angle-down facebook instagram vkontakte warning

История российского кино

Как развивалось кино в девяностые и нулевые

Пятый съезд Союза кинематографистов СССР, перестроечный период, нулевые — три эпохи, которые повлияли на развитие кино и экономически, и культурно. Узнаем, как именно.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

Кадр из фильма Александра Велединского «Географ глобус пропил», 2013

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Почему мы говорим о российском кино 👇

✅ Эти фильмы отражают реальность, в которой мы сегодня живем. Знание российского кино поможет нам глубже понять себя, соотечественников и свое время.

Российское кино — часть мирового. Многие наши режиссеры играют важную роль в мировом кинопроцессе, номинируются и получают мировые премии: Сокуров, Кончаловский, Звягинцев, Балагов, Серебренников, Дворцевой и другие.

Сегодня мы находимся внутри уникального процесса, за которым интересно следить 🔻

🔹 Кинопроизводство растет, при этом индустрия кино в нашей стране еще не выстроена.

🔹 На смену ВГИКу, который многие годы в одиночку поставлял кадры для кино, приходят новые школы с новыми подходами: МШК, МШНК, ВКСР, «Индустрия», «Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова». Это расширяет язык кино.

🔹 Выходят новые законы, например, о прокатных удостоверениях и о запрете мата. Это тоже влияет на облик нашего кино.

🔹 За счет роста популярности социальных сетей и доступности техники растет количество авторского кино, благодаря этому увеличивается количество независимых фестивалей, смотров и площадок.

🔹 Все еще выходят фильмы мастодонтов — Соловьева, Михалкова, Кончаловского. И только сегодня мы можем по-настоящему оценить тот путь, который они прошли.

Пятый съезд Союза кинематографистов СССР

Кадр из фильма Владимира Меньшова «Ширли-мырли», 1995

🔄 После 5 съезда наступает перестроечный период 👇

▪️ Многие фильмы достают с полок.

▪️ Появляется новое перестроечное кино, которое переосмысливает советский опыт. Например, «Асса» Сергея Соловьева 1987 года и «Астенический синдром» Киры Муратовой 1989 года.

😎 На смену этому периоду приходят 1990-е 👇

▪️ Из-за дефолта 1998 года финансирование кинопроизводства резко сократилось: фильмов снималось гораздо меньше, чем при Советском союзе.

▪️ Тем не менее случились и выдающиеся фильмы: «Анкор еще Анкор» Тодоровского 1993 года, «Вор» Павла Чухрая 1997 года, гайдаровская комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» 1992 года, «Ширли-мырли» Владимира Меньшова 1995 года, знаменитые «Особенности национальной охоты» Рогожкина 1995 года и, конечно, «Брат» 1997 года Балабанова.

▪️ Растет роль видеопроката, все больше семей покупают видеомагнитофоны, смотрят много зарубежного кино.

▪️ Отечественный кинематограф 90-х связан с бандитизмом. Например, об этом снят фильм выдающегося режиссера Алексея Федорченко «Кино эпохи перемен». Автор «Первых на Луне», «Овсянок» и «Войны Анны» в своем документальном фильме рассказывает, как Свердловская киностудия пережила девяностые, а также о бандитах, кредиторах. Обязательно оцените эту комедию, если она где-нибудь вам попадется.

Переходим к 2000-м

📉 Для этого обратимся к подробному разбору: аналитики Яндекса вместе с редакцией КиноПоиска на основе данных сайта Kinopoisk.ru составили обзор того, что происходило с российским кино в 2001–2015 годах. Мы советуем вам прочитать этот разбор. В нем много любопытной статистики: например, какие слова фигурируют в аннотациях российских фильмов, какого пола российское кино и каких актеров любят больше всего.

Как укрепление экономики сказалось на кинобизнесе 🔻

🍿 В крупных городах появляются кинотеатры и мультиплексы.

💰 Доход вырос — выросла возможность платить за досуг.

🎬 Режиссеры снимают больше кино: крупнобюджетные военные драмы, ремейки советских и голливудских фильмов. Осваивают массовое кино — выходит «Ночной дозор».

👀 Появляется новая волна авторского кино — Хомерики, Попогребский, Хлебников.

💣 Самая популярная тема у зрителей, судя по оценкам на КиноПоиске, — это фильмы о войне.

⭐️ На мировой арене российское кино представляет создатель «Елены» и «Левиафана» Андрей Звягинцев. Его картины отмечали на Каннском фестивале, номинировали на «Оскар», ему доставался «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля. Он же доставался Сокурову за «Фауста».

⭐️⭐️⭐️ Чтобы поговорить о героях последнего десятилетия, обратимся к публикации Colta и рейтингу известного кинокритика Василия Корецкого. Он выбрал людей, которые определяют кинопроцесс сегодня (хорошо или плохо — не важно). Тех, кто делает этапные и переломные картины. А также педагогов и чиновников, которые определяют, что будут смотреть зрители. Василий подобрал 25 кандидатов, а зрители голосовали за самых влиятельных людей в мире кино.

Получилось вот так 🔻

▪️ Андрей Звягинцев, режиссер

▪️ Кирилл Серебренников, режиссер

▪️ Антон Долин, главред журнала «Искусство кино», критик

▪️ Александр Сокуров, режиссер, педагог

▪️ Валерия Гай Германика, режиссер

▪️ Борис Хлебников, режиссер, сценарист

▪️ Олег Сенцов, украинский режиссер, российский политзэк

▪️ Виталий Манский, документалист, президент «Артдокфеста»

▪️ Александр Роднянский, продюсер

▪️ Александр Расторгуев, документалист

▪️ Илья Хржановский, режиссер

▪️ Владимир Мединский, министр культуры (на момент составления рейтинга)

▪️ Любовь Аркус, главред журнала «Сеанс» (на момент составления рейтинга), критик, режиссер

▪️ Константин Эрнст, продюсер

▪️ Марина Разбежкина, педагог

▪️ Дмитрий Мамулия, режиссер, педагог

▪️ Наталия Мещанинова, режиссер, сценарист

▪️ Олег Мавроматти, режиссер

▪️ Дмитрий Кубасов, документалист

▪️ Александр Миндадзе, режиссер, сценарист

▪️ Алексей Попогребский, режиссер, педагог

▪️ Алена Полунина, документалист

▪️ Беата Бубенец, документалист

▪️ Аскольд Куров, документалист, активист

▪️ Антон Малышев, исполнительный директор Фонда кино (2013–2018)

курс Level One
Учимся смотреть кино и говорить о нем

Практический курс, который научит смотреть фильмы глазами знатока. Разберемся в истории кино, научимся видеть отсылки к другим фильмам и режиссерам. После курса фильм будет не просто «нравиться» — вы легко объясните, что дело в сюжете, необычных ракурсах или в особом монтаже.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;