angle-down facebook instagram vkontakte warning

История российского кино

Знаковые фильмы новейшего российского кино

«Счастье мое», «Жить», «Аритмия», «Как меня зовут», «Верность», «Холоп» — обсудим новинки российского кино последних лет и разберемся, чем они отличаются.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

О документальном фильме Павла Костомарова и Антуана Каттина «Мать» 2007 года

🚛 Расскажем о фильме «Счастье мое» Сергея Лозницы.

Мы включили в изучение российского кино украинский фильм, большую часть затрат которого финансировал немецкий продюсер, а оператором выступил Олег Муту — румынский мастер, потому что фильм снят на русском языке и посвящен российской действительности.

Действие фильма происходит в постсоветской глубинке. Водитель-дальнобойщик Георгий оставляет дома неверную жену и отправляется в очередной рейс. Его грузовик медленно движется к цели, а сам он совершает погружение в мир страха, жестокости и предательства.

🏆 Это первый игровой фильм, представлявший Украину в конкурсной программе на Каннском кинофестивале.

По словам автора, все сюжеты в фильме реальные: он создавался под впечатлением от услышанных им историй о современной России и на материалах ВОВ 👇

🗣 «В картине „Счастье мое“ нет ничего особенного, отличающего ее от того, что вы можете прочесть на страницах газет. Почему они вас так не возмущают? Почему возмущает отражение этого в фильме? Перед вами поставили зеркало — можете отойти, а можете посмотреть».

Что отметим в фильме 🔻

🧩 Интересная структура

Первая половина картины укладывается в один день нашего времени — это путешествие дальнобойщика. Затем мы переносимся в 40-е годы — следует центральный для понимания фильма эпизод из истории Великой Отечественной войны. Затем перед нами тот же герой, что и в первой части, но прошло время, главный герой изменился.

✂️ Монтаж

В картине всего 140 планов. Для современного кино 140 планов — это нормально, но основное количество монтажных склеек приходится на последние 10 минут, там 40 планов, а в первые 2 часа фильма склеек значительно меньше. Это делает ритм картины неравномерным, так автор нагоняет энергию: одно дело — долгие медитативные планы, другое — дробный частый монтаж.

🔫 Запоминающийся финал

Главный герой берется за пистолет и начинает всех убивать. Но это не месть: как говорит сам Лозница и критики — это акт отчаяния.

🛎 Горячая полемика вокруг фильма. Очень многие восприняли фильм как антироссийский.

Елена Ямпольская назвала фильм «преступлением против национальной гордости, нравственности, да просто — человеческой брезгливости». Роман Волобуев сказал, что в этом фильме нам показан «Бермудский треугольник размером в страну».

Антон Долин написал следующее 👇

🗣 «Итак, антирусская чернуха. Пожалуй, такая же, как „Мертвые души“, „Господа Головлевы“ или „Котлован“. Или как „Груз 200“, хотя „Счастье мое“ радикальнее, актуальнее, правдивее и поэтому безнадежнее, чем гротескная кинофреска Балабанова. <...> Дело в бескомпромиссности автора, не оставляющего никакого намека на катарсис, никакого — даже условного — выхода из заколдованного лабиринта под названием Россия».

Автор фильма — Сергей Лозница, до этого он снимал документальное кино, «Счастье мое» — это его дебютный полнометражный игровой фильм.

Почему важно знать Лозницу 🔻

🎞 Этот режиссер — один из немногих, кто успешно работает с архивами, меняя хронику и давая ей новое прочтение. Например, в фильмах «Блокада», «Событие», «Процесс», «Государственные похороны».

💡 Он же — один из немногих, кто снимает концептуальное кино — то есть кино, идея и форма в котором важнее самого воплощения. У Лозницы эта идея часто заключается в жесткой структуре. Например, идея фильма «Аустерлиц» — «а давайте вглядимся в лица туристов, которые идут на экскурсию в Аустерлиц». Нет ни сюжета, ни морального вывода, но это наблюдение, будучи длительным, рождает новые смыслы. Или в День победы он идет снимать в берлинский Трептов-парке, где установлен мемориал в память о погибших во Второй мировой войне. Опять же просто наблюдение рождает кино о работе памяти и восприятии истории.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кадры из фильма Сергея Лозницы «Счастье мое», 2010

О фильме «Жить» Василия Сигарева 2012 года

О фильме «Аритмия» Бориса Хлебникова 2017 года

Кадры со съемок фильма

Саша Бортич в фильме «Как меня зовут»

👫 Поговорим о фильме «Верность» Нигины Сайфуллаевой — одном из самых обсуждаемых российских фильмов 2019 года с Александром Палем в главной роли. Сценарий написан в соавторстве с Любовью Мульменко — перспективным сценаристом, написавшим «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой и «Еще один год» Оксаны Бычковой.

✏️ Лена — талантливая акушер-гинеколог, ее муж Сережа — артист провинциального драмтеатра. Близость и нежность у них есть, секса — нет. Лена подозревает, что Сережа завел роман на стороне, но она мучается молча и не выдает свою ревность. Вместо того, чтобы выяснить отношения с мужем, Лена сама начинает изменять ему со случайными мужчинами. Она, конечно, не думала, что ее параллельная жизнь окажется не менее подлинной, чем основная. И не менее реальной. И настолько опасной.

Что отметим в фильме 👇

✅ Это первая российская эротическая драма, снятая женщиной. Сцены красивы — это не порнография, а эротика, максимально оправданная сюжетом.

✅ Полемика вокруг. Многие моралисты критикуют Сайфуллаеву именно за эти откровенные сцены.

✅ Интимность. Это постоянный прием автора. Ее герои обнажают свои чувства, Нигина тяготеет к частным личным историям, держит фокус на внутреннем мире героев, близка к документальности и реалистичности.

Что еще посмотреть у Сайфуллаевой? Драму «Как меня зовут», открывшую миру кинематографа Сашу Бортич.

Кадры из фильма «Верность»

💰 Обсудим картину «Холоп» 2019 года режиссера Клима Шипенко. Мы выбрали ее, потому что это самый кассовый фильм в истории российского кинематографа — уже за первые 15 дней проката фильм заработал 2 млрд рублей.

При этом кассово успешным он стал и за границей, международные сборы в конце января превысили $1 млн, в Германии «Холоп» стал самым кассовым российским фильмом, когда-либо выходившим на экраны.

✏️ Мажор Гриша заигрался в красивую жизнь и решил, что ему все дозволено. Чтобы исправить сына, отчаявшийся отец-олигарх придумывает уникальный проект: на базе заброшенной деревни воссоздается атмосфера России 19 века, а Гриша попадает в подстроенную аварию и якобы переносится в прошлое. Его окружают актеры, чья цель — изменить его жизнь и личность.

Это редкая качественная отечественная комедия с легким политическим подтекстом — жанр, любимый зрителями. Режиссер Клим Шипенко как раз работает с жанровым кино: он снимал остросюжетную драму «Текст» и «Салют 7» про космос, а теперь удачно проявил себя в комедии. Герои отсылают нас к классической литературе: Гришу часто сравнивают с фонвизинским Митрофанушкой.

Кадры со съемок фильма Клима Шипенко «Холоп», 2019

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;