angle-down facebook instagram vkontakte warning

История российского кино

Режиссеры авторского, документального и коммерческого кино

Как устроено кино в России сегодня? Познакомимся с главными направлениями и режиссерами, чтобы увидеть, что у нас есть не только «чернуха» и фильмы о войне.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Обсудим направления и процессы, которые происходят в современном российском кино. Давайте посмотрим на разные, часто противоречащие друг другу взгляды 👇

Дмитрий Быков, писатель 🔻

🗣 «Я считаю, что наше кино сегодня абсолютно мертво. Раньше героем русского кино был хотя бы бандит, а теперь у этого бандита отнялись ноги. Перед нами либо безнадежный маргинал, либо спивающийся профессионал, как в „Аритмии“, которую впору было бы назвать „Фельдшер клизму пропил“. Оно и понятно: снимать не о чем, литература способна хотя бы выдумать смысл жизни и какого-никакого героя, а кино в силу самой своей специфики вынуждено подсматривать за реальностью. Реальность эта не должна пенять на зеркало. Профессионализм, то есть способность удержать зрительское внимание и сочинить репризный диалог, — все это тоже куда-то делось».

Федор Бондарчук, режиссер 🔻

🗣 «Если сравнивать с европейским кино — мы в полном порядке. Посмотрите на фестивали и наши картины на фестивалях, посмотрите на оскаровские номинации Александра Роднянского и Андрея Звягинцева. Если говорить про сериалы, мы стали 11-й территорией по международным продажам своего контента — это произошло за последние пять лет. Телевизионные проекты покупают большие платформы — Amazon, Netflix».

Антон Долин, кинокритик 🔻

🗣 «Западный и восточный кинематограф развивался десятилетиями по принципу свободного рынка. То есть продюсеры и режиссеры пытались понять, что публике интересно. В зависимости от этого формировалась система жанров, звезд режиссуры и актерского ремесла, премии.

В России же на протяжении семидесяти лет правительство решало, что нужно народу, не спрашивая его самого. И система жанров, приоритетов формировалась, исходя из этого. Это абсолютно другой подход. Больше того, в конце 1980-х — начале 1990-х эта система полностью разрушилась. Новую пытались строить по аналогии с западной, но, чтобы это сделать, необходимо было создать коммерческую систему прокатов, на что ушло еще десять лет. К этому моменту поменялись государственные приоритеты.

Государство стало делать ставку на пропаганду, какие-то вещи, которые казались не столь прибыльными, сколько полезными и необходимыми. Все режиссеры и продюсеры оказались перед сложным выбором: соответствовать запросам государства, получая субсидии на кино, или пытаться работать самостоятельно, но не надеяться на коммерческую прибыль».

👀 Российское авторское кино — это те фильмы, которые представляют кино России в мире, участвуют в фестивалях. Это всегда про творческий поиск, развитие киноязыка, сложные отношения с реальностью и почти никогда про деньги. В советское время такое кино снимали Тарковский, Герман, Муратова.

Давайте посмотрим, кто сегодня трудится на этом поле 👇

⭐️ Александр Сокуров

Сегодня он уже классик мирового кино: получал награды на престижном фестивале в Локарно, номинировался на «Золотую пальмовую ветвь», получал «Золотого льва» Венецианского фестиваля и другие престижные награды. В 1995 году Европейская Киноакадемия включила его в число ста лучших режиссеров мирового кино.

Журналист Николай Солодников называет его «непререкаемым авторитетом» 👇

🗣 «Его голос — важнейший из ныне звучащих в России и в Европе. Это голос культуры, гуманитарных ценностей».

💪🏼 Он еще и педагог: в 2010 году открыл «горную школу» — свою мастерскую кино в Кабардино-Балкарии. Фильм его ученика Кантемира Балагова «Теснота» был показан в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и получил приз ФИПРЕССИ, его следующий фильм «Дылда» мы разбираем в субботу.

▪️ Главные фильмы Сокурова: «Молох», «Телец», «Солнце», «Русский ковчег», «Фауст», «Одинокий голос человека», «Мать и сын».

⭐️ Андрей Звягинцев

Один из немногих российских режиссеров, которыми интересуется Запад: его «Елена» получила спецприз жюри каннского «Особого взгляда», а вокруг «Левиафана», удостоенного приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале и «Золотого глобуса», разворачиваются споры: зрители делятся на два лагеря — одни называют Звягинцева гением, другие упрекают в чернухе. Дважды представлял Россию на Оскаре. Подробно о его творческой формуле можно прочитать здесь.

▪️ Главные фильмы Звягинцева: «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь», «Возвращение».

⭐️ Особняком стоит ныне покойный Алексей Балабанов — один из самых значимых режиссеров пост-советского периода. Он снимал и сложные экранизации, и народные боевики, комедии и мелодрамы, которые становились культовыми.

▪️ Главные фильмы Алексея Балабанова: «Брат», «Брат-2», «Жмурки», «Груз 200».

📍 И еще важные современные российские режиссеры, которые снимают авторское кино: Юрий Быков, Андрей Кончаловский, Борис Хлебников, Бакур Бакурадзе, Наталья Мещанинова, Алексей Федорченко, Кантемир Балагов, Нигина Сайфулаева, Иван И. Твердовский, Оксана Бычкова, Алексей Попогребский, Алексей Учитель, Валерия Гай Германика, Василий Сигарев, Анна Меликян, Сергей Лобан, Александр Хант, Борис Акопов и другие.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кадры из фильмов:

1. «Фауст», реж. Александр Сокуров, 2005
2. «Левиафан», реж. Андрей Звягинцев, 2014
3. «Жмурки», реж. Алексей Балабанов, 2005
4. «Мысленный волк», реж. Валерия Гай Германика, 2019
5. «Конференция», реж. Иван И. Твердовский, 2020

🎥 В документальном авторском российском кино сегодня тоже происходит много всего интересного, несмотря на то, что док почти не попадает в прокат. Растет количество независимых фестивалей, увеличивается доля документального кино на ТВ, крупные игроки рынка, например, «ТНТ-премьер», начинают снимать документальные сериалы.

Давайте посмотрим на главные российские фестивали документального кино и режиссеров, фильмы которых больше всего обсуждали и которые представляли Россию на главных документальных фестивалях мира — IDFA в Амстердаме, Visions du Réel в Ньоне, «HotDocs» в Торонто

Где сегодня смотрят документальное кино 👇

📌 Фестивали: «Артдокфест», «Послание к человеку», «Beat Film Festival», Docer, документальная программа ММКФ. А также интернет-платформы — Артдокмедиа и Пилигрим.

Обсуждаемые режиссеры

🎬 Александр Расторгуев. Фильмы: «Дикий, дикий пляж. Жар нежных», «Я тебя люблю», «Я тебя не люблю», «Срок».

🎬 Виталий Манский. Фильмы: «В лучах солнца», «Родные», «Свидетели Путина».

🎬 Виктор Косаковский. Фильмы: «Беловы», «Да здравствуют антиподы!», «Акварель».

🎬 Саша Кулак. Фильмы: «Саламанка», «Хроники ртути».

🎬 Александр Элькан. Фильмы: «Хэй, бро!».

🎬 Дина Баринова. Фильмы: «Прощеный день», «Едоки картофеля».

Кадры из фильмов:

1. «Дикий, дикий пляж. Жар нежных», Александр Расторгуев, 2006
2. «В лучах солнца», Виталий Манский, 2016
3. «Да здравствуют антиподы!», Виктор Косаковский, 2013
4. «Саламанка», Саша Кулак, 2015
5. «Хэй, бро!», Александр Элькан, 2018
6. «Прощеный день», Дина Баринова, 2013

Что называют «чернухой» в российском кино и почему

Поговорим о коммерческом кино для широкого зрителя.

Российский Forbes составил рейтинг самых финансово успешных российских режиссеров. В него вошли 👇

💵 Тимур Бекмамбетов, автор фильмов «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Ирония судьбы. Продолжение», «Елки», «Особо опасен»;

💵 Федор Бондарчук, автор фильмов «9 рота», «Сталинград», «Притяжение»;

💵 Николай Лебедев, автор фильмов «Звезда», «Экипаж», «Волкодав»;

💵 Дмитрий Дьяченко, автор фильмов «День радио», «О чем говорят мужчины», «О чем еще говорят мужчины».

💰 На сегодняшний день самый кассовый фильм в истории российского кинематографа — «Холоп» Клима Шипенко 2020 года.

Также в ТОП-5 самых кассовых фильмов последних лет входят 🔻

💳 «Движение вверх», 2017

💳 «Т-34», 2018

💳 «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел», 2018

💳 «Последний богатырь», 2018

💳 «Сталинград», 2013 (кстати, это первый отечественный фильм в IMAX)

В основном для широкого зрителя снимают 🔻

✔️ военные ленты;

✔️ картины патриотического толка: они снимаются с привлечением большого бюджета от государства;

✔️ биографии великих людей прошлого: это кино часто обвиняют в том, что оно даже не пытается искать героев в современности;

✔️ сиквелы успешных проектов;

✔️ ремейки советской классики.

Практически все эти фильмы пытаются подражать Голливуду, независимые критики чаще всего их разносят, а зрители награждают рублем.

О государственной поддержке российского кино

Неудачный кадр из фильма «Движение вверх»

👍👎 Оцените свое отношение с российским кино: составьте топ-5 самых крутых российских фильмов последних лет или топ-5 провалов, которые вы не советуете смотреть.

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;