1940-м году запретили и во Франции: подозревали, что негативно скажется на моральном духе армии. Копии действительно изъяли, но дальше началась интересная история с негативом ленты.
📺 До всех запретов фильм стал абсолютным хитом в Европе и особенно во Франции. Там его посмотрели 12 миллионов зрителей. Во время войны копии фильма уничтожали и все считали, что негатив исчез в 1942 году. Но нет: он был в архиве, а копии разлетались по миру.
🎞 При оккупации Берлина в 1945 году архив оказался под контролем СССР. Его отправили в Москву, в архив Госфильмофонда и так спасли ленту. Ведь именно с негатива — основной пленки — обычно делают реставрацию. В Госфильмофонде он хранился до 60-х, потом его забрали во Францию.
🎥 Архив Госфильмофонда разместили в Тулузской синематеке. До 90-х никто не знал, что частью привезенного комплекта пленок был негатив «Великой иллюзии». Все считали, что он исчез при бомбардировке 1942 года.
Одна сцена из двух контрастирующих частей — как это?
Поговорим об актерах из «Великой иллюзии» 👇
🌟 Главная роль у Жана Габена. Это великий французский актер и практически икона поэтического реализма.
✨ Рядом с ним — еще трое выдающихся актеров: Марсель Далио, Пьер Френе и Гастон Модо.
👤 Эрих фон Штрогейм сыграл руководителя лагеря для военнопленных. Изначально роль хотели отдать великому французскому актеру театра и кино Луи Жуве, но он не смог.
👏 Дита Парло сыграла небольшую, но важную женскую роль — ведь женщин в фильме практически нет. Эта актриса играла главную роль в «Атланте» Жана Виго. Получается традиция поэтического реализма: после Виго она приходит к Ренуару.
🎞 В эпизоде появляется Жак Беккер — ассистент Жана Ренуара. В будущем он станет выдающимся французским режиссером и создаст фильм «Золотая каска».
Эрих фон Штрогейм — значимый американский режиссер и актер. Что интересно о нем узнать 👇
🎥 Начал сниматься в кино в 1915 году. А затем начал режиссерскую карьеру, но был и сценаристом, и художником-декоратором. Исполнял главные роли и часто играл неприятных персонажей и злодеев.
🧩 В его фильмах сочетаются сарказм, гротеск, сатира и натурализм. Он близок Ренуару своим увлечением натуралистической эстетикой и правдой жизни. И в тоже время он постоянно экспериментирует и не как авангардист. Ему интересно добиваться максимальной кинематографической выразительности.
👥 Несмотря на сходства, они с Ренуаром отличались друг от друга. В Ренуаре очень много тепла и гуманизма, а фон Штрогейм рядом с ним выглядит настоящим мизантропом.
📺 Его главный фильм — «Алчность» 1924 года. Еще среди шедевров: «Слепые мужья» 1918 года, «Глупые жены» и «Веселая вдова» 1925 года, «Свадебный марш» 1928 года.
💵 Был перфекционистом и мегаломаном. Это приводило к перерасходам бюджета. В итоге его режиссерская карьера закончилась в конце 20-х. Он уехал в Европу, уже ничего не снимал и работал актером. Периодически возвращался в США на съемки.
🔊 Самые известные роли — это фон Рауффенштайн в «Великой иллюзии» Ренуара и роль дворецкого в «Сансет бульвар» Билли Уайлдера. Штрогейм, будучи опытным режиссером, даже давал Ренуару советы по съемке и тот прислушивался.
💫 Роль у Ренуара стала звездным часом Штрогейма. Это такая хрестоматийная работа. Причем зрители более поздних поколений хуже помнят его режиссерские работы, но знают эти две роли. Они стали второй волной популярности.
🇺🇸 «Великая иллюзия» пользовалась спросом и в Америке. Таким образом Штрогейм снова вернулся к американскому зрителю: в 20-х он был звездой американского голливудского кино, но его успели подзабыть к 30-м, а тут произошло триумфальное возвращение.
🎞 Представьте, что попали в архив Госфильмофонда или любого другого кинохранилища в России или за ее пределами.
Там тысячи пленок с оригиналами мировых шедевров. Можно выбрать и посмотреть несколько. К полке с какими фильмами пойдете? Или первым делом отправитесь к конкретному режиссеру?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день