История российского кино
«Изображая жертву»: знакомство с Серебренниковым
В России этот фильм стал культовым, а Кирилл Серебренников благодаря ему стал известен не только как театральный, но и как кинорежиссер. Почему — разберемся в этой части.
Почему стоит посмотреть это кино?
Поговорим о российской черной комедии 2006 года режиссера Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». В нашей стране этот фильм стал культовым благодаря своей эклектичности, отсылкам к «Гамлету», ненормативной лексике и сильной команде. Серебренников благодаря картине стал известен не только как театральный, но и как кинорежиссер.
🖋 Валя, закончив университет, ради заработка устраивается в милицию, где изображает жертв преступлений во время следственных экспериментов. Следственная группа в составе харизматичного капитана, вооруженной видеокамерой прапорщицы Люды и туповатого сержанта ежедневно вывозит подсудимых на места преступлений, где положено восстановить картину трагедии. Собственная жизнь Вали ложится в канву известного произведения с несчастной Олей-Офелией, мечтающей за него замуж, дядей Петей-Клавдием, озабоченным вопросами жилплощади и сизым призраком отца.
Кинокритик Антон Долин назвал фильм «трагедией в обличии фарса» 👇
🗣 «Этот фильм — драматическая история одиночества, неприкаянности и брошенности, рассказанная в водевильном и карнавальном ключе. Критическая точка постмодернистской эпохи, которая захлебнулась в цитатах и сарказме».
Фильм получил 4 номинации на премию Золотой Орел и 5 номинаций на премию Ника и получил Гран-при Кинотавра.
👉 В видео расскажем еще немного об одной из главных наград фильма — победе на Римском международном фестивале.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Главный приз Римского фестиваля
Расскажем о режиссере картины Кирилле Серебренникове.
👶🏻 Он родился в 1969 году в Ростове-на-Дону.
⭐️ В 1999 году получил ТЭФИ в номинации «режиссура».
🎭 Стал широко известен как театральный режиссер в начале 2000-х, когда поставил «Пластилин» Василия Сигарева в Центре драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина и «Терроризм» братьев Пресняковых в МХТ.
💪🏼 В 2012 стал художественным руководителем Гоголь-центра.
👏 Он один из немногих российских театральных режиссеров, кто известен и работает за рубежом. Примечательно, что он участник Авиньонского смотра — одного из самых крупных и престижных фестивалей, куда редко зовут российский театр.
▪️ Самые известные его театральные постановки — «Мертвые души», «Идиоты», «Барокко», Outside, «(М)ученик », «Кафка», «Кому на Руси жить хорошо».
Журнал «Афиша» пишет 👇
🗣 «Он превратился в поп-звезду от театра. Ставил на главных московских площадках и в подвалах, устраивал независимые фестивали и мелькал на обложках глянцевых журналов, ходил в Кремль и на оппозиционные митинги. Его восхваляли и проклинали примерно в одинаковой степени. Одни говорили, что он надежда русского театра. Другие — что тотальное зло, убийца великих традиций, безбожник и конъюнктурщик. Его спектакли, как медицинский молоточек, то и дело били зрителя по коленкам, проверяя, сработают рефлексы или нет. Раз за разом, как Ларс фон Триер в кино, Серебренников проверял публику на прочность».
🎥 В начале 2000-х Серебреников снимал сериалы — «Ростов-папа» и «Дневник убийцы».
🏆 Фильм «Рагин» снят в 2004-м по мотивам чеховской «Палаты № 6». Фильм прокатился по фестивалям и даже получил приз в Карловых Варах.
🎬 После успеха фильма «Изображая жертву» сделал еще несколько громких работ в кино:
▪️ «Измена» 2012 года был номинирован на «Золотого льва» — главный приз Венецианского кинофестиваля.
▪️ «Ученик» 2016 года победил на Кинотавре — одном из главных российских фестивалей и получил специальный приз в Каннах.
▪️ «Лето» 2018 года получил специальный приз в Каннах, выиграл национальную премию Ника в 4 номинациях.
🎭 Помимо кино Кирилл успешно работает в опере и балете, представляет нашу страну за рубежом, его любят критики и зрители современного театра и авторского кино.
⚖️ К сожалению, широкой аудитории он больше известен как фигурант скандального уголовного дела. В 2017 году ему было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере, он был помещен под домашний арест. После большого количества судов в 2020 году приговорен к трем годам условно и штрафу.
Над фильмом трудилась сильная команда 👇
📖 Братья Пресняковы. Сценарий написан по пьесе востребованных и талантливых драматургов, мастеров диалогов, братьев Пресняковых. Их пьесы активно ставили в 2000-е. Сначала Серебренников поставил «Изображая жертву» на сцене, затем перенес пьесу в кино. В нулевые реформируется российский театр: по-новому прочитывается классика, приходят интересные режиссеры: Константин Богомолов, Иван Вырыпаев. Иван тоже снимает фильмы по своим пьесам — «Эйфория», «Кислород», «Танец Дели», «Спасение».
💰 Наталья Мокрицкая. Продюсер фильма. Она рисковала, когда соглашалась ставить этот фильм: Серебренников требовал полной творческой свободы. Ему был нужен карт-бланш, а это всегда риск. В этом случае он оправдался: они и дальше работали вместе, сняли фильм «Юрьев день». Оператором фильма был ее муж — Сергей Мокрицкий. Сегодня он сам стал кинорежиссером и снимает блокбастеры, такие как «Битва за Севастополь» и «Черновик».
🎶 Александр Маноцков. Написал музыку к фильму гениальный композитор: он работает в экспериментальной и церковной музыке, в разных составах: от соло до симфонического оркестра. Пишет камерные и симфонические, инструментальные и вокальные сочинения, документальные оперы, много работает в кино. Основой для саундтрека к «Изображая жертву» стала японская народная песня, переделанная японскими же музыкантами под твист. Потом Александр Маноцков будет неоднократно работать с Серебренниковым не только в кино, но в театре: напишет музыку к спектаклю «Мертвые души» в Гоголь-центре и оперу «Чацкий» в Геликон-Опере.
🎭 У фильма сильный актерский состав
🔹 Юрий Чурсин сыграл главную роль. Он создал героя, которого обсуждают многие кинокритики.
Наталья Серебрякова 👇
🗣 «Его герой — подвижный, гибкий, с издевательским выражением лица, ничуть не устаревший за те двенадцать лет, что прошли от премьеры фильма, циничный и несчастный Гамлет, чей ответ на вопрос „Быть или не быть?“ тоже созвучен поколению миллениалов: „Плевать!“».
Василий Корецкий 👇
🗣 «Бесконечное позерство и кривляние Чурсина — это попросту дурная игра или все-таки ирония второго порядка (при первом просмотре фильма склоняешься к первому, при повторном — все-таки ко второму)».
Антон Долин 👇
🗣 «Молодой артист Юрий Чурсин, не раз игравший в спектаклях Серебренникова на сцене МХТ, воплотил героя нового типа — неудовлетворенного, дисгармоничного, иронизирующего по любому поводу. В сущности, Пресняковы и Серебренников предсказали и описали многие неврозы человека эпохи путинской „стабильности“».
🏮 В фильме появляется шикарная Лия Ахеджакова в роли работницы японского ресторана, переодетая в гейшу. За эту роль она даже получила премию «Ника» в номинации «лучшая женская роль второго плана».
👏 Также стоит отметить Виталия Хаева, Анну Михалкову, Александра Ильина, Максима Коновалова, Марата Башарова, Федора Добронравова и Марину Голуб.
Сцена с монологом следователя из фильма «Изображая жертву»
Давайте посмотрим, на что стоит обратить внимание в фильме «Изображая жертву» 👇
🧬 Эклектичность. Серебренников, как настоящий постмодернист, соединяет в этом фильме многое: чувствуется дух Тарантино, краски Вонг Кар Вая, российская «чернуха» и мультипликационные вставки. Эта эклектичность есть и в других фильмах режиссера: некоторые сцены фильма «Лето» стилизованы под мюзикл.
📖 Отсылки к Гамлету. Прослеживается аллюзия на шекспировский сюжет: пьеса начинается с того, что главному герою является призрак отца и рассказывает, что он был убит матерью героя и его дядей. Главный герой Валя уподобляется Гамлету, его девушка Оля — Офелии. На контрасте особенно хорошо видно, что сегодняшний Гамет особо ничем не интересуется, а просто цинично смеется над жизнью. В этом его отличие от , в отличие от шекспировского, который задавался вечными вопросами. Кинокритик Василий Корецкий считает, что эти отсылки — «скорее постмодернистское смехачество, чем осмысленный парафраз».
🍣 Энциклопедия русской жизни нулевых. В фильме много примет 2006-х — мобильные телефоны, цифровые видеокамеры, суши-бары, караоке.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день