angle-down facebook instagram vkontakte warning

Роберт Фальк

Посмертная судьба Фалька

Богатое наследие Фалька сохранила его жена Ангелина — она организовывала выставки картин и тщательно подбирала к ним покупателей. Узнаем, какое мнение о Фальке было в обществе.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

1, 2. Дом Перцова
3. Мастерская Фалька
4. Фальк за работой

Поговорим о посмертной судьбе Фалька. И начнем с рассказа о человеке, благодаря которому сохранилось богатое наследие художника — Ангелине Щекин-Кротовой.

👩 После смерти Фалька Щекин-Кротова продолжила традицию еженедельных воскресных показов в мастерской Фалька в «Доме Перцова». По сути она создала частный музей живописца, в котором занималась экскурсионной, хранительской, выставочной и реставрационной деятельностью.

🗣 Художник Михаил Меженинов вспоминает: «Мне посчастливилось присутствовать на показах работ самим художником. Впечатляло все — в первую очередь само искусство, которое впервые открылось мне на этих показах. Ничего подобного мне видеть не приходилось. Времена были „соцреалистические“... А тут на берегу Москвы-реки человек из-за холщовой занавески, закрывающей стеллаж для холстов, извлекает вещи, сияющие таким невообразимым совершенством, что даже не верится: сегодня ли и здесь ли все это происходит?»

📚 Ангелина Васильевна составила опись работ Фалька, создала фотоархив и картотеку произведений мужа, написала литературные труды, посвященные художнику: «Из жизни рядом с Фальком» (1974), «Беседы об искусстве» (1981), «Становление художника» (1983), «Мой Фальк» (2005).

🔎 Потенциального покупателя выбирала придирчиво. Указывала, где в доме размещать картину, и не ленилась заглядывать в гости с проверкой. Много картин и рисунков Фалька подарила музеям.

🖼 Не жалела сил для организации персональных выставок Роберта Фалька. Первая из них прошла в Ереване в 1965 году, последняя — в Государственном Русском музее в 1993-м, которую Ангелине Васильевне увидеть было уже не суждено.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1, 2. Выставка в Манеже. 1962
3. Роберт Фальк. Обнаженная. 1916

На знаменитой выставке 1962 года в Манеже, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза художников, произошла комичная история. Она связана с картиной Фалька «Обнаженная в кресле».

👀 Никита Хрущев, посетивший выставку, увидел картину, оторопел и спросил, что это. Ему ответили: «„Обнаженная“ Фалька». Но Хрущев не расслышал и разразился гневной речью об «обнаженной Вальке».

Генсек поинтересовался, обращаясь к художникам: «Вот я хотел бы спросить, женаты они или не женаты; а если женаты, то хотел бы спросить, с женой они живут или нет? Это — извращение, это ненормально. У нас покамест такое творчество считается неприличным, у нас милиционер задержит».

⁉️ Такая реакция Хрущева только подогрела интерес к Фальку.

Почему Фалька многие считают посредственным художником

В завершение разговора — три цитаты о творчестве Фалька.

🗣 Художник Эрик Булатов вспоминал: «Мы тогда (в начале 1950-х) кончали Суриковский институт и ясно понимали... все наше умение и знание ничего не стоят, а что есть настоящее великое искусство, вот оно от нас за семью печатями, и мы даже смутно не представляем, как к нему подступиться. Мы знали, что есть живые жрецы этого священного искусства. Ими были три Ф — Фальк, Фаворский и Фонвизин. И мы шли к ним и спрашивали».

🌳 Советский искусствовед и педагог Михаил Алпатов говорил: «Три дерева Фалька по философии сравнимы с деревьями Рембрандта».

👨‍🎨 Художник, писатель, историк искусства Максим Кантор писал: «Так называемый „суровый стиль“ в живописи шестидесятых и семидесятых, послевоенные портреты ветеранов Коржева, бабки северных деревень Попкова, нищий быт натюрмортов Вейсберга, картошка, написанная Фальком, — вот то же самое направление в русской пластике. Стили могут варьироваться, главное то, что изысканный Вейсберг и прямолинейный Коржев пишут о вещах, которые понятны и бабке в бакалее, о том, что быт неустроен, но главное в ином».

Мы весь урок говорили о Роберте Фальке. Давайте еще раз вспомним главное.

👨‍🎨 Роберт Фальк — русский, советский художник. Родился в 1886 году в Москве. Рисовал с семи лет. Учился у Константина Юона и Ильи Машкова, затем поступил в МУЖВиЗ — исключили за приверженность импрессионизму. Входил в «Бубновый валет». Преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1928 году уехал в Париж и провел там девять лет. По возвращении не вписался в новое искусство, у него не было выставок, заказов. Был женат четыре раза, со всеми женами сохранил прекрасные отношения.

💡 Фальк сформировал уникальную технику, вдохновляясь разными источниками:

▪ Сезанн

▪️ Импрессионизм

▪️ Кубизм

▪️ Экспрессионизм

▪️ Авангард

🖼 Создавал пейзажи, натюрморты, портреты. Постоянно экспериментировал, искал — и находил — новые приемы.

🎨 Творческий метод Фалька

▪ Наделяет душой простую вещь — бутылку, чеснок, кресло.

▪️ Его живопись «стесняется» внешнего эффекта.

▪️ Как только понимает, что стремится к некоторому стандарту — все меняет.

▪️ Боясь стать заложником натурализма, уезжает в Париж. Потом возвращается в опасную Москву, так как боится парижских живописных стандартов.

▪️ Любимый живописный знак — мазок, линия, сгусток краски, объем.

▪️ Все творчество Фалька — это процесс познания себя, поиск пластической истины.

Что почитать

📙 Татьяна Левина. Роберт Фальк. Альбом с репродукциями.

📘 Дмитрий Сарабьянов. Русская живопись. Пробуждение памяти. Глава «Поэтика Фалька».
Статья из сборника искусствоведа, специалиста по истории русской и советской живописи.

📕 Антон Успенский. Роберт Фальк. Счастье живописца.
Монография искусствоведа, историка искусства, художника.

За этот урок мы достаточно узнали о жизни и творчестве Роберта Фалька, чтобы попробовать свои силы в тренажере.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;