angle-down facebook instagram vkontakte warning

Огюст Роден

Борьба за славу

После путешествия в Италию Роден начал свой путь к славе самостоятельного скульптора, но успех пришел к нему не сразу. Посмотрим, с какими сложностями пришлось столкнуться художнику до того, как его талант признали критики и зрители.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Огюст Роден. Бронзовый век, 1877

💪 Первой работой Родена после возвращения стала скульптура, известная сейчас под названием «Бронзовый век». Первоначально она называлась «Побежденный» и представляла собой измученного войной солдата, тяжело опиравшегося на копье. Статуя была создана в память о франко-прусской войне. Натурщиком был бельгийский солдат. Роден очень редко обращался к профессиональным натурщикам, так как считал их слишком искусственными.

😮 Скульптура получилась слишком реалистичной — стали поговаривать, будто Роден использовал слепок с живого натурщика. Художник был настолько оскорблен, что предложил клеветникам присутствовать при его работе. Несмотря на начавшийся скандал, Роден решил показать статую на Салоне.

🥱 Но перед Салоном Роден внес в работу ряд изменений. Он убрал копье, и характер скульптуры сразу изменился — исчезла слабость и изможденность, стало казаться, что солдат пробуждается от сна. Сам Роден называл статую по-разному: «Пробуждение человечества», «Пробуждение весны», а на Салоне выставил ее под названием «Бронзовый век».

Эту работу нельзя отнести ни к академическому стилю, ни к реализму. На первый взгляд она почти академическая, но в ней есть то, что невозможно встретить в академических работах — в ней есть жизнь.

💥 Жюри Салона было растеряно. Казалось бы, перед ними простой обнаженный юноша, но он казался настолько живым, что вызывал замешательство. Работу приняли, но сплетни не утихали. Вскоре само жюри Салона обвинило Родена в использовании слепка. Причем некоторые утверждали, что использовался слепок с трупа. Разразился скандал. Роден попросил натурщика, бельгийского солдата, приехать в Париж и выступить свидетелем, но его не отпустило начальство. Это усилило слухи. Тогда Роден потребовал расследования.

🤝 Но на сторону Родена встало очень много известных мастеров, в том числе и Каррье-Беллёз, который был настолько шокирован глупостью обвинения, что забыл о ссоре и выступил в защиту скульптора. Но у скандала была и положительная сторона — он привлек внимание к молодому скульптору.

⛲️ Через три года статуя была отлита в бронзе, ее купило государство и установило в Люксембургском саду. Сегодня она стоит на площади Родена.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Огюст Роден

1. Идущий человек, 1878
2. Иоанн Креститель, 1878

Родену очень нужны были деньги, чтобы возместить расходы на скульптуру «Бронзовый век», и он брался за любую возможность заработать. Посмотрим, чем занимался мастер, и какие скульптуры появились в этот период.

🤫 Родену предложили поработать на Всемирной выставке в Париже в 1878 году в качестве анонимного рабочего. Он согласился и перебрался в Париж вместе с семьей. Роден очень много работает: обрабатывает мрамор, дерево, металлы.

🗣 «Необходимость заработка заставляла меня овладеть всеми сторонами моего ремесла. Я выполнял подготовительные работы, обтесывал мрамор, камни, делал орнаменты и даже украшения у одного ювелира, к сожалению, слишком долгое время. Но это сослужило мне хорошую службу — я всесторонне овладел профессией скульптора».

👏 Одной из самых ярких работ того периода стала скульптура «Иоанн Креститель». Один крестьянин предложил себя в качестве натурщика. Грубоватый, угловатый, угрюмый мужчина произвел впечатление на скульптора. В голове Родена родился образ Иоанна Крестителя.

▪️ В то время натурщика обычно просили шагать, чтобы вес переносился на одну ногу. Считалось, что так движение фигуры получается более гармоничным. Фигура, стоящая на двух ногах, считалось недостатком вкуса. Но когда Роден попросил крестьянина раздеться, и тот, стесняясь, встал на круг для позирования двумя ногами, художник воскликнул: «Да это же человек шагающий!», и решил воспроизвести натурщика максимально реалистично, с весом на обе ноги.

🚶‍♂️ Так появились две работы: «Идущий человек» и «Святой Иоанн Креститель». «Идущий человек» по сути этюд «Иоанна Крестителя», но без головы и рук. Он был представлен на Салоне и получил медаль третьей степени. Иоанн не просто идет, он идет, исполненный осознания своей миссии.

👉 Дальше посмотрим на попытки Родена добиться признания.

Огюст Роден. Призыв к оружию, 1879

Роден участвует во всех возможных конкурсах: на памятник Дидро, Руссо, Карно и в других. Но все его работы не принимаются. Чтобы отправить свой вариант статуи на конкурс памятников Байрону, Родену пришлось продать мебель. Посмотрим на важную конкурсную работу Родена и узнаем, кто его поддерживал.

🔝 Самая яркая конкурсная работа — монумент в честь защитников Парижа. У него несколько названий: «Призыв к оружию», «Гений войны», «Побежденная Родина». Это женщина с искаженным болью лицом (символ гения войны) над обнаженным телом воина. Воин собирает силы, чтобы подняться, а женщина призывает к отмщению. Идея Родена была слишком тревожной для общественного монумента, и работу даже не допустили к конкурсу.

🤝 На помощь Родену пришел Каррье-Беллёз. Он был назначен художественным директором Севрской мануфактуры и предложил Родену стать его ассистентом. Это спасло Родена — он получал и жалование, и почасовую оплату. В благодарность художник выполнил бюст Каррье-Беллёза. Роден проработал там всего три года — дирекция мануфактуры пренебрежительно относилась к работам художников.

Роден продолжает работать анонимно. Ему поступает много заказов на безымянные работы художника-декоратора по украшению фасадов частных особняков.

👏 У Родена появлялись поклонники: писатели и критики, поддерживающие авангард>. Художник попал в салон Жюльетты Адам, основательницы журнала «Нувель ревю», где обзавелся многими полезными знакомствами, в том числе и с политиками. Эти связи привели его к встрече с Антоненом Прустом, министром изящных искусств. Пруст по достоинству оценил талант Родена и приобрел для государства статую «Иоанн Креститель».

🔜 Вскоре Роден получит важный заказ на оформление бронзовой двери в новом Музее декоративного искусства.

Творчество Родена — искусство или ремесло?

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;