Роберт Фальк
Посмертная судьба Фалька
Богатое наследие Фалька сохранила его жена Ангелина — она организовывала выставки картин и тщательно подбирала к ним покупателей. Узнаем, какое мнение о Фальке было в обществе.
1, 2. Дом Перцова
3. Мастерская Фалька
4. Фальк за работой
Поговорим о посмертной судьбе Фалька. И начнем с рассказа о человеке, благодаря которому сохранилось богатое наследие художника — Ангелине Щекин-Кротовой.
👩 После смерти Фалька Щекин-Кротова продолжила традицию еженедельных воскресных показов в мастерской Фалька в «Доме Перцова». По сути она создала частный музей живописца, в котором занималась экскурсионной, хранительской, выставочной и реставрационной деятельностью.
🗣 Художник Михаил Меженинов вспоминает: «Мне посчастливилось присутствовать на показах работ самим художником. Впечатляло все — в первую очередь само искусство, которое впервые открылось мне на этих показах. Ничего подобного мне видеть не приходилось. Времена были „соцреалистические“... А тут на берегу Москвы-реки человек из-за холщовой занавески, закрывающей стеллаж для холстов, извлекает вещи, сияющие таким невообразимым совершенством, что даже не верится: сегодня ли и здесь ли все это происходит?»
📚 Ангелина Васильевна составила опись работ Фалька, создала фотоархив и картотеку произведений мужа, написала литературные труды, посвященные художнику: «Из жизни рядом с Фальком» (1974), «Беседы об искусстве» (1981), «Становление художника» (1983), «Мой Фальк» (2005).
🔎 Потенциального покупателя выбирала придирчиво. Указывала, где в доме размещать картину, и не ленилась заглядывать в гости с проверкой. Много картин и рисунков Фалька подарила музеям.
🖼 Не жалела сил для организации персональных выставок Роберта Фалька. Первая из них прошла в Ереване в 1965 году, последняя — в Государственном Русском музее в 1993-м, которую Ангелине Васильевне увидеть было уже не суждено.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1, 2. Выставка в Манеже. 1962
3. Роберт Фальк. Обнаженная. 1916
На знаменитой выставке 1962 года в Манеже, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза художников, произошла комичная история. Она связана с картиной Фалька «Обнаженная в кресле».
👀 Никита Хрущев, посетивший выставку, увидел картину, оторопел и спросил, что это. Ему ответили: «„Обнаженная“ Фалька». Но Хрущев не расслышал и разразился гневной речью об «обнаженной Вальке».
Генсек поинтересовался, обращаясь к художникам: «Вот я хотел бы спросить, женаты они или не женаты; а если женаты, то хотел бы спросить, с женой они живут или нет? Это — извращение, это ненормально. У нас покамест такое творчество считается неприличным, у нас милиционер задержит».
⁉️ Такая реакция Хрущева только подогрела интерес к Фальку.
Почему Фалька многие считают посредственным художником
В завершение разговора — три цитаты о творчестве Фалька.
🗣 Художник Эрик Булатов вспоминал: «Мы тогда (в начале 1950-х) кончали Суриковский институт и ясно понимали... все наше умение и знание ничего не стоят, а что есть настоящее великое искусство, вот оно от нас за семью печатями, и мы даже смутно не представляем, как к нему подступиться. Мы знали, что есть живые жрецы этого священного искусства. Ими были три Ф — Фальк, Фаворский и Фонвизин. И мы шли к ним и спрашивали».
🌳 Советский искусствовед и педагог Михаил Алпатов говорил: «Три дерева Фалька по философии сравнимы с деревьями Рембрандта».
👨🎨 Художник, писатель, историк искусства Максим Кантор писал: «Так называемый „суровый стиль“ в живописи шестидесятых и семидесятых, послевоенные портреты ветеранов Коржева, бабки северных деревень Попкова, нищий быт натюрмортов Вейсберга, картошка, написанная Фальком, — вот то же самое направление в русской пластике. Стили могут варьироваться, главное то, что изысканный Вейсберг и прямолинейный Коржев пишут о вещах, которые понятны и бабке в бакалее, о том, что быт неустроен, но главное в ином».
Мы весь урок говорили о Роберте Фальке. Давайте еще раз вспомним главное.
👨🎨 Роберт Фальк — русский, советский художник. Родился в 1886 году в Москве. Рисовал с семи лет. Учился у Константина Юона и Ильи Машкова, затем поступил в МУЖВиЗ — исключили за приверженность импрессионизму. Входил в «Бубновый валет». Преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1928 году уехал в Париж и провел там девять лет. По возвращении не вписался в новое искусство, у него не было выставок, заказов. Был женат четыре раза, со всеми женами сохранил прекрасные отношения.
💡 Фальк сформировал уникальную технику, вдохновляясь разными источниками:️
▪ Сезанн
▪️ Импрессионизм
▪️ Кубизм
▪️ Экспрессионизм
▪️ Авангард
🖼 Создавал пейзажи, натюрморты, портреты. Постоянно экспериментировал, искал — и находил — новые приемы.
🎨 Творческий метод Фалька️
▪ Наделяет душой простую вещь — бутылку, чеснок, кресло.
▪️ Его живопись «стесняется» внешнего эффекта.
▪️ Как только понимает, что стремится к некоторому стандарту — все меняет.
▪️ Боясь стать заложником натурализма, уезжает в Париж. Потом возвращается в опасную Москву, так как боится парижских живописных стандартов.
▪️ Любимый живописный знак — мазок, линия, сгусток краски, объем.
▪️ Все творчество Фалька — это процесс познания себя, поиск пластической истины.
Что почитать
📙 Татьяна Левина. Роберт Фальк.
Альбом с репродукциями.
📘 Дмитрий Сарабьянов. Русская живопись. Пробуждение памяти. Глава «Поэтика Фалька».
Статья из сборника искусствоведа, специалиста по истории русской и советской живописи.
📕 Антон Успенский. Роберт Фальк. Счастье живописца.
Монография искусствоведа, историка искусства, художника.
За этот урок мы достаточно узнали о жизни и творчестве Роберта Фалька, чтобы попробовать свои силы в тренажере.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день