Ренуар
«Золотая карета»
Кадры из фильма «Золотая карета», 1952
После «Правил игры» Ренуар снял «Реку» в Индии для США, вернулся во Францию и в 1952 году создал «Золотую карету». Каким стал первый с 1939 года европейский фильм👇
📝 Аннотация. Камилла, исполнительница комедии дель арте, прибывает вместе с труппой в Перу, чтобы открыть новый театр. За ней уже увивается Фелипе, но Камилла завоевывает сердца тореадора Рамона и наместника короля. Сраженный чарами Камиллы, наместник дарит ей свою бесценную золотую карету. Драма развивается, Камилла пытается разобраться, где реальность, а где театр. Все три поклонника жаждут ее любви — наместник учится переживать «обычные» эмоции; Рамон впечатляет ее своим мужеством; а Фелипе зовет ее жить с ним в глуши.
📚 Это экранизация комедии Проспера Мериме «Карета святых даров». Она относятся к сборнику пьес «Театр Клары Гасуль» 1830 года. Фильм снимали на английском языке. Ренуар признавал настоящей версией только эту и считал, что дублированные не стоят внимания.
👩🦰 Ренуар ориентируется на эстетику комедии дель арте. Поэтому мы видим актеров-итальянцев, а в главной роли блистает великая итальянская актриса Анна Маньяни.
🎭 Ренуар придумал формулу «актриса, театр и жизнь». Основной темой стала актриса между театром и жизнью. Он говорил, что это не драма, буффонада и бурлеск, а ирония. Чтобы достичь театральности, Ренуар просил актеров играть с нажимом.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Чем привлекает «Золотая карета»
Как снимали кино 👇
👁 Сначала экранизировать Мериме планировал Лукино Висконти. Он даже попросил написать сценарий, но в итоге идею передали Жану Ренуару. Он трепетно подошел к созданию первой за столько лет европейской работы и говорил Андре Базену: «В Голливуде у меня были взлеты и падения, но покинуть его в момент полной коммерческой неудачи отдавало бы трусостью».
👏 Чтобы снять успешное американское кино, он поехал в Индию. Ренуар хотел коммерчески реализоваться и снял «Реку». Она стала популярной в прокате и получила одобрение критиков. Ренуар чувствовал себя победителем и уже начал изучать европейские предложения. Среди них была и идея «Золотой кареты». Ренуар выбрал ее и отправился в Рим.
📖 Сценарий вместе с режиссером писали несколько авторов: текст сильно отличался от первоисточника. Ренуар взял за основу только тезисы Мериме. Он оставил главную героиню, сменив ее имя с Периколы на Камиллу, а образ золотой кареты воплотил в мирском тщеславии.
⚡️ Ренуар вдохновлялся Гольдони. Он ссылается на его интонации, чтобы сблизить жизнь и искусство. Ему помогает музыка, особенно композиции Антонио Вивальди. Ренуар говорил, что «влияние Вивальди определило почерк режиссерского сценария», даже называл его одним из соавторов.
🎙 Съемочная группа была интернациональной, поэтому все работали на английском языке. Ренуар был против дубляжа и считал его варварским процессом.
💬 Ренуар говорил, что вместе с Маньяни в главной роли сможет приблизиться к классицизму. Здесь интересно заметить его эволюцию: сначала был авангард, потом преобладали натуралистические тенденции, затем — поэтические начала из «Правил игры», а после появились идеи классицизма. Хотя его поздние картины внешне очень авангардны.
👩 Ренуар называл Маньяни величайшей актрисой, с которой ему довелось работать. Это было еще до «Елены и мужчин», где он снял Ингрид Бергман, которую тоже очень любил. Но у Маньяни были проблемы с дисципиной: она опаздывала на съемки и напоминала этим Мэрилин Монро. Только Мэрилин опаздывала из-за страхов и фобий, а Маньяни — из-за активной ночной жизни. Ренуар вспоминал: «Утром она приходила, падая от усталости, с мешками под глазами и не могла вспомнить ни строчки роли». Ренуар предупредил, что если она не изменится, он откажется от фильма. Маньяни испугалась и взяла себя в руки.
🎭 Критики удивлялись, почему главную роль играет Маньяни, которая прославилась в трагедиях, а не комедиях. А Ренуар отвечал, что увидел в ней комедийное начало. Потом в 1951 году она сыграла в комедии Лукино Висконти «Самая красивая» и снова подтвердила, что может играть комедийные роли.
Как прокатывали и воспринимали фильм 👇
😢 Сначала фильм провалился в прокате, критики встретили его холодно. Жорж Садуль считал, что ни восхитительная Маньяни, ни тонкое чувство цвета, ни приемы дель арте, ни выстроенные мизансцены не возвысили этот фильм, лишенный остроумия.
💌 «Золотую карету» оценили позже. Молодые критики из журнала «Кайе дю синема», будущие режиссеры французской новой волны, захваливали Ренуара. Базен, Трюффо, Ромер, Риветт писали, что это совершенно гениальная лента и шедевр Ренуара.
✨ Фильм очень любил Жак Лурсель. Он причислил его к трилогии зрелищ вместе с «Французским канканом» и «Еленой и мужчинами». Лурсель считал «Золотую карету» шедевром Ренуара, самым цивилизованным и европейским из всех его фильмов. Он видел в фильме синтез различных искусств, который заставлял верить в превосходство кинематографа.
👏 Трюффо тоже считал фильм ключевой работой Ренуара. В 1957 году он основал собственную кинокомпанию Les Films du Carrosse — «Фильмы кареты» — это отсылка к кино Ренуара. А в «Последнем метро» Трюффо ориентировался на язык Ренуара.
На что обратить внимание в финальной сцене «Золотой кареты»
Постеры «Золотой кареты»
📰 Представьте, что вы — начинающий кинокритик и режиссер из журнала «Кайе дю синема». Например, молодой Годар (почему бы и нет?)
Вы написали рецензию на «Золотую карету», чтобы рассказать всем о шедевральности фильма. Как назовете текст?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день