angle-down facebook instagram vkontakte warning

Огюст Роден

Любовные сюжеты и памятники

Во время работы над «Гражданами Кале» и «Вратами ада» Роден параллельно создавал много чувственных работ и несколько памятников известных деятелей. Давайте на них посмотрим и поговорим подробнее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Огюст Роден

1. Андромеда, 1889
2. Ева и змей, 1885
3. Одержимость, 1897
4. Любовь, 1894
5. Сирены, 1887
6. Проклятые женщины, 1885
7. Нимфы, 1910
8. Вакханки обнимающиеся, 1896

Огюст Роден

1. Ускользающая любовь, 1887
2. Орфей и Эвридика, 1893
3. Минотавр, 1886
4. Вечный идол, 1893
5, 6. Поцелуй, 1882
7. Паоло и Франческа, 1886
8. Вечная весна, 1898
9. Идиллия
10. Я красивая, 1882

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

👫 Роден впервые ввел в сюжет влюбленную пару. До него влюбленные, как правило, были богами, а сюжеты с ними ограничены: либо сцены похищения, либо яростного овладения, либо надгробия с умершими супругами. Роден лепит не богов, он лепит влюбленных, вожделеющих друг друга, в пылких объятьях, в порыве страсти. При этом женщина у него не пассивна, а активно участвует во всех видах наслаждения.

😤 Недоброжелатели даже обвиняли Родена в сексуальной озабоченности. Он показывал любовь с шокирующей свободой. Иногда даже изображал пары женщин. Художника можно смело назвать певцом любви. Он боготворил женщину. Драма в его скульптурах всегда выражалась языком тел.

Большую часть скульптур на любовную тему Роден выполнил на грубой каменной основе, для контраста необработанного камня и полированного мрамора.

▪️ В работе «Ускользающая любовь» девушка выскальзывает из-под юноши, который пытается ее удержать.

▪️ В работах «Орфей и Эвридика» и «Минотавр» (или «Фавн и Нимфа») Роден показывает шепот наслаждения, влечение мужчины и женщины, нетерпеливый зов тел. В «Орфее» кажется, что певец сейчас сам умрет от своей песни, а в «Минотавре» женщина старается вырваться и в то же время хочет уступить чудовищу.

▪️Работа «Вечный идол» отражает случай, когда Роден однажды подошел к натурщице после сеанса позирования и поцеловал в живот как бы в благодарность. Этот момент он и запечатлел в работе: мужчина, нежно целующий женщину.

🔝 Самая известная работа на эту тему — «Поцелуй». Роден передает физическую любовь так, как никто до него не делал. В позе влюбленных одновременно и целомудрие, и страсть, и трепет от возбуждения, и нежность прикосновений. Жаркие объятия и ненасытность любви.

▪️ Таким же любовным трепетом проникнуты работы «Вечная весна», «Паоло и Франческа», «Идиллия», «Я красивая».

1, 2. Проект и эскиз памятника Клоду Лоррену в Нанси, 1889
3, 4. Памятник Виктору Гюго, 1890

К тому времени Роден был уже очень известным и получал много официальных заказов, одними из которых стали памятник Клоду Лоррену и Виктору Гюго. Давайте узнаем истории этих работ.

💡 Идея для памятника Лоррену родилась у Родена сразу. Он хотел представить Лоррена, идущего легкой походкой с палитрой в руках, а на пьедестале разместить барельеф с колесницей Аполлона.

📐 Но его вновь подвела композиция. Отдельные элементы памятника удачные, но в целом ансамбль вызвал у жюри разочарование. Роден переделал коней, но скульптуру это не спасло. Постамент оказался слишком высоким, и фигура художника выглядела чересчур маленькой. Тем не менее проект приняли, а памятник установили в Ботаническом саду. Место оказалось неудачным, и оценить его по достоинству было невозможно.

😖 Сам Роден тоже был недоволен работой. Роден, с одной стороны, всегда знал себе цену, но с другой был способен давать себе адекватную оценку и неудавшиеся произведения безжалостно уничтожал.

👏 В 1886 году Роден получил заказ на памятник Виктору Гюго для Пантеона, где похоронили писателя. Это была большая честь. Роден прочитал всего Гюго и перебрал огромное количество идей. Работа над статуей затянется и только 27 лет спустя, в 1909 году ее установят в Люксембургском саду.

💡 Изначально Роден хотел изобразить Гюго обнаженным у моря — намек на ссылку при Наполеоне III, и опирающимся на скалу. А с Парнаса к нему должны были спускаться музы. Но композиция опять никак не складывалась: его музы по факту оказались пышными женщинами. В финальном варианте Роден оставит только двух: музу Трагедии и Внутренний голос.

😤 Члены комитета восприняли изображение пожилого Гюго обнаженным как оскорбление. Вопросы были и к позе: почему он сидит, когда должен стоять, как и другие статуи Пантеона. Роден не сдавался и спустя два года снова приступил к задаче. Он решил сделать так, как хочет заказчик: представить Гюго во весь рост и в полном облачении.

▪️ В качестве муз Роден решил использовать фигуры с перекладины «Врат ада». Сами по себе они были прекрасны, но в монументе образовали хаотическое нагромождение над головой Гюго. В конце концов Роден решил убрать муз и в дальнейшем превратил их в самостоятельные произведения — «Трагическая муза» в мраморе и «Внутренний голос» в бронзе.

🤦‍♂️ Но работу все равно не приняли. К моменту работы над следующим вариантом изменилось предполагаемое место скульптуры — теперь она предназначалась для Люксембургского сада, а там необязательно требовалась стоящая скульптура. Тогда Роден вернулся к своей идее, добавил одну музу и изобразил Гюго сидящим.

Огюст Роден. Памятник Оноре де Бальзаку, этюд и готовая работа, 1897

От Общества французских литераторов Роден получил заказ на памятник Оноре де Бальзаку. Давайте посмотрим, чем кончилась работа Родена над этой скульптурой.

🤦‍♂️ Трудности начались с первых шагов. Изначально скульптором выбрали Анри Шапю, но были проблемы со сбором денег и местом установки — Орлеанской галереей Пале-Рояль. Архитектор галереи и скульптор не могли согласовать проект, и в итоге Шапю умер, не дождавшись запуска работ.

↪️ Тогда скульптором выбрали Родена, а новым местом — площадь Пале-Рояль. По контракту у Родена было два года на создание памятника, а высота не должна была превышать трех метров. Роден представил макет проекта через девять месяцев. Бальзак изображался в полный рост в образе доминиканского монаха. Позднее одеяние монаха трансформируется в тяжелую мантию, из которой будто вырастает голова писателя.

😰 Родену было сложно работать над проектом, так как он привык иметь дело с натурой, а Бальзак умер 42 года назад. Роден собирал материалы, чтобы составить представление об облике поэта — все портреты, литографию, старый дагерротип, бюст и даже карикатуру Бальзака в домашней одежде с длинными волосами. Возможно, именно эта карикатура и вдохновила Родена — он начал разрабатывать юмористический образ Бальзака, а затем трансформировал его в горделивый облик.

🧥 С фигурой было еще сложнее. Бальзак умер в 51 год, у писателя была деформация тела из-за долгого сидения за столом: короткие руки и ноги, огромный живот. Родену важно было понять его телосложение, он нашел портного Бальзака и заказал у него костюм, чтобы надеть на манекен.
В результате Роден решил изобразить Бальзака в его привычной одежде — рясе доминиканцев.

😔 Роден снова не успел в срок. В мастерскую отправилась комиссия, чтобы посмотреть ход работ, и макет ей категорически не понравился. Комиссия сочла, что «этого тучного монстра» невозможно установить в Париже.

💔 В результате проект Родена решили отклонить. Это вызвало скандал. Общественное мнение разделилось, а Роден впервые усомнился в себе. Он оставил статую себе, а работу поручили другому скульптору.

Никогда еще ни одна скульптура не удостаивалась такого количества комментариев. Поклонники Бальзака считали ее шедевром, в котором Родену удалось передать одиночество Бальзака и показать его как гения, смотрящего в лицо бессмертию. Роден много общался с родственниками и поклонниками Бальзака и очень точно сумел понять его душу.

👏 В итоге скульптуру установят спустя 22 года после смерти Родена. по окончании Первой мировой войны статую выставили в открывшемся Музее Родена в отеле Бирон, в 1926 году отлили в бронзе, и только в 1939-м накануне Второй мировой ее установили в Париже.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;