angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ренуар

Режиссерский почерк

Поговорим о режиссерском почерке Ренуара. Изучим этапы его творчества, узнаем, что о нем говорили современики, и посмотрим, как менялись методы и приемы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Когда Ингрид Бергман получала от имени Ренуара «Оскар», она сказала:

🗣 «Все фильмы Ренуара отличают присущие им индивидуальность, поэтичность и тонкий лиризм. Главным содержанием его картин является его собственная любовь к людям, как бы ни появлялась их сущность, от благородства до безумия».

👏 Глубина, чувственность и волнующее ощущение реальности — такие отличия режиссуры выделяли современники. А Трюффо отмечал, что Ренуар повлиял на всех и в мировоззренческом плане — как философ и писатель.

👥 В фильмах Ренуара есть социальная критика: он часто рассматривает классовые взаимотношения.

▶️ Ренуара не очень интересует монтаж. Он говорил, что ритм превыше всего, но он не в монтаже, а в актерской игре. Советская монтажная школа влияла на всех, но не на него. Ренуар больше думал об актерах, пластике, композиции.

🎭 Он работал с великими актерами, будучи великим актером. Список великих актеров, которые снялись у Ренуара, большой: Жан Габен в «Великой иллюзии», Мишель Симон в «Суке», Анна Маньяни в «Золотой карете», Ингрид Бергман в «Елене и мужчинах», Поль Мерис в «Завтраке на траве».

💬 Язык Ренуара всегда был легким и гибким. Впрочем, такое часто встречается у французов: вспомним Вольтера и Моне.

🧩 Кинематограф Ренуара делится на этапы. Он был разным в двадцатых, тридцатых, сороковых и пятидесятых. Разберем по порядку.

Кадры из фильма «Девочка со спичками», реж. Жан Тедеско, Жан Ренуар, 1928

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Как начинается карьера Ренуара 👇

🎷 Ренуар дебютирует в середине 20-х годов. Это время авангарда во всем мире. В немецком кино — экспрессионизм, в советском — советская монтажная школа, в американском — фильмы Бастера Китона. А во Франции авангард распадается на две части.

🎭 Французский авангард — направление в кино 20-х. Оно связано с экспериментами в области киноязыка и поисками оригинальных выразительных средств. Суть авангарда — утвердить кино как независимое искусство. Кино — это не литература, не театр, не живопись.

🔜 Киноимпрессионизм — первая ступень в развитии французского авангарда. Его иногда называют первым авангардом. Он зарождается после войны в 1918 году и завершается в 1924 году. Термин принадлежит историку кино и создателю французской синематеки Анри Ланглуа.

🤔 Киноимпрессионизм выражен в творчестве режиссеров и теоретиков кино. Луи Деллюк, Жермена Дюлак, Жан Эпштейн и Марсель Л'Эрбье начали выступать против литературщины и театральщины, потому что эти нормы не определяют суть кино — ее как раз нужно было найти.

👤 В 1924 году киноимпрессионизм условно завершается, но представители работают и дальше. С 1924 года мы уже говорим о втором авангарде или просто — авангарде. К нему и примыкает Жан Ренуар.

⚖️ В отличие от первого, во втором авангарде стало больше эксперимента, поиска, новых выразительных средств и своеобразия, но единой группы не сложилось — все разделились на группы или творили по отдельности. Киноимпрессионисты, напротив, были вместе.

📺 В кино стало больше агрессии: оно активно нападает на зрителя и практически насильно утверждает свою самость. Например, дадаисты — тут надо назвать фильм Рене Клера «Антракт» — отрицают смысл всего и вся. А сюрреалисты погружаются в бездны бессознательного — например, в фильме «Андалузский пес» Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали 1929 года. Творили и последователи киноимпрессионизма — Альберто Кавальканти и Жан Ренуар. Здесь вспоминаем его «Девочку со спичками». Андре Базен оценивал фильм так:

🗣 «Восторженное любопытство Ренуара к трюковым съемкам, почти чувственное наслаждение, вызываемое в нем оригинальностью этих феерических картинок».

Как натурализм проявляется в фильмах Ренуара

Теперь разберем, что было в 30-х — эпохе звукового кино, когда сложился зрелый стиль Ренуара👇

☝️ Время главенства поэтического реализма. Жана Ренуара называют одним из двух виднейших представителей направления наравне с Марселем Карне.

👱‍♂️ Поэтический реализм — художественное направление в французском кино. В его основе лежит интерес к маленькому человеку и его героизация. Главными героями становятся представители среднего класса, а чаще бедняки, аутсайдеры. Например, дезертир в «Набережной туманов» Марселя Карне.

🧨 Народный типаж преобладает из-за накала политической обстановки. В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты, а во Франции появился народный фронт. Возникает желание прославить простого француза. Это характерно для «Атланты» Жана Виго, «Будю, спасенного из воды» и «День начинается» Марселя Карне.

✍️ Критик и писатель Пьер Мак-Орлан вместо термина «поэтический реализм» использует словосочетание «социальная фантастика». Режиссеры показывают выходцев из народа и создают полусказочные истории о том, как народ весело живет и дружно преодолевает тяготы. Например, в «Преступлении господина Ланжа» Ренуара бедные поддерживают друг друга и даже скрывают убийство, потому что оно произошло на классовой почве.

💫 Критик Пьетро Паоло Тромпео предлагает рассматривать поэтический реализм как третью фазу развития натурализма. В качестве основного эстетического свойства фильмов поэтического реализма он выделяет интерес к фантастическим реалиям жизни, когда в череде событий происходит что-то из ряда вон выходящее.

📽 Ренуар больший реалист и сатирик, чем Карне и Виго, которые поэтизировали действительность. У Карне под влиянием романтизма много мрачной поэзии, она же преобладает у Виго как у раннего представителя поэтического реализма. А Ренуар боьше натуралист, его интересует живая жизнь. В 30-е он снял много натуралистических картин — «Человек-зверь», «Сука».

👁 Ренуар — мастер мизансцены и глубокого фокуса. Это техника съемки, при которой у оператора есть возможность акцентировать внимание зрителия на объектах разной крупности в одном кадре — например, деталь и средний план, крупный и общий план. В конце 30-х Ренуар начинает использовать глубокий фокус в «Правилах игры». Это большое техническое достижение, которое предвосхищает глубокий фокус Орсона Уэллса и других американских режиссеров.

🛤 В конце 30-х режиссер снимает долгими планами. Длинные кадры помогают добиться ощущения жизненности. Он любит живой звук и пишет на натуре с микрофоном. В те времена микрофоны были плохими, поэтому звук получался нечеткий, но Ренуару это нравилось, он не любил переозвучивание и дубляж.

🔊 Фильмом «Тони» Ренуар проложил дорогу итальянскому неореализму. Он соглашался с этим, но подчеркивал, что итальянцы работают по-другому: постоянно озвучивают фильмы в студиях и никогда не работают с чистым звуком. А он делал наоборот.

Неореализм Висконти, или почему о Ренуаре нельзя говорить без упоминания этого итальянского режиссера

Жан Ренуар на съемках фильма «Река», 1951

В 40-х Ренуар работает в Америке и снимает в эстетике нуара. A в 50-х возвращается в Европу. И тут его стиль меняется 👇

❤️ Он все еще любит долгие планы, глубинную мизансцену и живой звук. Но это уже не поэтический реализм — тот закончился в тридцатых и начале сороковых.

🎨 Теперь Ренуар снимает карнавальное, яркое, подчеркнуто цветное кино с преобладанием декоративного начала. Сюда относятся «Река» снятая в Индии, «Французский канкан», «Елена и мужчины», «Золотая карета». Он равняется на живописи и стилизует фильмы под картины. Особенно это чувствуется во «Французском канкане», где перед нами будто воспроизведена живопись постимпрессионистов.

🕹 Преобладает условность: Ренуар нащупывает границы между реальностью и искусством. Он подчеркивает, что кино — это именно искусство, натурализма теперь гораздо меньше. А карнавальность схожа с прозой Франсуа Рабле.

В 50-е стиль становится очень легким, фильмы выглядят простыми и развлекательными. «Французский канкан», «Елена и мужчины» — их легко и приятно смотреть, но двойное дно и скрытые смыслы остаются.

🎭 Сохраняется сатирическое начало. Это хорошо заметно в фильмах «Сука», «Правила игры», «Преступление господина Ланжа».

Об американском периоде Ренуара

Жан Ренуар

📅 Дебютные двадцатые, реалистичные тридцатые, нуарные сороковые, яркие пятидесятые — творчество Ренуара было таким разным. Фильмы и стиль какого периода нравятся вам больше и почему?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;