Роберт Фальк
Возвращение в СССР: позднее творчество и смерть
В СССР Фалька не приняли в Академию художеств. Ему не давали заказов: жизнь была тяжелой и бедной. Разберемся, что важного было в его творчестве в последние годы жизни.
1–3. Роберт Фальк, фото
4. Роберт Фальк. Золотой пустырь. Самарканд. 1943
5. Назым Хикмет, фото
Поговорим о возвращении Фалька из Парижа в СССР в 1937 году, которое принесло ему много трудностей.
🚫 В СССР Фальк не был принят в сообщество советских живописцев. Его творчество не вписывалось в соцреализм — следовательно, картины художника «не представляли ценности». Руководство Академии художеств следило, чтобы творчество Фалька не покупали и не выставляли. Как написал в воспоминаниях Эренбург, Фальк «считался заживо похороненным».
😡 Есть версия, что еще в юности Фальк поссорился с Сергеем Герасимовым, будущим президентом АХ СССР. Герасимов оказался злопамятным, и когда судьба столкнула их снова, то отомстил: не давал заказов или давал самые низкооплачиваемые. Деньги приносили работы над театральными декорациями и частные уроки.
🚂 В августе 1941-го художник с женой уехали в эвакуацию — сначала в Башкирию, а затем в Самарканд. В Узбекистане Фальк преподавал в художественном училище, писал среднеазиатские пейзажи.
💥 В 1942 году, не воспользовавшись освобождением по здоровью, ушел на фронт Валерий Фальк. В марте 1943 года он умер в госпитале от ран.
🏜 Одна из работ военного периода — «Золотой пустырь», написанная в Самарканде. Фальк говорил, что «небо иногда бывает материальнее земли» — и в этом пейзаже «плотность» неба приближается к плотности земли и строений. Появляется «восточное» ощущение времени — медленного, тягучего, из которой кристаллизуются формы картины.
▪️ Историк искусств Михаил Алпатов отмечал, что «соотношение между крошечной фигуркой человека и высоким небом над ним таково, что человек предстоит как бы под кровом вечности».
🎨 После войны Фальк неустанно работал. Каждый день ходил на пленэр, еженедельно устраивал показы в мастерской. Но почти ничего не продавалось. Заказы не давали, работы не покупали.
🖼 Чтобы материально поддержать мастера, его картины стали покупать друзья. Жена вспоминала: «Помню, как Александр Васильевич (Куприн) осенью 1948 года пришел и тихонько от Фалька сунул мне 1500 рублей, прошептав: „Не беспокойтесь, мы обойдемся, а вам сейчас туго придется“».
🌳 Однажды к Фальку заглянул директор Третьяковской галереи Лебедев с чиновником «от искусства». Директору работы понравились, а чиновник раскритиковал: «Береза у вас какая-то кривая. Нам таких кривых деревьев в нашей советской реальности не надо».
💵 Первым покупателем картины Фалька стал турецкий коммунист Назым Хикмет.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяРоберт Фальк
1. Кремль в серый день. 1948–1949
2. Красные флаги. 1950-е
3. Старая Руса. 1953
4. Осень в Загорске. 1955
Давайте посмотрим несколько работ Фалька, созданные в позднесоветский период. Натюрморты и портреты этого времени мы рассмотрели в предыдущих частях, теперь обратимся к пейзажам.
🌫 «Кремль в серый день». Да, признаем: соцреализм Фальку не давался. Где же тут советская действительность? Перед нами абсолютно парижская погода — серое марево. Никакой привязки к реальности, Фальк будто выпал из времени.
🟥 «Красные флаги». Скорее всего, работа написана к празднику Октябрьской революции. Но даже в таком «идеологическом» пейзаже Фальк остается собой.
▪️ Флаги Фалька интересуют только как цвет и противопоставление зеленому. И вводит он красный в картину просто потому, что это обогащает колорит, а не потому что «надо».
🏘 Цикл загорских пейзажей. В последние годы жизни Фальк много времени проводил в Загорске. В этот период он почти не занимался портретом и натюрмортом. У него снова появился интерес к русской провинции.
▪️ Но Фальк писал не традиционные виды Загорска (например, Троице-Сергиеву лавру), а город изнутри. Провинциальную тишину, размеренный ритм жизни, впечатления детства — все те чувства, которые испытывает человек к тому месту, где родился и вырос.
Важные люди в жизни Фалька
1. Андрей Юмашев, фото
2. Андрей Юмашев. Портрет Фалька. 1950
3. Андрей Юмашев. Фальк за работой
Роберт Фальк
4. Портрет Щекин-Кротовой. 1940
5. При свете коптилки. 1943
6. Портрет жены. 1945
7. В белой шали. 1947
8. В черной шали. 1948
9. В розовой шали. 1953
1. Майя Левидова, фото
Роберт Фальк
2. Майя Левидова, 1951
3. Майя Левидова, 1952
Роберт Фальк
1. Автопортрет. 1936
2. Автопортрет в красной феске. 1957
Давайте обсудим автопортрет «В красной феске» 1957 года, который можно назвать завещанием Фалька.
🔴 В первом варианте автопортрета Фальк написал себя без фески и выглядел очень несчастным. Увидев портрет, жена Фалька воскликнула: «Неужели в жизни не было ничего хорошего?» Фальк на время отложил работу. Пока не нашел среди привезенных из Парижа вещей малиновую турецкую феску, купленную на блошином рынке.
👨🎨 «Автопортрет в красной феске» — высшая точка «ереси простоты»* в творчестве Фалька. Фигура не располагается в пространстве, а располагает пространство вокруг себя.
* «...Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту».
(Борис Пастернак)
⌛️ Это предсмертное произведение, в котором Фальк обобщил все искания, подытожил личный опыт. Перед нами не образ конкретного человека, а знак, взгляд со стороны на человеческий путь вообще. Жизнь, переходящая во всеобщее, мудрое смирение. Метафора неизбежной встречи со смертью.
👥 Сравните два автопортрета: один написан за год до отъезда из Парижа, а другой — за год до смерти.
🖼 В 1954 году Фальк написал прошение о проведении выставки, но получил отказ. Персональная выставка художника прошла накануне его смерти, в 1958 году, когда он уже был неизлечимо болен. Он скончался в Москве 1 октября 1958 года. Похоронен на Калитниковском кладбище.
▪️ После 1953 года Фальк стал для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи, мостом между великим искусством начала 20-го века и послесталинской оттепелью.
Подводя итог творчеству Фалька, давайте еще раз пройдемся по основным особенностям его художественной манеры.
🟫 Фактура холста. Рельеф красочного слоя словно движется вслед за формой и круглит ее, делает осязательной. Плотные густые мазки, «нашлепки» придают поверхности шероховатость.
🎨 Цветовая сложность. Удивительный колорит вырастает из сложных смесей. Анатолий Эфрос называл фальковский способ смешения красок алхимией.
🖼 Цвет становится основой творчества и звучит в названиях: «Красная мебель», «Пейзаж с красным домом», «Женщина в белой повязке», «Женщина в красном лифе», «Девочка в лиловом», «Автопортрет в желтом».
🔴 Цвет предопределяет весь строй произведения, при этом всегда несет разный психологизм. Например, в «Красной мебели» красный рождает экспрессию, в «Женщине в красном лифе» — сосредоточенность, в «Автопортрете в красной феске» — умиротворение.
▪️ Выразительность красного зависит от взаимоотношений с соседними цветами. Но всегда есть цветовая метафора.
🧩 Форма у Фалька — это сложный красочный рельеф.
👨🎨 Неважно, что писать — человека или предмет.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день