angle-down facebook instagram vkontakte warning

Роберт Фальк

Портреты Фалька

Фальк считал портрет психологическим жанром и старался отобразить в нем внутренний мир модели. Посмотрим на яркие портреты художника и их колоритных персонажей.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Роберт Фальк

1. Портрет Мидхада Рефатова. 1915
2. Негр. 1915
3. Женщина в красном лифе (Раиса Идельсон). 1922
4. Женщина в белой повязке (Раиса Идельсон). 1923

Обсудим портреты, написанные Робертом Фальком. Хотя сам художник не любил слово «портрет» из-за официальности. Он говорил просто: «Я люблю писать людей».

💬 Фальк традиционно понимал портрет как психологический жанр. Много разговаривал со своими моделями, стремился понять их внутренний мир и воплотить его на холсте или в рисунке.

▪️ Показывая свои портреты друзьям, Фальк говорил: «Вот вам мои люди». Он никогда не работал на заказ: кто-то из моделей привлекал его внешним обликом, кто-то характерностью. Обычно желание написать возникало на почве общих интересов, обмена мыслями и задушевных бесед.

💃 В портретах Фалька привлекала общая пластика тела. Не любил жеста, считая его иллюстрацией. Считал, что в движениях характер человека раскрывается больше, чем в лице. Утверждал, что «профиль — то, что дано природой», а над «фасадом» человек поработал и научился что-то скрывать.

🔷 Первые портреты написаны в кубистической манере, свойственной для раннего творчества Фалька.

👨 «Портрет Мидхада Рефатова». Фальк пытается передать эмоциональную выразительность «сдвигами формы». В картине ниспадающий ритм: сверху опускаются крымские домики, деревья, форма как бы стекает по фигуре поэта. Во всей фигуре Рефатова чувствуется усталость модели, усталость мира, в котором герой живет.

▪️ Мидхад Рефатов — крымскотатарский лингвист, перевел на турецкий язык «Войну и мир». Убит белогвардейцами.

👨🏿 «Негр». Здесь преобладают противоположные ритмы: фигура слегка согнута, складки на рукавах идут не вниз, а вверх. Бутылка — это вертикаль, к которой так же стремится и фигура.

👨‍🎨 В следующих работах Фальк явно черпал вдохновение у старых мастеров — Рембрандта и Вермеера.

«Женщина в красном лифе». Фигура вылепливается из среды, из материи красочного слоя. Как Фальк достигает этого эффекта? Он начинает наращивать красочный слой, как бы материализуя изображение.

«Женщина в белой повязке». Фон и фигура однородны. Пластика линий все больше тяготеет к геометрии: голова воспроизводит форму вытянутого яйца, плечи округлены и покаты, объемы плеч и рук словно стремятся уподобиться цилиндрам или частям цилиндра. Но при этом все наполняется достоверной материальностью.

▪️ Большую роль играет фактура холста. Рельеф красочного слоя движется вслед за формой, круглит ее, делает ощутимой. В этом ритме «нашлепок», мазков есть своя красота — красота шероховатости, сложных перемен поверхности, дающих игру света и тени.

▪️ Фактурной сложности соответствует и сложность цветовая. Неконтрастная гамма построена на оттенках серого.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Роберт Фальк. Женщина, лежащая под картиной Сезанна. 1929
2. Роберт Фальк. Портрет Нарышкиной. 1929
3. Амедео Модильяни. Жена художника. 1918
4. Роберт Фальк. Повар. 1932
5. Роберт Фальк. Портрет художника Минчина. 1931

Теперь посмотрим на портреты, созданные Фальком во Франции.

🎨 В Париже складывается авторская манера художника:

▪️ Многослойная фактура. Один цвет он накладывает на другой.

▪️ Яркие цветные открытые мазки, которые визуально перемешиваются при рассматривании работы на расстоянии.

▪️ Пишет за много сеансов. Долгий процесс.

▪️ Никогда не пишет в глазах блики. Это позволяет воплотить в портрете «взгляд в себя».

👩 В Париже Фальк начинает интересоваться женщиной и учится писать «комплиментарные» портреты.

▪️ «Женщина, лежащая под картиной Сезанна». Энергичная диагональная композиция. Две подушки на контрасте сближаются с цветовыми экспериментами «Бубнового валета», когда яркие цветовые пятна оказываются рядом с лицом. Лицо прописано тонко, в эклектической манере.

▪️ «Портрет Нарышкиной». Уклон в сторону модерна. Глубокая стилизация, напоминающая работы Модильяни.

👨‍🍳 С каждым портретом Фалька связана своя история — как с «Портретом повара». Фальк каждый день ходил на этюды. Однажды он проголодался и увидел вывеску, которую не смог прочитать (слово «борщ» французскими буквами). В кафе познакомился с поваром — бывшим белым офицером, который до эмиграции жил на Кубани. Он кормил Фалька бесплатно борщом, пел песни. Повар производил впечатление человека, довольного своей жизнью.

▪️ Но посмотрим на портрет. Фальк оставляет сюжет за пределами работы. Возникает ощущение потерянного человека. Он вроде при деле, а глаза тоскливые. Нет бликов — Фальк ни разу не писал их после «Красной мебели». Без этого приема сложнее добиться эффекта, но так он помогает зрителю проникнуть во внутренний мир человека.

👨‍🎨 «Портрет художника Минчина». Абрам Минчин — французский художник, выходец из России, друг Фалька. Оказался в Париже в те же годы и рано ушел из жизни. Здесь отчетливо проявляется тема страдания: «Я не люблю писать благополучных людей. Люди несчастные обладают для меня какой-то притягательной силой, тайной».

▪️ Портрет очень выразительный и великолепно нарисован. Все элементы фигуры как бы обведены непрерывной линией. Появляется цветовая изысканность. Фальк пишет опасными серыми красками (опасными, потому что их легко сделать грязными).

1. Роберт Фальк. Автопортрет. 1936
2. Роберт Фальк. Парижанка (Эллиан Тайяр). 1936

3. Роберт Фальк. Старуха. 1931
4. Роберт Фальк. Старуха, фрагмент

5. Хаим Сутин. Опустошение. 1922

6. Роберт Фальк. Лев Шестов. 1934

Теперь посмотрим на портреты, написанные в конце «парижского периода». В это время Фальк в буквальном смысле одержим цветом.

🎣 «Бретонский рыбак». Во время путешествия по Бретани Фальк был очарован суровым пейзажем и местными людьми. Океан там очень бурный, ловля рыбы требует и силы, и храбрости. Редко кто из рыбаков умирал в своей постели. Фалька привлекает такой характер — сильный и бесстрашный. И он пишет портрет местного рыбака.

▪️ Бесстрашие маленького человека Фальк передает с помощью цвета и фактуры. Перед нами фактически «красочное месиво»: ровные поверхности сменяются сгустками, плавные мазки — ударами кисти. Посмотрите, сколько оттенков в лице рыбака. При этом работа не стремится к «красивости», не декоративная. На фрагменте куртки мы видим непромешанные цвета — Фальк смешивает краски уже на самой кисти.

▪️ Лицо рыбака необычайно подвижно. Его выражение очень сложно: тут и удивление, и настойчивость, и острота зоркого взгляда, и порывистость, и наивная гордость. Человеческие качества развернуты не в развитии, а в моментальной вспышке.

«Бретонка (Жена рыбака)». Каждый вечер бретонские женщины собираются на берегу и зорко всматриваются в даль, в тревоге ожидая появления на горизонте парусов рыбачьих судов. В своих черных платьях и белых чепцах они напоминают птиц. А их глаза бесцветны от бесконечного вглядывания в даль.

▪️ Головной убор на портрете кажется белым, но белой краски здесь нет. Голубые глаза написаны без бликов, передавая состояние женщин, ждущих своих мужчин с моря.

👦 «Валерик». В 1933 году к Фальку приехал его 17-летний сын Валерик — очень болезненный мальчик. Высокий, стройный, с красивым лицом, он был очень похож на мать — Елизавету Потехину.

▪️ Фальк нашел в Париже доктора и превратился для сына в брата милосердия: обтирание, гимнастика, прогулки, правильное питание. Валерик стал поправляться. Даже поступил в художественную студию. Помимо ухода за сыном приходилось еще зарабатывать на жизнь и вести хозяйство. Фальк сам топил печь, ходил на базар, готовил, убирал.

▪️ Издалека гамма портрета кажется желто-зеленой. Вблизи видно, как ухо на просвет горит красным кадмием. В глазах нет рефлексов и бликов: снова взгляд в себя.

Фальк продолжал экспериментировать и мог быть очень разным. Посмотрите на три портрета: автопортрет, «Парижанка» и «Старуха».

👨‍🎨 «Автопортрет» выполнен в чисто французском фальковском стиле.

👱‍♀️ «Парижанка» — заказной комплиментарный портрет. С моделью Элиан Тайар Фальк познакомился в кафе. Просто увидел и захотел ее написать. Робость и восхищение художника тронули девушку. Она согласилась позировать, но прежде захотела посмотреть его работы. Фальк пригласил ее на выставку «Осеннего салона». Элиан очень понравилось, и ее спутник тут же заказал художнику ее портрет. К сожалению, портрет так и не попал к заказчику — тот разорился и не смог за него расплатиться.

👵 «Старуха» написана в то же время — и совсем другая. Фальк говорил: «Я здесь полюбил писать старух». Старость — это тема пограничных состояний и смерти. В этот момент в человеке проявляется что-то иное, он на пороге вечности.

▪️ Эту старуху Фальк встретил за городом, в 1931 году. Тогда он жил в деревне и часто гулял в лесу. Однажды услышал за спиной шорох, оглянулся и остолбенел от восторга: перед ним стояла настоящая ведьма с хворостом. Пораженный этой колдовской силой, Фальк нашел старуху в деревне и уговорил позировать ему. Правда, писать ее оказалось крайне сложно, так как старуха все время засыпала во время сеанса.

▪️ Портрет экспрессивный. Форма лица почти потеряна. Изобилие цветов, нет черного и белого. Картина написана краем кисти, фактура состоит из сгустков краски. Очень странный контраст внешней формы и внутреннего содержания. Нет ни фона, ни сюжета, ни дополнительных деталей. Сам Фальк считал эту работу своей большой удачей.

Уже в следующем «Портрете Льва Шестова» Фальку удается усмирить эту бешенную экспрессию цвета. Портрет выполнен в земляной гамме. Сравните его с автопортретом художника.

«Двойники» в портретах Фалька

Роберт Фальк

1. Женщина в лиловом. Портрет Е. С. Потехиной. 1910-е
2. Старик. 1913
3. Автопортрет. 1917
4. Негр. 1917
5. Женский портрет. 1920
6. Автопортрет в желтом. 1924

Роберт Фальк

1. В белой шали. 1946–1947
2. Портрет Виктора Шкловского. 1948
3. Портрет Ксении Некрасовой. 1950
4. Портрет Ксении Некрасовой, фрагмент
5. Девочка в красном платье. 1932
6. Девочка с попугаем. 1932
7–9. Портреты Александра Габричевского. 1952–1953
10. Портрет Соломона Михоэлса. 1947–1948

Завершим часть разговором о портретах Фалька советского периода. В них уже исчезает тот невероятный французский колорит и экспрессивный мазок.

Для Фалька главным становится не портретное сходство с моделью, а «портрет человеческой души». Он создает его мерцающим цветом, напоминающим о древних мозаиках. Такой портрет требует времени. Поэтому Фальк подбирает моделей, которые могли позировать ему часами.

👩 Портрет «В белой шали». Показательная работа последнего этапа творчества Фалька. Позировала его четвертая жена Ангелина Васильевна — 200 сеансов! Фальк писал и в темные месяцы, и в светлые. Остановился, только когда жена заболела и не смогла больше позировать.

▪️ На этой картине Ангелина не похожа на себя. Фальк изначально писал испанку, но та смогла позировать только три сеанса.

▪️ Фигура женщины отделена от зрителя полукругом шали. Кажется, что портрет написан белой краской — но ее здесь нет, все белое обозначено серыми, сиреневыми, желтыми цветами, розовыми и зелеными оттенками.

📚 «Портрет Виктора Борисовича Шкловского». Ангелина Щекин-Кротова писала, что во время работы Шкловский «все время вскакивал, начинал делать гимнастику, делал стойку, выжимался на полу». Ему было скучно позировать, и согласился он только за большой кусок мяса и бутылку вина. Ангелина, привыкшая готовить для Фалька вегетарианские блюда, пережарила мясо — Шкловский выпил вино и лег спать.

▪️ В результате портрет не устроил ни Шкловского, ни Фалька. Шкловскому казалось, что Фальк неудачник и «мажет несколько раз по одному и тому же месту». Фальк же не смог завершить работу из-за непоседливости модели.

🛋 «Портрет Ксении Некрасовой». Это была странная девушка, поэтесса. Ее знало пол-Москвы. Приходила она и в мастерскую к Фальку, просила ее покормить, иногда даже спала на диване. Ксения могла долго сидеть неподвижно. Во время сеансов всегда читала свои стихи, а иногда сочиняла их тут же.

▪️ Фальку хотелось, чтобы в этом портрете она была «очень-очень русская, как будто вятская игрушка, сделанная из одного комка глины». Ксения увидела уже завершенный портрет и воскликнула: «Что же он меня написал как домработницу? Я же изысканная».

▪️ Мазки на портрете усмиряются. Фон, как и в ранних работах, тщательно прописан.

Давайте сравним портрет Ксении с еще двумя — «Девочка в красном платье» и «Девушка с попугаем». Видно, что художник нашел идеальную форму, в которой должны позировать портретируемые: сидя, со скрещенными руками на коленях. В такой позе объем фигуры оказывается замкнут сам в себе.

👓 Три портрета Александра Габричевского. Александр Габричевский — ученый, микробиолог, профессор Московского университета, один из организаторов производства бактериологических препаратов, историк искусства и полиглот.

▪️ Габричевский заболел, ему запретили пить, читать, работать, и он впал в меланхолию. Жена Габричевского попросила Фалька написать его портрет, чтобы хоть как-то его развлечь.

▪️ Габричевский стал идеальной моделью для Фалька. Во время больше ста сеансов они часами разговаривали об искусстве, поэзии, музыке, литературе. А после садились за рояль и играли в четыре руки «Брандербургские концерты» Баха.

🎭 «Портрет Михоэлса». Соломон Михоэлс — театральный актер и режиссер, педагог, общественный и политический деятель. Фальк с первого дня знакомства попал под его обаяние и захотел написать портрет. Из-за нехватки времени у Михоэлса Фальк попросил разрешения присутствовать в его кабинете во время приема посетителей. Он наблюдал, как Михоэлс беседовал, и делал наброски.

▪️ Над портретом Михоэлса Фальк работал много лет. Бросал, возвращался, начинал заново, снова бросал — и завершил в год трагической гибели артиста, накануне его отъезда в Минск, где он был убит.

▪️ Сын Михоэлса Роберт, чтобы спасти портрет отца (артиста убили по приказу Сталина), замазал его маслом: «Когда придет время, отмоем!». Так и случилось.

Роберт Фальк

1. Бретонский рыбак. 1934–1935
2, 3. Бретонский рыбак, фрагменты
4. Бретонка (Жена рыбака). 1934–1935
5. Валерик. 1935
6. Валерик, фрагмент

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;