angle-down facebook instagram vkontakte warning

Роберт Фальк

Парижский период

Фальк жил в бедности в Париже девять лет и привыкал к серым краскам Парижа. Узнаем, как в конце концов он вернулся к истокам — живописи Сезанна, и поговорим о возвращении в Москву.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

1. Художники Парижа, фото
2. Фальк с сыном Валерием

Роберт Фальк

3. Пейзаж с фотоателье. 1920-е
4. Натюрморт с рыбами. 1933
5. Париж, Сена. 1936
6. Место под застройку. 1934

7. Афиша фильма «Тарас Бульба» (ее автор не Фальк)

Рассмотрим творчество Роберта Фалька в Париже и выясним, почему этот период считается одним из самых плодотворных в творчестве художника.

В 1928 году Роберт Фальк был командирован в Париж для изучения классического наследия. Там он вместо запланированных шести месяцев прожил почти девять лет.

🎨 «Парижское десятилетие» (1928—1937) принесло художнику новые впечатления, новое душевное состояние, новую манеру и технику. Мастер открыл для себя воздушную технику акварели, требующую необычайной точности. Многие историки искусства полагают, что этот период стал вершиной творчества Роберта: «Именно здесь его кисть обрела особую зыбкость, воздушность, легкость».

👨‍🎨 Франция ошеломила Фалька. В Париже он попал в другую действительность и получил все, о чем мечтал: никаких социальных обязательств, нет преподавательской деятельности, учеников, общественной нагрузки. Фальк начал как юный художник, которого никто не знает — но ему эту нравилось!

💸 В Париже Фальк жил небогато. Он приехал туда с женой Раисой Идельсон, нашел недорогую мастерскую, на всем экономил, давал частные уроки. Вел почти студенческое существование, хотя на тот момент ему уже было 42 года.

🎬 В это время работал в кино: делал эскизы и декорации для фильма Алексея Грановского «Тарас Бульба». Но ни декорации, ни эскизы не сохранились.

🚫 Несмотря на все обаяние Парижа и отсутствие обязательств, Фальк столкнулся со сложностями.

▪️ Нужно налаживать со всеми отношения и обрастать новыми связями. Для этого надо ждать часами в кафе нужных людей, тратить время на встречи. Это раздражает: «Не хватает времени на главное — рисование».

▪️ Писать тоже сложно. В Париже абсолютно новые оптические эффекты, определенные атмосферные характеристики: много оттенков серого, дымчатость, прозрачность, влажность. Необходимо «приучить», «воспитать» глаз.

▪️ В Париже все решает художественный рынок. Работы нужно продавать. А для этого нужно работать и в каждой созданной работе быть похожим на себя. К огромному удивлению Фалька, картины заказывают здесь по номерам (номер соответствует размеру картины).

🌫 Фальк так и не смог стать частью богемы, ему был совершенно чужд увеселительный дух шумных компаний. Поэтому большинство парижских картин Фалька наполнены ощущением тоски и одиночества.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Роберт Фальк

1. Кафе на углу. 1931–1934
2. Место под застройку. 1934
3. Porte Saint-Martine. 1935
4. Остановка автобуса. Рабочий квартал Парижа. 1935
5. Осенний пейзаж. 1935
6. У пруда. Окрестности Парижа. 1936

Давайте изучим французские пейзажи Фалька — в Париже он много работал в этом жанре.

👁 Художнику непросто было осваивать новую воздушную среду: «Нужно глаз промыть, чтобы можно было работать, чтобы цвет запел».

🏘 Фалька не интересует внешняя сторона Парижа. Он пытается нащупать суть города. Поэтому образы Парижа отыскивает не в центре, а ближе к рабочим кварталам.

✍️ Вот что писал сам Фальк: «Пишу я почти исключительно улицы Парижа, но не тот Париж, который все любят, знают. Не большие бульвары, не грандиозные площади, перспективы. Нет, наоборот! — серые, бедные улицы, мрачные дома, пустыри и так далее. И нахожу в этом большую для себя прелесть и поэзию. Мне кажется, что это мой настоящий жанр».

🗣 Парижу художник дал очень выразительную характеристику: «Это не город, а целая страна, каждый квартал — отдельный город».

🎨 Фальк много пишет в серой гамме и цветах, близких по тону. Рисунок не важен. Например, в картине «Остановка автобуса. Рабочий квартал Парижа» нет сюжета. Большая часть пейзажа занята массой деревьев. Главный сюжет Фалька — это цвет.

🖼 Фальк по-новому открыл для себя импрессионизм, который сам называл «самым французским искусством». Во многих работах очевидно его глубокое влияние — например, в картинах «Место под застройку», «Осенний пейзаж», «Тропинка в лесу. Окрестности Парижа».

🚂 Во Франции Фальк много путешествовал. Поездил по Бретани, Корсике, посетил Арль и отметил, что «у Ван Гога он гораздо красивее».

👨‍🎨 В Париже Фальк нащупал новую манеру письма, зыбкую и воздушную. Картины словно наполнены весенним французским воздухом и цветочными запахами.

▪️ Но именно здесь он часто бывал недоволен своими работами — и даже уничтожил работы первых лет жизни в Париже. Так что мы теперь даже не знаем, как они выглядели.

Роберт Фальк

1. Три дерева. 1936
2. Три дерева, фрагмент
3. Три дерева, фрагмент

4. Воспоминание. 1930
5. Воспоминание, фрагмент

Мы уже говорили, что творчество Фалька очень неровное: наряду с безусловными шедеврами встречаются откровенно неудачные работы. Предлагаем сравнить две картины «парижского периода» — «Три дерева» и «Воспоминание».

🌳 «Три дерева». Перед нами зрелый, мощный, французский Фальк. В этом пейзаже мы видим, что Фальк уже подстроил свой глаз под цвет и атмосферу Парижа.

▪️ Цвет. Фальк добивается «подвижного равновесия». Все многообразие цвета разворачивается вокруг серого. Серый отливает розовым, желтым, синим, лиловым. Контрасты скрыты. В нижней части картины видны оранжевые всполохи. В общем плане оранжевого нет, но если присмотреться поближе, он появляется.

▪️ Композиция. Берет пейзаж двумя планами, без глубины. Нет привязки к месту. Эти три дерева могут быть где угодно. Деревья связаны ненавязчивым ритмом — наклоняются как бы постепенно, не быстро, приобретая легкую динамику.

▪️ Краска. Наносит много слоев: пишет мастихином, кистями разного размера, срезает нижние слои и, наоборот, набирает верхние. Фальк будто лепит краской и цветом, он становится материальным: «Фактура должна быть как живая сеть нервов».

▪️ Идея. Это не просто деревья, а живописная метафора одиночества. Деревья расположены на расстоянии друг от друга. Они как бы вместе — и в то же время одиноки. Чувство одиночества подчеркивается маленькой фигуркой человека, который движется навстречу деревьям.

💭 «Воспоминание». Пример неудачи Фалька. Он изобразил на картине не только новую жену Киру Алексееву, дочь Кириллу и тещу Марию Лилину, но также бывшую спутницу жизни Лизу Потехину. Написано очень путано, сложно, цвет не объединяется.

▪️ Исследование 2019 года показало, что еле заметная фигурка в левом нижнем углу — это маленький автопортрет. Художник протягивает руки к любимым женщинам.

1. Раиса Идельсон, фото
2. Юдель Пэн. Две кошечки. Портрет Раисы Идельсон. 1908
3. Роберт Фальк. Женщина в белой повязке. 1923
4. Роберт Фальк. Автопортрет с женой (Раиса Идельсон). 1923
5. Роберт Фальк. Девушка у окна. 1926
6. Раиса Идельсон. Автопортрет с изумрудом. 1920-е
7. Раиса Идельсон. Автопортрет. Середина 1920-х

1. Роберт Фальк. Гора Сент-Виктуар (Дорога Сезанна). 1932

2. Сезанн. Черный замок. 1903–1904
3. Роберт Фальк. Дом контрабандиста. Корсика. 1929
4. Сезанн и Фальк, сравнение фрагментов картин

В раннем творчестве Фальк прошел через сильное увлечение Сезанном. В Париже он опять становится сезаннистом.

Фальк отправился в те места, где бывал его любимый художник — к горе Сент-Виктуар. «Точность Сезанна не давала мне покоя», — написал он об этой поездке. Но Фальк не повторяет Сезанна, а ищет свои приемы.

🎨 Обратите внимание на «говорящую фактуру» Фалька.

▪️ У Сезанна фактура гладкая.

▪️ У Фалька мазки мешают друг другу, разворачиваются в разные стороны.

⌛️ Постепенно жизнь в Париже стала меняться: экономический кризис, близость войны, угроза распространения фашизма. «Я много ждал от Парижа и много получил от него, укрепился как художник. Но работать стало все труднее, наступило ощущение заката и катастрофы». Несмотря на профессиональный успех, хороший заработок, комфорт парижской жизни, художника мучила ностальгия.

🔙 Фальк вернулся в Москву в 1937 году. Друзья не поняли этого поступка. Сам он тоже прекрасно осознавал, что его могут арестовать. Но перед художником стояла жизненно важная задача, которая побеждала любой страх: он мечтал привезти свои картины в Россию и увидеть их в русских музеях.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;