angle-down facebook instagram vkontakte warning

Роберт Фальк

Возвращение в СССР: позднее творчество и смерть

В СССР Фалька не приняли в Академию художеств. Ему не давали заказов: жизнь была тяжелой и бедной. Разберемся, что важного было в его творчестве в последние годы жизни.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

1–3. Роберт Фальк, фото
4. Роберт Фальк. Золотой пустырь. Самарканд. 1943
5. Назым Хикмет, фото

Поговорим о возвращении Фалька из Парижа в СССР в 1937 году, которое принесло ему много трудностей.

🚫 В СССР Фальк не был принят в сообщество советских живописцев. Его творчество не вписывалось в соцреализм — следовательно, картины художника «не представляли ценности». Руководство Академии художеств следило, чтобы творчество Фалька не покупали и не выставляли. Как написал в воспоминаниях Эренбург, Фальк «считался заживо похороненным».

😡 Есть версия, что еще в юности Фальк поссорился с Сергеем Герасимовым, будущим президентом АХ СССР. Герасимов оказался злопамятным, и когда судьба столкнула их снова, то отомстил: не давал заказов или давал самые низкооплачиваемые. Деньги приносили работы над театральными декорациями и частные уроки.

🚂 В августе 1941-го художник с женой уехали в эвакуацию — сначала в Башкирию, а затем в Самарканд. В Узбекистане Фальк преподавал в художественном училище, писал среднеазиатские пейзажи.

💥 В 1942 году, не воспользовавшись освобождением по здоровью, ушел на фронт Валерий Фальк. В марте 1943 года он умер в госпитале от ран.

🏜 Одна из работ военного периода — «Золотой пустырь», написанная в Самарканде. Фальк говорил, что «небо иногда бывает материальнее земли» — и в этом пейзаже «плотность» неба приближается к плотности земли и строений. Появляется «восточное» ощущение времени — медленного, тягучего, из которой кристаллизуются формы картины.

▪️ Историк искусств Михаил Алпатов отмечал, что «соотношение между крошечной фигуркой человека и высоким небом над ним таково, что человек предстоит как бы под кровом вечности».

🎨 После войны Фальк неустанно работал. Каждый день ходил на пленэр, еженедельно устраивал показы в мастерской. Но почти ничего не продавалось. Заказы не давали, работы не покупали.

🖼 Чтобы материально поддержать мастера, его картины стали покупать друзья. Жена вспоминала: «Помню, как Александр Васильевич (Куприн) осенью 1948 года пришел и тихонько от Фалька сунул мне 1500 рублей, прошептав: „Не беспокойтесь, мы обойдемся, а вам сейчас туго придется“».

🌳 Однажды к Фальку заглянул директор Третьяковской галереи Лебедев с чиновником «от искусства». Директору работы понравились, а чиновник раскритиковал: «Береза у вас какая-то кривая. Нам таких кривых деревьев в нашей советской реальности не надо».

💵 Первым покупателем картины Фалька стал турецкий коммунист Назым Хикмет.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Роберт Фальк

1. Кремль в серый день. 1948–1949
2. Красные флаги. 1950-е
3. Старая Руса. 1953
4. Осень в Загорске. 1955

Давайте посмотрим несколько работ Фалька, созданные в позднесоветский период. Натюрморты и портреты этого времени мы рассмотрели в предыдущих частях, теперь обратимся к пейзажам.

🌫 «Кремль в серый день». Да, признаем: соцреализм Фальку не давался. Где же тут советская действительность? Перед нами абсолютно парижская погода — серое марево. Никакой привязки к реальности, Фальк будто выпал из времени.

🟥 «Красные флаги». Скорее всего, работа написана к празднику Октябрьской революции. Но даже в таком «идеологическом» пейзаже Фальк остается собой.

▪️ Флаги Фалька интересуют только как цвет и противопоставление зеленому. И вводит он красный в картину просто потому, что это обогащает колорит, а не потому что «надо».

🏘 Цикл загорских пейзажей. В последние годы жизни Фальк много времени проводил в Загорске. В этот период он почти не занимался портретом и натюрмортом. У него снова появился интерес к русской провинции.

▪️ Но Фальк писал не традиционные виды Загорска (например, Троице-Сергиеву лавру), а город изнутри. Провинциальную тишину, размеренный ритм жизни, впечатления детства — все те чувства, которые испытывает человек к тому месту, где родился и вырос.

Важные люди в жизни Фалька

1. Андрей Юмашев, фото
2. Андрей Юмашев. Портрет Фалька. 1950
3. Андрей Юмашев. Фальк за работой

Роберт Фальк

4. Портрет Щекин-Кротовой. 1940
5. При свете коптилки. 1943
6. Портрет жены. 1945
7. В белой шали. 1947
8. В черной шали. 1948
9. В розовой шали. 1953

1. Майя Левидова, фото

Роберт Фальк

2. Майя Левидова, 1951
3. Майя Левидова, 1952

Роберт Фальк

1. Автопортрет. 1936
2. Автопортрет в красной феске. 1957

Давайте обсудим автопортрет «В красной феске» 1957 года, который можно назвать завещанием Фалька.

🔴 В первом варианте автопортрета Фальк написал себя без фески и выглядел очень несчастным. Увидев портрет, жена Фалька воскликнула: «Неужели в жизни не было ничего хорошего?» Фальк на время отложил работу. Пока не нашел среди привезенных из Парижа вещей малиновую турецкую феску, купленную на блошином рынке.

👨‍🎨 «Автопортрет в красной феске» — высшая точка «ереси простоты»* в творчестве Фалька. Фигура не располагается в пространстве, а располагает пространство вокруг себя.

* «...Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту».

(Борис Пастернак)

️ Это предсмертное произведение, в котором Фальк обобщил все искания, подытожил личный опыт. Перед нами не образ конкретного человека, а знак, взгляд со стороны на человеческий путь вообще. Жизнь, переходящая во всеобщее, мудрое смирение. Метафора неизбежной встречи со смертью.

👥 Сравните два автопортрета: один написан за год до отъезда из Парижа, а другой — за год до смерти.

🖼 В 1954 году Фальк написал прошение о проведении выставки, но получил отказ. Персональная выставка художника прошла накануне его смерти, в 1958 году, когда он уже был неизлечимо болен. Он скончался в Москве 1 октября 1958 года. Похоронен на Калитниковском кладбище.

▪️ После 1953 года Фальк стал для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи, мостом между великим искусством начала 20-го века и послесталинской оттепелью.

Подводя итог творчеству Фалька, давайте еще раз пройдемся по основным особенностям его художественной манеры.

🟫 Фактура холста. Рельеф красочного слоя словно движется вслед за формой и круглит ее, делает осязательной. Плотные густые мазки, «нашлепки» придают поверхности шероховатость.

🎨 Цветовая сложность. Удивительный колорит вырастает из сложных смесей. Анатолий Эфрос называл фальковский способ смешения красок алхимией.

🖼 Цвет становится основой творчества и звучит в названиях: «Красная мебель», «Пейзаж с красным домом», «Женщина в белой повязке», «Женщина в красном лифе», «Девочка в лиловом», «Автопортрет в желтом».

🔴 Цвет предопределяет весь строй произведения, при этом всегда несет разный психологизм. Например, в «Красной мебели» красный рождает экспрессию, в «Женщине в красном лифе» — сосредоточенность, в «Автопортрете в красной феске» — умиротворение.

▪️ Выразительность красного зависит от взаимоотношений с соседними цветами. Но всегда есть цветовая метафора.

🧩 Форма у Фалька — это сложный красочный рельеф.

👨‍🎨 Неважно, что писать — человека или предмет.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;