angle-down facebook instagram vkontakte warning

Огюст Роден

«Врата ада» и «Граждане Кале»

Признание Родена как скульптора начинается с работы «Врата ада». Поговорим об этой работе и ее важных частях, в которых он воплотил всю свою мощь и творческий гений.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Огюст Роден. Врата ада, 1880–1900

🔛 На «Врата ада» Роден потратил 20 лет и бросил творение, так и не завершив. К работе он приступил в 1880 году. Заказ по сюжету «Божественной комедии» вызвал у него прилив творческой энергии — Роден начал работать без передышки, создал огромное количество эскизов в карандаше и акварели. Мысли о работе не оставляли его ни на минуту. Было ощущение, что он находился в полубреду.

▪️ Первые наброски перекликались с дверями Лоренцо Гиберти во Флоренции, но чем больше Роден работал, тем дальше отходил от Гиберти.

↕️ Это был государственный заказ. Высота двери должна была составить шесть метров — слишком большой размер для мастерской Родена. Поэтому государство предоставило ему две мастерские на складе мрамора.

👤 Роден хотел заполнить все пространство фигурками людей, символизирующими пороки человечества. Он лепил огромное количество фигур, если какая-то ему не нравилась, то он безжалостно ее ломал. Роден выстраивал целый мир, хаотичный и ужасающий.

☝️ У работы Родена есть особенность. Данте представлял христианский ад, а Роден изобразил ад языческий. У Микеланджело проклятые — это души человеческие, несчастные, изгнанные из рая, у Родена же это тела, поглощенные страстью и желанием. Они и есть источник своих несчастий. Он смешал христианского Бога и богов Греции, героев Данте и падших женщин Бодлера.

🔎 Каждый сюжет он решал по-своему. Фигуры отличались пропорциям и размерами. Из-за этого врата выглядели хаотичными и не вызывали ощущения единой композиции. Всего Роден создал для портала около 200 фигур. У них не было плана расположения, логики, симметрии. Создавалось ощущение, что каждая скульптура сама заняла то место, которое захотела.

💰 Расходы Родена на работу были огромными. Он нанимал натурщиков, делал гипсовые слепки, отливал в бронзе, чеканил. За первые семь лет работы он получил 27500 из обещанных 30 000 франков.

⬆️ Параллельно росло и количество заказов. В скором времени Роден уже смог снять новую мастерскую на окраине Парижа, а затем и целый особняк на Итальянском бульваре, куда он приходил в основном на тайные свидания.

💪 Отдельные скульптуры, созданные для работы «Врата ада», стали выдающимися шедеврами и начали независимое существование.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Огюст Роден

1. Мыслитель, фрагмент работы «Врата ада»
2. Мыслитель
3. Кариатида, упавшая под тяжестью камня
4. Та, что когда-то была прекрасной Ольмиер
5. Скорбь
6. Скорчившаяся женщина
7. Три тени

Части работы «Врата ада» переросли в отдельные скульптуры и стали шедеврами Родена. Давайте поговорим о них чуть подробнее.

🔝 Одна из самых известных работ Родена — «Мыслитель», который также вышел из композиции «Врата ада». Могучий задумавшийся человек склонился над грешниками и размышляет об их судьбах. Если рассматривать «Мыслителя» как самостоятельную скульптуру, то это олицетворение стремления постичь смысл мироздания и предназначения человека.

😔 На Салоне «Мыслитель» стал объектом насмешек. Но к тому времени у Родена уже было много поклонников. В результате монумент отлили из бронзы и передали мэрии Парижа. По решению властей его установили перед Пантеоном в 1906 году.

😤 Но противники монумента не успокоились. В 1922 году статую переместили в сад отеля Бирон (музей Родена) под предлогом того, что она мешает проведению официальных мероприятий. Хотя по мнению многих критиков, «Мыслитель» был лучшим общественным памятником.

Есть еще несколько фрагментов «Врат», которые стали самостоятельными произведениями. «Кариатида, упавшая под тяжестью камня» — юная девушка, склонившаяся под непосильной ношей. «Та, что когда-то была прекрасной Ольмиер» — символ старости, увядающей красоты и молодости, трагедии каждой женщины. «Скорбь», «Скорчившаяся женщина» — олицетворение мучений, страданий.

📐 Теперь посмотрим на композицию работы «Врата ада». Ад телесных неудовлетворенных страстей представлен сладострастными женщинами, любовниками, фавнами и кентаврами.

▪️ На боковых стойках фигуры устремляются вверх, на створках дверей движение наоборот разворачивается вниз. Одни фигуры парят, а другие ударяются о землю.

▪️ Над дверью, за спиной «Мыслителя», в темноте мечутся грешники. Они выходят за пределы плиты, как будто пытаясь убежать из ада, в котором оказались.

▪️ На вершине монумента группа «Три тени». Это три копии одной и той же фигуры, но под разными углами. Тени возвышаются над всем этим хаосом грешников. Их ноги сгибаются под тяжестью рока, они поддерживают друг друга. Рок сокрушил их, физическая сила стала иллюзией. Тени покинули землю. Их отчаяние молчаливо и оттого более страшно, чем крик грешников под ними.

Огюст Роден. Скульптуры Адама и и Евы

Работа над «Вратами» шла 20 лет и завершилась неожиданно даже для создателя. Посмотрим, как это произошло и что ждало скульптуру после.

😔 Труды Родена завершил его друг, сам того не подозревая. Он зашел к Родену в гости и повесил шляпу на один из выступов барельефа. Роден ничего не сказал, но понял свою ошибку. Он использовал государственный заказ для выражения образов, будоражащих его собственное воображение.

💭 Из-за этого «Врата» с самого начала были обречены на неудачу. Воображение мастера слишком разыгралось, в голове родилось множество образов, с которыми он оказался не в состоянии справиться и как-то упорядочить. Отдельные статуи были шедеврами. Но как только Родену надо было создавать монумент, весь его гений разбивался о композицию.

▪️ Та же самая проблема проявится и в другой не менее значимой работе — «Граждане Кале».

😤 В 1900 году Роден показывает врата в гипсе во время Всемирной выставки в Париже. Зрители, увидев работу, восклицали «Но она же не закончена!». Роден остроумно отвечал «А готические соборы разве закончены?». Но заказчиком было государство, которое хотело получить законченный проект. Через 23 года терпение Министерства изящных искусств иссякло, и оно потребовало от мастера представить законченное произведение.

🤷‍♂️ Но у Родена не было желания продолжать работу. Кроме того, творение уже давно перестало напоминать заказанную дверь и вряд ли могло использоваться по назначению. Родену пришлось вернуть аванс и деньги на отливку в бронзе, а само произведение оставить себе. Только в 1938 году врата были отлиты в бронзе и установлены при входе в сад в музее Родена.

👏 «Врата ада» обсуждались всем Парижем и однозначно были признаны шедевром, несмотря на неудачу с заказчиком. Во второй половине дня можно было прийти в мастерскую и посмотреть на скульптуру. Поток посетителей не иссякал. Государство в итоге выкупило статуи «Адама» и «Евы», которые должны были быть установлены по обеим сторонам врат.

💪 Именно с «Вратами» к Родену пришла слава. Иностранные музеи начали покупать его работы, выставки шли одна за другой. В Женеве, в Брюсселе, в Амстердаме, Роттердаме и Гааге. Но наибольший интерес к его творчеству возник в Англии. Во время Первой мировой войны музей Виктории и Альберта купил 14 бронзовых работ Родена, назвав его наиболее выдающимся скульптором.

Огюст Роден

1. Жан Поль Лорана
2. Эжен Гийом
3. Альфонсо Легро
4. Виктор Гюго
5. Граждане Кале

Параллельно с «Вратами» Роден работал и над другими заказами, а особенно много времени уделял портретам: он сделал бюсты художника Жана Поля Лорана, скульптора Эжена Гийома, друга Альфонса Легро и многих других. Поговорим о работах того периода.

👤 Один из самых известных бюстов Родена — бюст Виктора Гюго. Гюго на тот момент страдал манией величия и отказывался позировать скульптору. С большим трудом Родену удалось добиться возможности работать в особняке Гюго, но при условии, что они не будут разговаривать — художник мог только бегло наблюдать за хозяином во время его работы или в моменты принятия гостей. Роден делал там наброски, а лепил уже вернувшись в мастерскую. Благодаря хорошей памяти скульптору удалось очень живо передать мимику Гюго.

👥 В 1884 году Роден приступил к работе над новым проектом «Граждане Кале». Эта работа стала наиболее завершенной из всех его произведений. Заказ снова поступил от государства — от мэра города Кале, который хотел воздвигнуть памятник героям, сумевшим защитить город.

🆕 Родену понравилась тема. Он предложил проект из шести фигур людей, идущих на подвиг. Такой проект в корне отличался от традиционных монументов героям в других городах.

Тайная связь Родена

Камилла Клодель

О работе «Граждане Кале»

Огюст Роден. Граждане Кале, 1884–1888

1. Первый вариант композиции
2. Первый макет
3. Финальный вариант
4. Скульптура в городе
5–9. Персонажи

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;