angle-down facebook instagram vkontakte warning

Роберт Фальк

Как формировался стиль Фалька

На стиль Фалька влияли импрессионизм, неопримитивизм, кубизм и картины Матисса — но художник всегда сохранял свою самобытность. Выясним, как создавалась его манера письма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Роберт Фальк

1. Портрет Виктора Шнеерсона с чубуком. 1911
2. Портрет дамы в шляпе с зеленым эспри (фрагмент обрезанной художником картины). 1911
3. Натюрморт с клевером. 1912–1915

4. Роберт Фальк. Пейзаж со свиньями. 1912
5. Михаил Ларионов. Свинопас. 1906–1909

6. Роберт Фальк. Сиена. 1911
7. Марк Шагал. Отец и бабушка. 1914

8. Роберт Фальк. Церковь в лиловом (ц. Ильи Пророка в Обыденском переулке). 1912
9. Эрнст Кирхнер. Улица

В этой части увидим, как формировался стиль Фалька. Он постоянно пробовал разные художественные течения, но не слепо копировал, а создавал свою уникальную манеру.

Начнем с первых экспериментов 👇

️ В декабре 1910 года прошла выставка первого авангардного объединения в России «Бубновый валет». Экспозиция на Малой Дмитровке произвела ошеломляющее впечатление на посетителей.

👨‍🎨 Фальк входил в «Бубновый валет» с первых дней и до закрытия в 1918 году. От соратников по объединению он взял орнаментальность и гротеск. В ранних работах Фалька также есть черты неопримитивизма и экспрессионизма.

🔷 Орнаментальность. «Портрет Виктора Шнеерсона с чубуком» выполнен в характерной для «Бубнового валета» манере — на фоне с орнаментом.

️ Гротеск. В «Портрете дамы в шляпе с зеленым эспри» у Фалька впервые появляется гротеск — но дальше к этой теме он возвращаться не будет.

▪️ Сейчас перед нами только одна треть картины. Когда Фальку нужен был новый холст, он брал старый, разрезал на несколько частей и писал новую работу на оборотной стороне. Перед вами фрагмент такой работы. На оборотной стороне Фальк написал «Натюрморт с клевером».

🐷 Неопримитивизм. В «Пейзаже со свинками» чувствуется влияние Ларионова: «Свинки» — его любимый образ. Но если у Ларионова каждая свинка имеет свой характер, у Фалька они похожи друг на друга и напоминают глиняные игрушки. Примитивизм Ларионова опирается на «вывеску», примитивизм Фалька — на народную игрушку. А «Сиена» — семейный портрет в стиле провинциальной фотографии — близок портретам Шагала.

😱 Экспрессионизм. В «Церкви в лиловом» есть отсылка к «Улицам» Эрнста Кирхнера. На что стоит обратить внимание:

▪️ цветовая гамма (акцентированные яркие фиолетовые и розовые цвета церкви, светло-зеленые деревья),

▪️ стремительность движения,

▪️ графическая острота и экспрессия.

🔎 Цель всех поисков Фалька — познать суть предмета и его существования в окружающей среде.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Роберт Фальк. Обнаженная. 1916
2. Илья Машков. Обнаженная с розами. 1909

3. Роберт Фальк. Солнце, Крым, козы. 1916
4. Михаил Ларионов. Воображаемый пейзаж. 1908

Теперь посмотрим, что Фальк делал в более поздний период «Бубнового валета» — в середине и во второй половине 1910-х. В это время Фальк оттачивал свою собственную систему живописи в разных жанрах — пейзаже, портрете, натюрморте, обнаженной натуре.

🔲 Работа с пространством и формой. С «Бубновым валетом» Фалька сближает пафос мощной формы: мы видим явное сходство картины Фалька «Обнаженная» и Ильи Машкова «Обнаженная с розами». Только у Фалька это натиск формы, женщина будто хочет выйти за пределы картины.

Работа со светом. Светом в этот период занимаются многие: и орфисты, и лучисты. Сравните «Солнце, Крым, козы» Фалька и «Воображаемый пейзаж» Ларионова. Фальк дает свой вариант работы со светом, при этом оставаясь в рамках кубизма:

▪️ солнце дано через кубистическую призму,

▪️ своей энергией, выраженной световыми блоками, солнце заставляет отклониться огромные кипарисы,

▪️ картина Фалька отлично иллюстрирует слова основателя орфизма Робера Делоне: «Свет все деформирует, разбивает».

Фалька называли «тихим бубновым валетом». В то время как Машков, Лентулов, Кончаловский — это образ площадного громкого действа, Фальк спокоен и лиричен. Вся энергия спрятана внутри, в образе.

1. Роберт Фальк. Пейзаж с парусом. 1912
2. Василий Суриков. Человек с больной рукой. 1913
3. Роберт Фальк. Старик. 1913

Роберт Фальк

1. Портрет Мидхата Рефатова. 1915
2. Спящая цыганка. 1912
3. Бумажные цветы. 1915

Рассмотрим влияние кубизма на Фалька.

Для начала разберемся, чем умеренный (русский) кубизм отличается от классического (французского) 👇

▪️ Нет взгляда на предмет одновременно с разных сторон.

▪️ На картинах происходит лишь «подкубливание» формы.

▪️ Менее радикален.

🔷 Кубизм у Фалька — это связь объема и пространства через кубистические сдвиги. В его работах предметы не рассыпаются на «кубы». Мы наблюдаем лишь «кубизацию» формы. Фалька в первую очередь интересует связь формы и пространства.

⬜️ В «Натюрморте» вместо кубизированного пространства у Фалька появляется серый фон. Это нужно, чтоб «собрать» энергию цветов: серый фон сдерживает цвета, не дает им «разлететься». Это важно, потому что Фальк не декоративен.

👨‍🎨 Даже будучи увлеченным тем или иным стилем в искусстве, Фальк всегда возвращается к себе. Ни одно из этих направлений не поглотило Фалька настолько, чтобы отказаться от своего самостоятельного пути.

1. Роберт Фальк. Натюрморт со жбаном. 1916
2. Сезанн. Натюрморт. 1890

3. Роберт Фальк. Портрет женщины в красном платье. 1918
4. Сезанн. Портрет мадам Сезанн в желтом кресле. 1877

Фальк-художник искал себя в импрессионизме, неопримитивизме, кубизме. Но самое большое влияние на его творчество оказал Сезанн. Малевич даже однажды назвал Фалька «типичный сезаннист».

✍️ В 1913 году критик Алексей Грищенко негативно высказался о картинах Фалька. Он назвал их «иллюстрацией того, как вырождаются великие идеи и превращаются в ходячие и трафаретные схемы, выветриваются и теряют первоначальное содержание».

🎨 Как мы уже увидели, Фальк действительно пробовал все стили на себе. Но никогда не копировал, не создавал «схем». И Сезанн для него прежде всего — это поиск нового содержания формы.

🍐 Сравним натюрморты Сезанна и Фалька. Сезанн как бы сидит за столом с натюрмортом, Фальк встает и смотрит сверху. Это дает больше ракурсности, энергии, резче выявляется динамика — вещи оживают.

▪️ Что здесь от кубизма: посмотрите, как у Фалька стул пересекает столешницу вопреки физическим законам — энергия заставляет ломаться форму. У Сезанна же плановость не нарушается.

👩 Теперь рассмотрим «Портрет мадам Сезанн» и «Портрет женщины в красном платье». Тема одна и та же, похожи постановка и даже цвет. В чем разница?

▪️ У Сезанна — скрытая энергия вулкана при внешнем спокойствии формы.

▪️ У Фалька — уже не внутренняя энергия, а энергия взрыва. Кубизм разрывает форму.

Сравним еще два портрета — «Мадам Сезанн в полосатой юбке (в красном кресле)» и «Женский портрет». И вновь Фальк как бы копирует Сезанна, повторяя постановку фигур, но при этом создает абсолютно новую реальность.

▪️ Что по-другому? Желание усадить, уплотнить фигуру, чтобы она смотрелась, как цветовой сгусток. Нет контраста, цвета близки друг другу. Фальк начинает производить мир форм.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;