Ренуар
«Правила игры»
![](https://levelvan.ru/upload/users/5e67692ec580b.jpg)
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/l1plus-2.png)
Кадры из фильма «Правила игры», реж. Жан Ренуар, 1939
«Это волшебная неуловимая работа, которая навсегда встала следом за "Гражданином Кейном" во всех рейтингах великих фильмов. Она так проста и запутана, так бесхитростна и зла, так невинна и опасна, что вы не можете просто ее смотреть, вы должны впитать ее дух», — так о «Правилах игры» говорил критик Роджер Эберт. Узнаем, почему этот фильм 1939 года десятилетиями признается одним из самых главных французских фильмов всех времен 👇
📝 Аннотация. Франция накануне Второй мировой войны. Авиатора Андре Жюрье, совершившего рекордный перелет, встречают на земле его друг Октав и толпа репортеров. Он сообщает радиослушателям, что предпринял эту авантюру из-за любви к женщине, которая даже не пришла поприветствовать его в аэропорт. Это Кристин. В это время она готовится выйти в свет со своим мужем, который знает о романе жены, но не хочет ее потерять. Сам он пытается порвать с обожающей его любовницей. Октав признается Андре, что ему также небезразлична Кристин, и заявляет, что тот никогда не получит ее, так как пренебрегает правилами игры в обществе. Чуть позже оба попадают на уик-энд и охоту в загородное поместье де ла Шеснея. Здесь и разыгрывается безжалостная игра, ограниченная жесткими правилами «высшего света». Все, включая слуг, имеют свои маленькие драмы.
🗞 Фильм входит в десятку величайших по версии британского журнала о кино Sight & Sound. Журнал обновляет рейтинг каждый год, но «Правила игры» остаются на месте.
🎢 В конце 30-х Ренуар был на пике карьеры. Кино во Франции процветало, премьеры проходии успешно. Но Ренуар решил поработать в более поэтичной манере и обратился за вдохновением к произведениям Пьера де Мариво и Альфреда де Мюссе.
В интервью Жаку Риветту и Франсуа Трюффо в 1954 году он говорил:
🗣 «Работа над сценарием вдохновила меня изменить направление и возможно совершенно отойти от натурализма, чтобы попытаться нащупать более классический, более поэтичный жанр».
💭 Ренуар намеренно отходит от натурализма и движется к большей поэтичности. Фильм ближе к поэтическому реализму, чем успешные «Человек-зверь» и «Сука». Еще Ренуар создает точное описание жизни буржуазии нашего века — реализует социальную направленность.
👀 Фильм показывает общество, а не отдельных людей. В этом чувствуется импрессионистское начало — желание набросать общую картину со смазанными очертаниями и контурами, как на картинах Пьера Огюста Ренуара.
✍️ Ренуар переписывал сценарий несколько раз. На это влияла работа с актерами: он отталкивался от их реакций и восприятия материала.
👤 Он говорил, что в фильме нет главного героя: по его задумке получился фильм-ансамбль.
📺 Ренуар хотел позвать всех актеров, с которыми работал над фильмом «Человек-зверь». Должен был играть и Жан Габен, и Фернан Леду, и Симона Симон, но они были заняты. Например, Жан Габен работал с Марселем Карне над «День начинается», тоже одним из шедевров кинематографа.
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/tg-logo-big.png)
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/tg-logo-big.png)
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/tg-logo-big.png)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться![](https://levelvan.ru/upload/media/sbsc-culture.png)
В чем особенности фильма 👇
🎭 Он полихарактерный и практически лишен драматургии. Множество персонажей постоянно друг с другом пересекается, а мы следим за огромным количеством сюжетных линий. Кинокритик Андре Базен говорил:
🗣 «Фильм лишь переплетение отзвуков, намеков, соответствий, карусель различных тем».
👏 Фильм отлично выстроен: ни один кадр не оказывается бесполезным или неуместным. Именно поэтому Базен сравнивает этот фильм с симфонией.
🎼 Ренуар вдохновился барочной музыкой Франсуа Куперена, Жана-Филиппа Рамо, Жана-Батиста Люлли и Андре Гретри — она позволила Ренуару сделать форму и тему фильма легче и тоньше. Он признавался, что барочные ритмы помогли нащупать неповторимый авторский стиль.
🎦 «Правила игры» знамениты благодаря глубокому фокусу. Происходящее на всех планах показано четко: так Ренуар подчеркивает равнозначность событий. Это новаторская техника, предвосхитившая открытия американских режиссеров: в частности, Орсона Уэллса с его «Гражданином Кейном».
📼 Для съемок заказали линзы и специальные объективы, которые достигали глубины кадра и сохраняли четкий задний план. Это позволило Ренуару эффектно снимать в больших залах и длинных коридорах. Камера часто находится в движении— это тоже техническая и эстетическая особенность фильма, которая отражает живую жизнь.
🌏 Стилистические особенности «Правил игры» повлияли на мировое кино: на режиссеров Франсуа Трюффо и Роберта Олтмена, на французскую новую волну, на теории Андре Базена. А также на Бернардо Бертолуччи, который говорил:
🗣«Своим самым любимым режиссером я бы назвал Ренуара, а фильм номер один для меня — “Правила игры"».
👁 Особенно Ренуар повлиял на Олтмена. Он с 70-х снимает полихарактерное кино — фильмы с множеством персонажей без главного героя. Например, «Нэшвилл». А в «Госфорд-парке» Олтмен цитирует Ренуара: загородное поместье, высшее общество, слуги, сцена охоты и сцена за столом отсылают к «Правилам игры».
Сцена охоты из фильма «Правила игры»
Анализируем сцену из «Правил игры»
Как снимали и прокатывали кино 👇
🏞 Съемки на натуре начались 15 февраля 1939 года. Ассистентом Ренуара был сам Анри Картье-Брессон — будущий великий фотограф. Через месяц немецкие войска оккупировали Чехословакию, во французской армии объявили мобилизацию. Некоторых членов съемочной группы призвали в армию — ушли электрики, техники, главный художник.
👿 Зрители были недовольны фильмом, а прокатчики требовали его переработать. Ренуар сократил картину с 94 минут до 81. Он уменьшил свою же роль Октава — так возникла легенда о второй альтернативной концовке.
⚡️ Фильм осудили за сатиру над французским обществом: публика осмеяла премьеру, правительство запретило прокат, а Ренуар был очень расстроен.
🧭 Негатив фильма исчез во время войны. Из-за этого считалось, что фильм уже нельзя реконструировать в полной авторской версии. Но после войны нашли фрагменты негатива.
👏 В 1959 году при участии Ренуара восстановили полную версию. Фильм длился 106 минут, не обнаружили лишь одну сцену.
❤️ С 50-х фильм стали ценить. Его полюбили критики, историки кино, а после одобрения Ренуара создали более полную версию на 110 минут. Еще в 30-х Бардеш называл его странной мешаниной, а Садуль говорил, что фильм бессвязный и неровный. Но в 50–60-е годы критики изменили мнение и утверждали, что прежнее непонимание объясняется «не только своеобразием сюжета и психологической инертностью публики, но и композицией фильма, лишь мало-помалу открывающейся внимательному зрителю».
🎻 Ренуар вдохновлялся барокко, рококо и классической французской драматургией. Заметили, как это отражается в фильме? В каких сценах и кадрах?
Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.
6600₽ 3300₽
темах
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/bf-lecturer.png)
на лекции и практикумы
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/bf-like.png)
средний рейтинг лекции
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/bf-many.png)
вебинаров в день