angle-down facebook instagram vkontakte warning

Роберт Фальк

Творчество в 1920-е годы: жанр натюрморта

В 1920-е Фальк решил отойти от наследия «Бубнового валета» и заинтересовался предметом как формой. Посмотрим на натюрморты художника и узнаем, что случилось с приходом Советов.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Роберт Фальк

1. Портрет Киры Алексеевой. 1919
2. Автопортрет с женой (Раиса Идельсон). 1923
3. Кира. 1925
4. Девушка у окна (портрет жены Раисы Идельсон). 1926

5. Раиса Идельсон. Автопортрет с изумрудом. 1920-е

Поговорим о творчестве Фалька в 1920-е годы, до его отъезда в Париж. Это очень важный период в жизни художника, когда он обрел «подлинное живописное лицо».

Для начала посмотрим, что происходило в это время в жизни Фалька 👇

🎓 В 1918 году Фальк начал преподавать на высших художественных курсах ВХУТЕМАС, стал деканом факультета живописи. Его мастерская на Мясницкой была совсем не уютной и очень холодной. Железную печку топили ученики, но холод их не волновал: главное, что они смогли стать учениками Фалька. В это время он известен, популярен, востребован.

👥 Каждую осень в мастерскую к Фальку выстраивалась очередь. Желающих попасть на обучение было так много, что художник был вынужден устраивать конкурсы работ студентов.

🥔 Больше всего Фальк работал со студентами над простотой. Самая сложная задача — «простое написать просто и убедительно». Поэтому писали простейшие натюрморты: кувшин, хлеб, лук, картошка. Этот период хорошо характеризуют слова Пастернака: «Нельзя не впасть к концу, как в ересь, в неслыханную простоту».

👨‍🎨 В 20-е годы Фалька признали не только как педагога, но и как художника. Его картины покупают музеи, он делает доклады, участвует во всевозможных жюри и художественных организациях, работает в театре.

👩‍🎨 Второй женой Фалька стала Кира Алексеева, дочь Константина Станиславского. С ней он знакомится в Крыму, в Бахчисарае на этюдах. Кира была очень талантливым художником. Фальк напишет о ней, что она обладала «бешеным талантом к живописи». К концу 1920 годов они стали жить вместе, через год родилась дочь Кирилла.

💔 Союз с Кирой Алексеевой тоже оказался непрочным. В 1921 году во время рабочей командировки в Витебск Фальк познакомился со своей третьей женой — Раисой Идельсон.

▪️ В Витебск Фальк приехал, чтобы «вразумить» преподававшего там Казимира Малевича и утихомирить «разгул супрематизма». В Витебске он открыл свою мастерскую, в которую очень скоро переехали и ученики Малевича, а затем отправились за Фальком и в Москву. Среди них была и Раиса Идельсон. Случился новый резкий поворот судьбы, впереди Фалька ждал тяжелый развод.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Роберт Фальк. Бутылки и кувшин». 1912
2. Роберт Фальк. Натюрморт с фикусом. 1913
3. Роберт Фальк. Сицилийская кукуруза. 1936
4. Роберт Фальк. Натюрморт с перцами. 1932–1933
5. Хаим Сутин. Плоть. 1930-е
6. Роберт Фальк. Натюрморт с лобстером и птицей. 1933–1934
7. Роберт Фальк. Чеснок. 1935

Теперь поговорим о натюрмортах Роберта Фалька. В этом разговоре мы немного отойдем от хронологии и проследим всю эволюцию жанра в творчестве художника.

🎨 В 1920-е Фальк отказывается от наследия «Бубнового валета». Ему больше неинтересны Сезанн и кубизм, неинтересно разбирать предмет на формы. Его интересует предмет как форма: «Форма — это остывшее цветовое ядро. Какой цвет в ядре — в такую форму он и застынет».

🍇 В этот период в его творчестве все большую роль играет натюрморт. Фальк предпочитал французскому названию натюрморта — «мертвая натура», голландское — «тихая жизнь».

🔀 В первых натюрмортах уже завязываются сложные отношения между предметами.

🏺 «Бутылки и кувшин». Кувшин и две бутылки стоят на краю стола.
Белый фон позволяет четко выявить силуэты. Каждый предмет отделен от соседних (у каждого своя жизнь, каждый обречен на «пластическое одиночество»). Рядом, но не вместе.

🌱 «Натюрморт с фикусом». Создается психологическая среда предмета. Однородность предмета и среды становятся равнозначными элементами. Фальк ищет одушевления вещей, пытается передать внутреннее напряжение между предметами.

🇫🇷 Натюрморты французского периода (о нем мы подробнее поговорим в следующей части).

🌽 «Сицилийская кукуруза». Типичный натюрморт французского периода. Меняется цветовая гамма, появляются красивые дополнительные цвета. Зерна вылеплены в натуральную величину.

🌶 «Натюрморт с перцами». Посмотрите, как меняется мазок. Работа по стилю и экспрессии напоминает натюрморт Х. Сутина «Плоть». Эти перцы очень «мускулисты», их будто выкинуло взрывом из горшка. Мощная энергия создается противопоставлением красного цвета перцев и коричневого фона.

▪️ Если присмотреться, заметно, что фон для Фалька имеет не меньшее значение, чем предметы. Он написан точно и филигранно, мазок к мазку.

«Натюрморт с лобстером и птицей». Здесь невероятный фон: сколько оттенков коричневого, охры, песочного! В этом натюрморте Фальк нарушает классические законы искусства: предметы поставлены в ряд — обычно предметы расставляют более естественно.

«Чеснок». Здесь Фальк работает в сложной серебряно-серой жемчужной гамме. Чеснок не менее ценен, чем драгоценный жемчуг. Он сверкает перламутром и по красоте не уступает любой драгоценности. Рядом письмо и чашечка.

▪️ Не стоит искать в этой работе скрытые смыслы (письмо — символ одиночества в Париже, чеснок — фрейдистский символ). Сюжет и скрытые смыслы — это не про Фалька. Перед нами просто красивый чеснок, а другие предметы подобраны исключительно по цвету. Чтобы понять Фалька, надо смотреть на него как на живописца, а не как на символиста.

О натюрморте «Красная мебель»

Роберт Фальк. Красная мебель. 1920

1. Роберт Фальк. Фикус на окне. 1956
2. Вермеер. Девушка у окна. 1657
3. Роберт Фальк. Последние цветы. 1947
4. Роберт Фальк. Натюрморт с красным горшочком. 1955–1956
5. Роберт Фальк. Натюрморт с африканской скульптурой. 1944
6. Роберт Фальк. Картошка. 1955

Теперь посмотрим на эволюцию натюрмортов Фалька в 1950-е годы.

В этот период Фальк занимается очень сложным жанром — натюрморт в пейзаже.

🌱 «Фикус на окне». Обратите внимание на мазок этого периода. Фальк как будто усмирил его, в картины пришло спокойствие. Нет больше той бешеной энергии, которую мы видели в натюрморте с перцами.

▪️ Для этого натюрморта Фальк тщательно выстраивал натуру, но никак не получалось заколоть занавески: ему не нравились складки. Тогда его четвертая жена Ангелина Щекин-Кротова нашла в библиотеке репродукцию Вермеера «Девушка у окна», срисовала складки и, вернувшись домой, заколола по образцу. Когда Фальк вернулся в мастерскую, то воскликнул: «Ну вот! Я же всегда говорил: надо как можно проще. Вот оно и получилось».

🔴 «Натюрморт с красным горшочком». Один из самых гениальных натюрмортов Фалька. Это не просто натюрморт, а рассуждение зрелого художника на теоретические темы: «Форма — это остывшая оболочка раскаленного цветового ядра».

▪️ Круглая форма горшка «горит» в центре. Постепенно, отдаляясь от нее, остывают остальные элементы. И все это заканчивается неподвижной формой куба.

▪️ И снова мы видим здесь еле заметное влияние Сезанна и «читаем» его главный художественный совет — видеть во всем шар, конус и куб. А мазки расходятся в разных направлениях.

🌍 «Натюрморт с африканской скульптурой». Один из немногих натюрмортов, где Фальк изобразил блик на бутылке — обычно он никогда не писал бликов: это то, что создает внешнюю красоту, отвлекая внимание от внутренней. А Фалька интересует исключительно внутренний мир предмета.

▪️ Происходит полное погружение в цвет. Фон совершенно пустой, но пишется он с не меньшими трудозатратами, что и остальные предметы.

🥔 Картошка. Лучший натюрморт этого периода. В его основе — целая философия о взаимоотношении формы геометрической (куб стола) и формы органической (картошка) и рассуждение о том, как их писать (использовать одни и те же методы или для каждого нужен свой).

▪️ Посмотрите внимательнее на картошку: создается ощущение, что внутри — раскаленное содержание. Она «тлеет», как уголь в камине. Нет разницы, что писать. У каждого предмета есть богатая внутренняя жизнь, достойная кисти художника.

Роберт Фальк

1. Автопортрет в желтом. 1924
2. Заседание Исполкома. 1927

В завершение части посмотрим, как Фальк встретил новую советскую действительность и почему в итоге решил уехать в Париж.

Отношения с советской властью складывались для Фалька удачно. Прошла выставка в Третьяковке, галерея купила его работы. Фальк получал официальные заказы. Сложилась его живописная система: он стал не просто художником, а художником-теоретиком.

👨‍🎨 Посмотрите на «Автопортрет в желтом». Здесь Фальк в нескольких шагах от признания и перспективы стать крепким советским художником.

▪️ В это период в работах Фалька появляется много дополнительных цветов. Он часто работает на контрастах: намеренно противопоставляет желтой кофте (привет Маяковскому) голубые цвета. В написании лица использует в качестве дополнительных цветов красный и зеленый, которые усиливают друг друга, так как находятся в противоположных местах цветового круга.

▪️ Фальк с портрета как бы тревожно вглядывается в мир. Живопись становится для него убежищем от окружающего мира.

🎨 Фальк пытался подстроиться под новый режим. В его жизни все складывалось так удачно, что, казалось, он сможет пойти путем «Бубновых валетов»: в это время Кончаловский переписывал эрмитажные произведения, Машков начал писать пейзажи с колхозными хлебами.

🔙 Главный лозунг этого времени — «Назад к передвижникам». Новой власти нужная была новая жанровая картина. Чтобы вписаться в новую действительность, в 1927 году Фальк написал «Заседание Исполкома».

🤦‍♂️ «Заседание Исполкома» — это очень плохой Фальк. Он вроде бы взял правильную тему, сюжет, обстановку, не забыл и про портрет Ленина. Но ничего не получилось.

▪️ Фальк не вписывался в систему, ему это было неинтересно — и он будто разучился рисовать. Картину завершили уже его ученицы. Результат оказался настолько плохим, что картину даже не принял худсовет. Стало очевидно, что такая действительность Фалька не вдохновляет.

🕓 Общественная нагрузка мешала Фальку писать. Много времени отнимали преподавание, посещение заседаний и собраний. «Мне бы сейчас уехать куда-нибудь в маленький городок, работать и ничем другим больше не заниматься».

🚂 Выход нашелся. В 1928 году Фальк оформил в Наркомпросе командировку в Париж с целью изучения классического наследия.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;