Роберт Фальк
Роберт Фальк: знакомство
Роберт Фальк с детства видел себя только художником: он не хотел променять удовольствие от рисования на музыку. Посмотрим, с чего все начиналось.
1. Родители Роберта Фалька: Рафаил Александрович и Мария Борисовна, фото. Конец 1880-х
2. Роберт Фальк (слева) с младшим братом Володей, фото. 1889
3. Роберт Фальк, фото
Поговорим о детстве Роберта Фалька. Так мы поймем, почему он с ранних лет не представлял себя никем, кроме художника.
👦 Родился в 1886 году в еврейской семье. Отец, Рафаил Фальк, был юристом и заядлым шахматистом. Дома говорили на немецком. Учился в престижной лютеранской школе, которая славилась строгими порядками.
📖 Уже в 7 лет увлеченно рисовал и вел необычный дневник, в который зарисовывал впечатления дня.
🗃 Испытал первый художественный шок от сундука кухарки с наклеенными лубочными картинками и этикетками: «Ничего столь красивого и привлекательного я не находил в обстановке у моих родителей и их знакомых!»
🎵 В 11 лет обнаружил способности к музыке. Родители хотели для Роберта типичной карьеры еврейского мальчика — музыканта или зубного врача, так что увлечение музыкой вполне могло стать профессиональным. Фальк даже готовился к поступлению в консерваторию.
🎨 Но рисовать хотел больше. Когда Фальку исполнилось 17 лет, родители совершили самую большую ошибку в жизни: они подарили ему масляные краски. Снова взяв в руки кисть, он уже не смог остановиться.
🙅♂️ Встретил сопротивление родителей. Чтобы отвадить мальчика от рисования, они решили показать его рисунки Серову, с которым был знаком отец Фалька. Вердикт Серова не оставил надежд: «Пусть лучше занимается музыкой».
👨🎨 Понял, что без живописи жить не хочет: «Лучше я буду плохим художником, чем не буду рисовать вовсе». В итоге упрямство победило рассудительность, и Фальк стал художником.
🗣 Сам о себе говорил: «Главная моя беда, что я художник», «Только тогда, когда я неплохо пишу, я чувствую себя приличным человеком».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте посмотрим, как Роберт Фальк шел к своей мечте стать художником.
👥 Сначала брал уроки у молодых мастеров Константина Юона и Ильи Машкова. При этом Машков был всего на пять лет старше Фалька.
🎓 В 1905 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его педагогами стали Аполлинарий Васнецов, Валентин Серов и Константин Коровин.
♦️ В училище сдружился с Машковым, Кончаловским, Куприным, Лентуловым и Рождественским. В 1910 году эта группа художников организует общество «Бубновый валет».
↩️ В 1910 году был исключен из училища. Сам художник рассказывал об этом так: «В 1909 г. за несколько дней до окончания был исключен совместно с Машковым, Ларионовым, Куприным, Рождественским. Причина — следование принципам французских импрессионистов, а не принципам своих руководителей». Вскоре Фалька, как и многих из числа изгнанных, восстановили. Судя по документам, в училище он проучился до 1912 года.
🇮🇹 В конце 1910 года отправился в путешествие по Италии. Там он изучал работы известных мастеров. Из-за нехватки денег поехал один, без жены, а по Италии пришлось путешествовать пешком.
🌊 После возвращения совершил поездку в Крым. И был очарован его удивительной природой.
1. Роберт Фальк и Елизавета Потехина. 1909
Роберт Фальк
2. Автопортрет на синем фоне. 1910
3. Портрет Потехиной. 1910
4. Лиза в кресле. 1910
5. Портрет Потехиной. 1911
6. Женщина в красном. 1930
7. Женщина в синем берете (Л. Попеску). 1932
Поговорим о личной жизни Роберта Фалька.
👰 В 1909 году Фальк женился на сокурснице — Елизавете Потехиной. Это был неравный брак: Потехина принадлежала к дворянскому роду, к тому же была православной. Фальку пришлось поменять веру и принять православие. С тех пор в официальных документах он стал Романом.
👩 За 10 лет совместной жизни Фальк написал 15 портретов жены.
💔 Отношения стали портиться из-за романов Фалька. В 1915 году он встретил в Крыму Любовь Попеску и даже хотел оставить ради нее жену, но оказалось, что Любовь сама замужем за военным.
👦 В 1916 родился сын Валерий. Он часто болел, но рождение ребенка и трудности, связанные с его болезнью, брак не спасли.
⏳ В 1920 году Фальк расстался с Потехиной. Елизавета Сергеевна на всю жизнь осталась одинокой и продолжала любить своего неверного мужа, надеясь, что он вернется.
1. Роберт Фальк. Ляля Фальк (двоюродная сестра Фалька). 1905
2. Огюст Ренуар. Девочка в шляпке с цветами. 1880
3. Берта Моризо. Чай. 1882
4. Роберт Фальк. Лиза в розовом. Портрет Е. С. Потехиной. 1909
5. Виктор Борисов-Мусатов. Женщина в желтой шали. 1904
6. Роберт Фальк. Лиза на солнце. 1907
7. Роберт Фальк. Женщина в лиловом. Портрет Е. С. Потехиной
8. Роберт Фальк. Пейзаж с собакой. 1910
9. Поль Гоген. Шепот. 1892
Первым сильным влиянием для Роберта Фалька стали французские импрессионисты.
🖼 В начале 20-го века среди нового поколения художников были популярны Матисс, Сезанн, Ван Гог. Где молодые художники могли познакомиться с творчеством французских импрессионистов:
▪️ Коллекция Щукина в его особняке. В определенные часы двери открывались для всех желающих.
▪️ Беспрецедентная выставка-продажа 1908 года, организованная коллекционером и издателем журнала «Золотое руно» Николаем Рябушинским. На выставке были представлены более 50 французских художников и скульпторов.
▪️ На страницах журналов «Мир искусства» и «Золотое руно».
🎨 Фальк, как и другие художники, оказался под влиянием импрессионистов. Например, написанный в первый год училища портрет «Ляля Фальк» напоминает изображения детей у Огюста Ренуара и Берты Моризо. А «Портрет первой жены Елизаветы Потехиной» — живопись Борисова-Мусатова.
👨🎨 Постепенно проявляется индивидуальный стиль Фалька. Его черты заметны в работе «Лиза на солнце»:
▪️ Длинные мазки — как бы «оперение» картины.
▪️ Движение: голубые и белые мазки идут вниз к земле, зеленый фон выполнен мазками снизу вверх. Это создает ритмическое противодействие поникшей фигуре, возникает внутренняя скрытая энергия формы.
🔀 Уже в ранние годы Фальк показал, что умеет быть разным. В портрете жены «Женщина в лиловом» перед нами совершенно другая манера, хотя это тот же год и та же женщина, что и в «Лизе на солнце». «Женщина в лиловом» явно написана под влиянием Сезанна.
▪️ А «Пейзаж с собакой» напоминает одновременно и Гогена, и Ван Гога. Только вместо Таити — подмосковный сад.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день