Ренуар
«Правила игры»
Кадры из фильма «Правила игры», реж. Жан Ренуар, 1939
«Это волшебная неуловимая работа, которая навсегда встала следом за "Гражданином Кейном" во всех рейтингах великих фильмов. Она так проста и запутана, так бесхитростна и зла, так невинна и опасна, что вы не можете просто ее смотреть, вы должны впитать ее дух», — так о «Правилах игры» говорил критик Роджер Эберт. Узнаем, почему этот фильм 1939 года десятилетиями признается одним из самых главных французских фильмов всех времен 👇
📝 Аннотация. Франция накануне Второй мировой войны. Авиатора Андре Жюрье, совершившего рекордный перелет, встречают на земле его друг Октав и толпа репортеров. Он сообщает радиослушателям, что предпринял эту авантюру из-за любви к женщине, которая даже не пришла поприветствовать его в аэропорт. Это Кристин. В это время она готовится выйти в свет со своим мужем, который знает о романе жены, но не хочет ее потерять. Сам он пытается порвать с обожающей его любовницей. Октав признается Андре, что ему также небезразлична Кристин, и заявляет, что тот никогда не получит ее, так как пренебрегает правилами игры в обществе. Чуть позже оба попадают на уик-энд и охоту в загородное поместье де ла Шеснея. Здесь и разыгрывается безжалостная игра, ограниченная жесткими правилами «высшего света». Все, включая слуг, имеют свои маленькие драмы.
🗞 Фильм входит в десятку величайших по версии британского журнала о кино Sight & Sound. Журнал обновляет рейтинг каждый год, но «Правила игры» остаются на месте.
🎢 В конце 30-х Ренуар был на пике карьеры. Кино во Франции процветало, премьеры проходии успешно. Но Ренуар решил поработать в более поэтичной манере и обратился за вдохновением к произведениям Пьера де Мариво и Альфреда де Мюссе.
В интервью Жаку Риветту и Франсуа Трюффо в 1954 году он говорил:
🗣 «Работа над сценарием вдохновила меня изменить направление и возможно совершенно отойти от натурализма, чтобы попытаться нащупать более классический, более поэтичный жанр».
💭 Ренуар намеренно отходит от натурализма и движется к большей поэтичности. Фильм ближе к поэтическому реализму, чем успешные «Человек-зверь» и «Сука». Еще Ренуар создает точное описание жизни буржуазии нашего века — реализует социальную направленность.
👀 Фильм показывает общество, а не отдельных людей. В этом чувствуется импрессионистское начало — желание набросать общую картину со смазанными очертаниями и контурами, как на картинах Пьера Огюста Ренуара.
✍️ Ренуар переписывал сценарий несколько раз. На это влияла работа с актерами: он отталкивался от их реакций и восприятия материала.
👤 Он говорил, что в фильме нет главного героя: по его задумке получился фильм-ансамбль.
📺 Ренуар хотел позвать всех актеров, с которыми работал над фильмом «Человек-зверь». Должен был играть и Жан Габен, и Фернан Леду, и Симона Симон, но они были заняты. Например, Жан Габен работал с Марселем Карне над «День начинается», тоже одним из шедевров кинематографа.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяВ чем особенности фильма 👇
🎭 Он полихарактерный и практически лишен драматургии. Множество персонажей постоянно друг с другом пересекается, а мы следим за огромным количеством сюжетных линий. Кинокритик Андре Базен говорил:
🗣 «Фильм лишь переплетение отзвуков, намеков, соответствий, карусель различных тем».
👏 Фильм отлично выстроен: ни один кадр не оказывается бесполезным или неуместным. Именно поэтому Базен сравнивает этот фильм с симфонией.
🎼 Ренуар вдохновился барочной музыкой Франсуа Куперена, Жана-Филиппа Рамо, Жана-Батиста Люлли и Андре Гретри — она позволила Ренуару сделать форму и тему фильма легче и тоньше. Он признавался, что барочные ритмы помогли нащупать неповторимый авторский стиль.
🎦 «Правила игры» знамениты благодаря глубокому фокусу. Происходящее на всех планах показано четко: так Ренуар подчеркивает равнозначность событий. Это новаторская техника, предвосхитившая открытия американских режиссеров: в частности, Орсона Уэллса с его «Гражданином Кейном».
📼 Для съемок заказали линзы и специальные объективы, которые достигали глубины кадра и сохраняли четкий задний план. Это позволило Ренуару эффектно снимать в больших залах и длинных коридорах. Камера часто находится в движении— это тоже техническая и эстетическая особенность фильма, которая отражает живую жизнь.
🌏 Стилистические особенности «Правил игры» повлияли на мировое кино: на режиссеров Франсуа Трюффо и Роберта Олтмена, на французскую новую волну, на теории Андре Базена. А также на Бернардо Бертолуччи, который говорил:
🗣«Своим самым любимым режиссером я бы назвал Ренуара, а фильм номер один для меня — “Правила игры"».
👁 Особенно Ренуар повлиял на Олтмена. Он с 70-х снимает полихарактерное кино — фильмы с множеством персонажей без главного героя. Например, «Нэшвилл». А в «Госфорд-парке» Олтмен цитирует Ренуара: загородное поместье, высшее общество, слуги, сцена охоты и сцена за столом отсылают к «Правилам игры».
Сцена охоты из фильма «Правила игры»
Анализируем сцену из «Правил игры»
Как снимали и прокатывали кино 👇
🏞 Съемки на натуре начались 15 февраля 1939 года. Ассистентом Ренуара был сам Анри Картье-Брессон — будущий великий фотограф. Через месяц немецкие войска оккупировали Чехословакию, во французской армии объявили мобилизацию. Некоторых членов съемочной группы призвали в армию — ушли электрики, техники, главный художник.
👿 Зрители были недовольны фильмом, а прокатчики требовали его переработать. Ренуар сократил картину с 94 минут до 81. Он уменьшил свою же роль Октава — так возникла легенда о второй альтернативной концовке.
⚡️ Фильм осудили за сатиру над французским обществом: публика осмеяла премьеру, правительство запретило прокат, а Ренуар был очень расстроен.
🧭 Негатив фильма исчез во время войны. Из-за этого считалось, что фильм уже нельзя реконструировать в полной авторской версии. Но после войны нашли фрагменты негатива.
👏 В 1959 году при участии Ренуара восстановили полную версию. Фильм длился 106 минут, не обнаружили лишь одну сцену.
❤️ С 50-х фильм стали ценить. Его полюбили критики, историки кино, а после одобрения Ренуара создали более полную версию на 110 минут. Еще в 30-х Бардеш называл его странной мешаниной, а Садуль говорил, что фильм бессвязный и неровный. Но в 50–60-е годы критики изменили мнение и утверждали, что прежнее непонимание объясняется «не только своеобразием сюжета и психологической инертностью публики, но и композицией фильма, лишь мало-помалу открывающейся внимательному зрителю».
🎻 Ренуар вдохновлялся барокко, рококо и классической французской драматургией. Заметили, как это отражается в фильме? В каких сценах и кадрах?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день