angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн Кулинария

История российского кино

Как развивалось кино в девяностые и нулевые

Пятый съезд Союза кинематографистов СССР, перестроечный период, нулевые — три эпохи, которые повлияли на развитие кино и экономически, и культурно. Узнаем, как именно.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книг «По залам ГМИИ имени А.С. Пушкина» и «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Личное отношение к российскому кино

Кадр из фильма Александра Велединского «Географ глобус пропил», 2013

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Почему мы говорим о российском кино 👇

✅ Эти фильмы отражают реальность, в которой мы сегодня живем. Знание российского кино поможет нам глубже понять себя, соотечественников и свое время.

Российское кино — часть мирового. Многие наши режиссеры играют важную роль в мировом кинопроцессе, номинируются и получают мировые премии: Сокуров, Кончаловский, Звягинцев, Балагов, Серебренников, Дворцевой и другие.

Сегодня мы находимся внутри уникального процесса, за которым интересно следить 🔻

🔹 Кинопроизводство растет, при этом индустрия кино в нашей стране еще не выстроена.

🔹 На смену ВГИКу, который многие годы в одиночку поставлял кадры для кино, приходят новые школы с новыми подходами: МШК, МШНК, ВКСР, «Индустрия», «Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова». Это расширяет язык кино.

🔹 Выходят новые законы, например, о прокатных удостоверениях и о запрете мата. Это тоже влияет на облик нашего кино.

🔹 За счет роста популярности социальных сетей и доступности техники растет количество авторского кино, благодаря этому увеличивается количество независимых фестивалей, смотров и площадок.

🔹 Все еще выходят фильмы мастодонтов — Соловьева, Михалкова, Кончаловского. И только сегодня мы можем по-настоящему оценить тот путь, который они прошли.

Пятый съезд Союза кинематографистов СССР

Легендарный перестроечный V съезд кинематографистов СССР

Кадр из фильма Владимира Меньшова «Ширли-мырли», 1995

🔄 После 5 съезда наступает перестроечный период 👇

▪️ Многие фильмы достают с полок.

▪️ Появляется новое перестроечное кино, которое переосмысливает советский опыт. Например, «Асса» Сергея Соловьева 1987 года и «Астенический синдром» Киры Муратовой 1989 года.

😎 На смену этому периоду приходят 1990-е 👇

▪️ Из-за дефолта 1998 года финансирование кинопроизводства резко сократилось: фильмов снималось гораздо меньше, чем при Советском союзе.

▪️ Тем не менее случились и выдающиеся фильмы: «Анкор еще Анкор» Тодоровского 1993 года, «Вор» Павла Чухрая 1997 года, гайдаровская комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» 1992 года, «Ширли-мырли» Владимира Меньшова 1995 года, знаменитые «Особенности национальной охоты» Рогожкина 1995 года и, конечно, «Брат» 1997 года Балабанова.

▪️ Растет роль видеопроката, все больше семей покупают видеомагнитофоны, смотрят много зарубежного кино.

▪️ Отечественный кинематограф 90-х связан с бандитизмом. Например, об этом снят фильм выдающегося режиссера Алексея Федорченко «Кино эпохи перемен». Автор «Первых на Луне», «Овсянок» и «Войны Анны» в своем документальном фильме рассказывает, как Свердловская киностудия пережила девяностые, а также о бандитах, кредиторах. Обязательно оцените эту комедию, если она где-нибудь вам попадется.

Переходим к 2000-м

📉 Для этого обратимся к подробному разбору: аналитики Яндекса вместе с редакцией КиноПоиска на основе данных сайта Kinopoisk.ru составили обзор того, что происходило с российским кино в 2001–2015 годах. Мы советуем вам прочитать этот разбор. В нем много любопытной статистики: например, какие слова фигурируют в аннотациях российских фильмов, какого пола российское кино и каких актеров любят больше всего.

Как укрепление экономики сказалось на кинобизнесе 🔻

🍿 В крупных городах появляются кинотеатры и мультиплексы.

💰 Доход вырос — выросла возможность платить за досуг.

🎬 Режиссеры снимают больше кино: крупнобюджетные военные драмы, ремейки советских и голливудских фильмов. Осваивают массовое кино — выходит «Ночной дозор».

👀 Появляется новая волна авторского кино — Хомерики, Попогребский, Хлебников.

💣 Самая популярная тема у зрителей, судя по оценкам на КиноПоиске, — это фильмы о войне.

⭐️ На мировой арене российское кино представляет создатель «Елены» и «Левиафана» Андрей Звягинцев. Его картины отмечали на Каннском фестивале, номинировали на «Оскар», ему доставался «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля. Он же доставался Сокурову за «Фауста».

⭐️⭐️⭐️ Чтобы поговорить о героях последнего десятилетия, обратимся к публикации Colta и рейтингу известного кинокритика Василия Корецкого. Он выбрал людей, которые определяют кинопроцесс сегодня (хорошо или плохо — не важно). Тех, кто делает этапные и переломные картины. А также педагогов и чиновников, которые определяют, что будут смотреть зрители. Василий подобрал 25 кандидатов, а зрители голосовали за самых влиятельных людей в мире кино.

Получилось вот так 🔻

▪️ Андрей Звягинцев, режиссер

▪️ Кирилл Серебренников, режиссер

▪️ Антон Долин, главред журнала «Искусство кино», критик

▪️ Александр Сокуров, режиссер, педагог

▪️ Валерия Гай Германика, режиссер

▪️ Борис Хлебников, режиссер, сценарист

▪️ Виталий Манский, документалист, президент «Артдокфеста»

▪️ Александр Роднянский, продюсер

▪️ Александр Расторгуев, документалист

▪️ Илья Хржановский, режиссер

▪️ Владимир Мединский, министр культуры (на момент составления рейтинга)

▪️ Любовь Аркус, главред журнала «Сеанс» (на момент составления рейтинга), критик, режиссер

▪️ Константин Эрнст, продюсер

▪️ Марина Разбежкина, педагог

▪️ Дмитрий Мамулия, режиссер, педагог

▪️ Наталия Мещанинова, режиссер, сценарист

▪️ Олег Мавроматти, режиссер

▪️ Дмитрий Кубасов, документалист

▪️ Александр Миндадзе, режиссер, сценарист

▪️ Алексей Попогребский, режиссер, педагог

▪️ Алена Полунина, документалист

▪️ Беата Бубенец, документалист

▪️ Аскольд Куров, документалист, активист

▪️ Антон Малышев, исполнительный директор Фонда кино (2013–2018)

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;