Роберт Фальк
Как формировался стиль Фалька
На стиль Фалька влияли импрессионизм, неопримитивизм, кубизм и картины Матисса — но художник всегда сохранял свою самобытность. Выясним, как создавалась его манера письма.
Роберт Фальк
1. Портрет Виктора Шнеерсона с чубуком. 1911
2. Портрет дамы в шляпе с зеленым эспри (фрагмент обрезанной художником картины). 1911
3. Натюрморт с клевером. 1912–1915
4. Роберт Фальк. Пейзаж со свиньями. 1912
5. Михаил Ларионов. Свинопас. 1906–1909
6. Роберт Фальк. Сиена. 1911
7. Марк Шагал. Отец и бабушка. 1914
8. Роберт Фальк. Церковь в лиловом (ц. Ильи Пророка в Обыденском переулке). 1912
9. Эрнст Кирхнер. Улица
В этой части увидим, как формировался стиль Фалька. Он постоянно пробовал разные художественные течения, но не слепо копировал, а создавал свою уникальную манеру.
Начнем с первых экспериментов 👇
♦️ В декабре 1910 года прошла выставка первого авангардного объединения в России «Бубновый валет». Экспозиция на Малой Дмитровке произвела ошеломляющее впечатление на посетителей.
👨🎨 Фальк входил в «Бубновый валет» с первых дней и до закрытия в 1918 году. От соратников по объединению он взял орнаментальность и гротеск. В ранних работах Фалька также есть черты неопримитивизма и экспрессионизма.
🔷 Орнаментальность. «Портрет Виктора Шнеерсона с чубуком» выполнен в характерной для «Бубнового валета» манере — на фоне с орнаментом.
✂️ Гротеск. В «Портрете дамы в шляпе с зеленым эспри» у Фалька впервые появляется гротеск — но дальше к этой теме он возвращаться не будет.
▪️ Сейчас перед нами только одна треть картины. Когда Фальку нужен был новый холст, он брал старый, разрезал на несколько частей и писал новую работу на оборотной стороне. Перед вами фрагмент такой работы. На оборотной стороне Фальк написал «Натюрморт с клевером».
🐷 Неопримитивизм. В «Пейзаже со свинками» чувствуется влияние Ларионова: «Свинки» — его любимый образ. Но если у Ларионова каждая свинка имеет свой характер, у Фалька они похожи друг на друга и напоминают глиняные игрушки. Примитивизм Ларионова опирается на «вывеску», примитивизм Фалька — на народную игрушку. А «Сиена» — семейный портрет в стиле провинциальной фотографии — близок портретам Шагала.
😱 Экспрессионизм. В «Церкви в лиловом» есть отсылка к «Улицам» Эрнста Кирхнера. На что стоит обратить внимание:
▪️ цветовая гамма (акцентированные яркие фиолетовые и розовые цвета церкви, светло-зеленые деревья),
▪️ стремительность движения,
▪️ графическая острота и экспрессия.
🔎 Цель всех поисков Фалька — познать суть предмета и его существования в окружающей среде.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Роберт Фальк. Обнаженная. 1916
2. Илья Машков. Обнаженная с розами. 1909
3. Роберт Фальк. Солнце, Крым, козы. 1916
4. Михаил Ларионов. Воображаемый пейзаж. 1908
Теперь посмотрим, что Фальк делал в более поздний период «Бубнового валета» — в середине и во второй половине 1910-х. В это время Фальк оттачивал свою собственную систему живописи в разных жанрах — пейзаже, портрете, натюрморте, обнаженной натуре.
🔲 Работа с пространством и формой. С «Бубновым валетом» Фалька сближает пафос мощной формы: мы видим явное сходство картины Фалька «Обнаженная» и Ильи Машкова «Обнаженная с розами». Только у Фалька это натиск формы, женщина будто хочет выйти за пределы картины.
✨ Работа со светом. Светом в этот период занимаются многие: и орфисты, и лучисты. Сравните «Солнце, Крым, козы» Фалька и «Воображаемый пейзаж» Ларионова. Фальк дает свой вариант работы со светом, при этом оставаясь в рамках кубизма:
▪️ солнце дано через кубистическую призму,
▪️ своей энергией, выраженной световыми блоками, солнце заставляет отклониться огромные кипарисы,
▪️ картина Фалька отлично иллюстрирует слова основателя орфизма Робера Делоне: «Свет все деформирует, разбивает».
Фалька называли «тихим бубновым валетом». В то время как Машков, Лентулов, Кончаловский — это образ площадного громкого действа, Фальк спокоен и лиричен. Вся энергия спрятана внутри, в образе.
1. Роберт Фальк. Пейзаж с парусом. 1912
2. Василий Суриков. Человек с больной рукой. 1913
3. Роберт Фальк. Старик. 1913
Роберт Фальк
1. Портрет Мидхата Рефатова. 1915
2. Спящая цыганка. 1912
3. Бумажные цветы. 1915
Рассмотрим влияние кубизма на Фалька.
❓ Для начала разберемся, чем умеренный (русский) кубизм отличается от классического (французского) 👇
▪️ Нет взгляда на предмет одновременно с разных сторон.
▪️ На картинах происходит лишь «подкубливание» формы.
▪️ Менее радикален.
🔷 Кубизм у Фалька — это связь объема и пространства через кубистические сдвиги. В его работах предметы не рассыпаются на «кубы». Мы наблюдаем лишь «кубизацию» формы. Фалька в первую очередь интересует связь формы и пространства.
⬜️ В «Натюрморте» вместо кубизированного пространства у Фалька появляется серый фон. Это нужно, чтоб «собрать» энергию цветов: серый фон сдерживает цвета, не дает им «разлететься». Это важно, потому что Фальк не декоративен.
👨🎨 Даже будучи увлеченным тем или иным стилем в искусстве, Фальк всегда возвращается к себе. Ни одно из этих направлений не поглотило Фалька настолько, чтобы отказаться от своего самостоятельного пути.
1. Роберт Фальк. Натюрморт со жбаном. 1916
2. Сезанн. Натюрморт. 1890
3. Роберт Фальк. Портрет женщины в красном платье. 1918
4. Сезанн. Портрет мадам Сезанн в желтом кресле. 1877
Фальк-художник искал себя в импрессионизме, неопримитивизме, кубизме. Но самое большое влияние на его творчество оказал Сезанн. Малевич даже однажды назвал Фалька «типичный сезаннист».
✍️ В 1913 году критик Алексей Грищенко негативно высказался о картинах Фалька. Он назвал их «иллюстрацией того, как вырождаются великие идеи и превращаются в ходячие и трафаретные схемы, выветриваются и теряют первоначальное содержание».
🎨 Как мы уже увидели, Фальк действительно пробовал все стили на себе. Но никогда не копировал, не создавал «схем». И Сезанн для него прежде всего — это поиск нового содержания формы.
🍐 Сравним натюрморты Сезанна и Фалька. Сезанн как бы сидит за столом с натюрмортом, Фальк встает и смотрит сверху. Это дает больше ракурсности, энергии, резче выявляется динамика — вещи оживают.
▪️ Что здесь от кубизма: посмотрите, как у Фалька стул пересекает столешницу вопреки физическим законам — энергия заставляет ломаться форму. У Сезанна же плановость не нарушается.
👩 Теперь рассмотрим «Портрет мадам Сезанн» и «Портрет женщины в красном платье». Тема одна и та же, похожи постановка и даже цвет. В чем разница?
▪️ У Сезанна — скрытая энергия вулкана при внешнем спокойствии формы.
▪️ У Фалька — уже не внутренняя энергия, а энергия взрыва. Кубизм разрывает форму.
Сравним еще два портрета — «Мадам Сезанн в полосатой юбке (в красном кресле)» и «Женский портрет». И вновь Фальк как бы копирует Сезанна, повторяя постановку фигур, но при этом создает абсолютно новую реальность.
▪️ Что по-другому? Желание усадить, уплотнить фигуру, чтобы она смотрелась, как цветовой сгусток. Нет контраста, цвета близки друг другу. Фальк начинает производить мир форм.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день