angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Ренуар

«Золотая карета»

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Кадры из фильма «Золотая карета», 1952

После «Правил игры» Ренуар снял «Реку» в Индии для США, вернулся во Францию и в 1952 году создал «Золотую карету». Каким стал первый с 1939 года европейский фильм👇

📝 Аннотация. Камилла, исполнительница комедии дель арте, прибывает вместе с труппой в Перу, чтобы открыть новый театр. За ней уже увивается Фелипе, но Камилла завоевывает сердца тореадора Рамона и наместника короля. Сраженный чарами Камиллы, наместник дарит ей свою бесценную золотую карету. Драма развивается, Камилла пытается разобраться, где реальность, а где театр. Все три поклонника жаждут ее любви — наместник учится переживать «обычные» эмоции; Рамон впечатляет ее своим мужеством; а Фелипе зовет ее жить с ним в глуши.

📚 Это экранизация комедии Проспера Мериме «Карета святых даров». Она относятся к сборнику пьес «Театр Клары Гасуль» 1830 года. Фильм снимали на английском языке. Ренуар признавал настоящей версией только эту и считал, что дублированные не стоят внимания.

👩‍🦰 Ренуар ориентируется на эстетику комедии дель арте. Поэтому мы видим актеров-итальянцев, а в главной роли блистает великая итальянская актриса Анна Маньяни.

🎭 Ренуар придумал формулу «актриса, театр и жизнь». Основной темой стала актриса между театром и жизнью. Он говорил, что это не драма, буффонада и бурлеск, а ирония. Чтобы достичь театральности, Ренуар просил актеров играть с нажимом.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Чем привлекает «Золотая карета»

Как снимали кино 👇

👁 Сначала экранизировать Мериме планировал Лукино Висконти. Он даже попросил написать сценарий, но в итоге идею передали Жану Ренуару. Он трепетно подошел к созданию первой за столько лет европейской работы и говорил Андре Базену: «В Голливуде у меня были взлеты и падения, но покинуть его в момент полной коммерческой неудачи отдавало бы трусостью».

👏 Чтобы снять успешное американское кино, он поехал в Индию. Ренуар хотел коммерчески реализоваться и снял «Реку». Она стала популярной в прокате и получила одобрение критиков. Ренуар чувствовал себя победителем и уже начал изучать европейские предложения. Среди них была и идея «Золотой кареты». Ренуар выбрал ее и отправился в Рим.

📖 Сценарий вместе с режиссером писали несколько авторов: текст сильно отличался от первоисточника. Ренуар взял за основу только тезисы Мериме. Он оставил главную героиню, сменив ее имя с Периколы на Камиллу, а образ золотой кареты воплотил в мирском тщеславии.

⚡️ Ренуар вдохновлялся Гольдони. Он ссылается на его интонации, чтобы сблизить жизнь и искусство. Ему помогает музыка, особенно композиции Антонио Вивальди. Ренуар говорил, что «влияние Вивальди определило почерк режиссерского сценария», даже называл его одним из соавторов.

🎙 Съемочная группа была интернациональной, поэтому все работали на английском языке. Ренуар был против дубляжа и считал его варварским процессом.

💬 Ренуар говорил, что вместе с Маньяни в главной роли сможет приблизиться к классицизму. Здесь интересно заметить его эволюцию: сначала был авангард, потом преобладали натуралистические тенденции, затем — поэтические начала из «Правил игры», а после появились идеи классицизма. Хотя его поздние картины внешне очень авангардны.

👩 Ренуар называл Маньяни величайшей актрисой, с которой ему довелось работать. Это было еще до «Елены и мужчин», где он снял Ингрид Бергман, которую тоже очень любил. Но у Маньяни были проблемы с дисципиной: она опаздывала на съемки и напоминала этим Мэрилин Монро. Только Мэрилин опаздывала из-за страхов и фобий, а Маньяни — из-за активной ночной жизни. Ренуар вспоминал: «Утром она приходила, падая от усталости, с мешками под глазами и не могла вспомнить ни строчки роли». Ренуар предупредил, что если она не изменится, он откажется от фильма. Маньяни испугалась и взяла себя в руки.

🎭 Критики удивлялись, почему главную роль играет Маньяни, которая прославилась в трагедиях, а не комедиях. А Ренуар отвечал, что увидел в ней комедийное начало. Потом в 1951 году она сыграла в комедии Лукино Висконти «Самая красивая» и снова подтвердила, что может играть комедийные роли.

Как прокатывали и воспринимали фильм 👇

😢 Сначала фильм провалился в прокате, критики встретили его холодно. Жорж Садуль считал, что ни восхитительная Маньяни, ни тонкое чувство цвета, ни приемы дель арте, ни выстроенные мизансцены не возвысили этот фильм, лишенный остроумия.

💌 «Золотую карету» оценили позже. Молодые критики из журнала «Кайе дю синема», будущие режиссеры французской новой волны, захваливали Ренуара. Базен, Трюффо, Ромер, Риветт писали, что это совершенно гениальная лента и шедевр Ренуара.

Фильм очень любил Жак Лурсель. Он причислил его к трилогии зрелищ вместе с «Французским канканом» и «Еленой и мужчинами». Лурсель считал «Золотую карету» шедевром Ренуара, самым цивилизованным и европейским из всех его фильмов. Он видел в фильме синтез различных искусств, который заставлял верить в превосходство кинематографа.

👏 Трюффо тоже считал фильм ключевой работой Ренуара. В 1957 году он основал собственную кинокомпанию Les Films du Carrosse — «Фильмы кареты» — это отсылка к кино Ренуара. А в «Последнем метро» Трюффо ориентировался на язык Ренуара.

На что обратить внимание в финальной сцене «Золотой кареты»

Постеры «Золотой кареты»

📰 Представьте, что вы — начинающий кинокритик и режиссер из журнала «Кайе дю синема». Например, молодой Годар (почему бы и нет?)

Вы написали рецензию на «Золотую карету», чтобы рассказать всем о шедевральности фильма. Как назовете текст?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;