История российского кино
Как развивалось кино в девяностые и нулевые
Пятый съезд Союза кинематографистов СССР, перестроечный период, нулевые — три эпохи, которые повлияли на развитие кино и экономически, и культурно. Узнаем, как именно.
Личное отношение к российскому кино
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПочему мы говорим о российском кино 👇
✅ Эти фильмы отражают реальность, в которой мы сегодня живем. Знание российского кино поможет нам глубже понять себя, соотечественников и свое время.
✅ Российское кино — часть мирового. Многие наши режиссеры играют важную роль в мировом кинопроцессе, номинируются и получают мировые премии: Сокуров, Кончаловский, Звягинцев, Балагов, Серебренников, Дворцевой и другие.
Сегодня мы находимся внутри уникального процесса, за которым интересно следить 🔻
🔹 Кинопроизводство растет, при этом индустрия кино в нашей стране еще не выстроена.
🔹 На смену ВГИКу, который многие годы в одиночку поставлял кадры для кино, приходят новые школы с новыми подходами: МШК, МШНК, ВКСР, «Индустрия», «Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова». Это расширяет язык кино.
🔹 Выходят новые законы, например, о прокатных удостоверениях и о запрете мата. Это тоже влияет на облик нашего кино.
🔹 За счет роста популярности социальных сетей и доступности техники растет количество авторского кино, благодаря этому увеличивается количество независимых фестивалей, смотров и площадок.
🔹 Все еще выходят фильмы мастодонтов — Соловьева, Михалкова, Кончаловского. И только сегодня мы можем по-настоящему оценить тот путь, который они прошли.
Легендарный перестроечный V съезд кинематографистов СССР
🔄 После 5 съезда наступает перестроечный период 👇
▪️ Многие фильмы достают с полок.
▪️ Появляется новое перестроечное кино, которое переосмысливает советский опыт. Например, «Асса» Сергея Соловьева 1987 года и «Астенический синдром» Киры Муратовой 1989 года.
😎 На смену этому периоду приходят 1990-е 👇
▪️ Из-за дефолта 1998 года финансирование кинопроизводства резко сократилось: фильмов снималось гораздо меньше, чем при Советском союзе.
▪️ Тем не менее случились и выдающиеся фильмы: «Анкор еще Анкор» Тодоровского 1993 года, «Вор» Павла Чухрая 1997 года, гайдаровская комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» 1992 года, «Ширли-мырли» Владимира Меньшова 1995 года, знаменитые «Особенности национальной охоты» Рогожкина 1995 года и, конечно, «Брат» 1997 года Балабанова.
▪️ Растет роль видеопроката, все больше семей покупают видеомагнитофоны, смотрят много зарубежного кино.
▪️ Отечественный кинематограф 90-х связан с бандитизмом. Например, об этом снят фильм выдающегося режиссера Алексея Федорченко «Кино эпохи перемен». Автор «Первых на Луне», «Овсянок» и «Войны Анны» в своем документальном фильме рассказывает, как Свердловская киностудия пережила девяностые, а также о бандитах, кредиторах. Обязательно оцените эту комедию, если она где-нибудь вам попадется.
Переходим к 2000-м
📉 Для этого обратимся к подробному разбору: аналитики Яндекса вместе с редакцией КиноПоиска на основе данных сайта Kinopoisk.ru составили обзор того, что происходило с российским кино в 2001–2015 годах. Мы советуем вам прочитать этот разбор. В нем много любопытной статистики: например, какие слова фигурируют в аннотациях российских фильмов, какого пола российское кино и каких актеров любят больше всего.
Как укрепление экономики сказалось на кинобизнесе 🔻
🍿 В крупных городах появляются кинотеатры и мультиплексы.
💰 Доход вырос — выросла возможность платить за досуг.
🎬 Режиссеры снимают больше кино: крупнобюджетные военные драмы, ремейки советских и голливудских фильмов. Осваивают массовое кино — выходит «Ночной дозор».
👀 Появляется новая волна авторского кино — Хомерики, Попогребский, Хлебников.
💣 Самая популярная тема у зрителей, судя по оценкам на КиноПоиске, — это фильмы о войне.
⭐️ На мировой арене российское кино представляет создатель «Елены» и «Левиафана» Андрей Звягинцев. Его картины отмечали на Каннском фестивале, номинировали на «Оскар», ему доставался «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля. Он же доставался Сокурову за «Фауста».
⭐️⭐️⭐️ Чтобы поговорить о героях последнего десятилетия, обратимся к публикации Colta и рейтингу известного кинокритика Василия Корецкого. Он выбрал людей, которые определяют кинопроцесс сегодня (хорошо или плохо — не важно). Тех, кто делает этапные и переломные картины. А также педагогов и чиновников, которые определяют, что будут смотреть зрители. Василий подобрал 25 кандидатов, а зрители голосовали за самых влиятельных людей в мире кино.
Получилось вот так 🔻
▪️ Андрей Звягинцев, режиссер
▪️ Кирилл Серебренников, режиссер
▪️ Антон Долин, главред журнала «Искусство кино», критик
▪️ Александр Сокуров, режиссер, педагог
▪️ Валерия Гай Германика, режиссер
▪️ Борис Хлебников, режиссер, сценарист
▪️ Виталий Манский, документалист, президент «Артдокфеста»
▪️ Александр Роднянский, продюсер
▪️ Александр Расторгуев, документалист
▪️ Илья Хржановский, режиссер
▪️ Владимир Мединский, министр культуры (на момент составления рейтинга)
▪️ Любовь Аркус, главред журнала «Сеанс» (на момент составления рейтинга), критик, режиссер
▪️ Константин Эрнст, продюсер
▪️ Марина Разбежкина, педагог
▪️ Дмитрий Мамулия, режиссер, педагог
▪️ Наталия Мещанинова, режиссер, сценарист
▪️ Олег Мавроматти, режиссер
▪️ Дмитрий Кубасов, документалист
▪️ Александр Миндадзе, режиссер, сценарист
▪️ Алексей Попогребский, режиссер, педагог
▪️ Алена Полунина, документалист
▪️ Беата Бубенец, документалист
▪️ Аскольд Куров, документалист, активист
▪️ Антон Малышев, исполнительный директор Фонда кино (2013–2018)
Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день