Русский авангард
Абстракционизм и супрематизм
Выверенные картины Кандинского устроены по музыкальным принципам, а супрематизм Малевича прямолинеен как... квадрат. Поговорим о двух таких разных абстракционистах.
Василий Кандинский:
1. Василий Кандинский с котом Васькой, 1906
2. Ахтырка – Осень, 1901
3. Пестрая жизнь, 1907
4. Вайльхайм-Мариенплац, 1909
5. Композиция VII, 1913
6. Композиция VIII, 1923
7. Композиция IX, 1936
8. Небесно-голубое, 1940
Поговорим об абстракционизме в русском авангарде. В этом разговоре два главных имени — Василий Кандинский и Казимир Малевич.
🔻 Что такое абстракционизм? Это группа течений, которые объединяет один признак: все они не стремятся показать мир как он есть. Линии, фигуры, пятна на этих картинах не напоминают реальность и не ставят такую цель. У Малевича абстракционизм более геометрический, с углами, а у Кандинского — лирический, обтекаемый.
Начнем с Кандинского 👇
🎓 Родился в 1866 году в Москве в купеческой семье. Получил высшее образование в МГУ и планировал стать юристом — но увидел «Стога сена» Клода Моне на выставке импрессионистов в Москве и в 30 лет решил стать художником.
🎨 Поехал учиться в Мюнхен. Постепенно от реалистических работ переходит к абстрактной живописи. Называет картины «импрессии», «импровизации» и «композиции».
♦️ В 1910 и 1912 годах участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В 1911 организовал в Мюнхене альманах и группу «Синий всадник». После 1917 года активно участвовал в общественной работе в Советской России.
🇩🇪 В 1921 году переехал в Германию. Преподавал в «Баухаусе», был одним из крупных теоретиков школы. Постепенно завоевывал славу ведущего абстракциониста. В 1928 году принял немецкое гражданство.
⭕️ 1922–1933 годы — «архитектонический» период: геометрические абстракции, чисто формальный язык, соединение геометрических форм треугольников, овалов, кругов, полукружий.
🧬 После 1933 года — «синтетический» период в Париже: комбинации свободно плавающих изогнутых форм напоминают клетки живой природы, которые ассоциировались у художника с началом жизни.
✍️ Писал теоретические работы, в том числе «О духовном в искусстве» (1910) и «Точка и линия на плоскости» (1926).
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяКартины Василия Кандинского:
1. Картина с кругом, 1911
2. Черные линии, 1913
3. Контрастные звуки, 1924
4. Композиция X, 1939
5. Вокруг круга, 1940
Теперь обсудим, в чем особенности абстракционизма Кандинского и как он теоретически обосновывал свой подход к живописи.
Вот основные идеи Кандинского 👇
🙏 Важнейшая задача искусства — поиск новых способов выражения духовного начала. Кандинский увлекался идеями Елены Блаватской, Рудольфа Штайнера, теософией и антропософией. Для него математика и мистика представляли неразрывную целостность. Беспредметное искусство прекрасно подходило для выражения невыразимого.
🎶 Для Кандинского важным было понятие гезамткунстверк. Это концепция Вагнера о единении искусств — живописи, музыки, танца на базе ритма. Музыка, не имея формы, может заставить человека испытывать эмоции — и живопись должна стремиться к тому же. Под впечатлением от вагнеровской оперы «Лоэнгрин», Кандинский написал «Картину с кругом» (1911).
📐 Абстракция Кандинского никогда не случайна. Все всегда четко ритмично, композиция выверена — это тонкий расчет, а не «ведро краски на стену». Название картины может быть максимально отвлеченным или наоборот — пояснять, что на ней нужно увидеть.
👨🎨 Кандинский выделял три уровня произведения искусства. Художник всегда выражает себя:
▫️ как творец — то, что свойственно ему лично, свою индивидуальность;
▫️ как дитя эпохи — то, что присуще этой эпохе, национальным корням;
▫️ как служитель искусства — то, что присуще искусству вообще, проходящее через всех людей, национальности и времена.
🗣 «Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу», — Василий Кандинский, «О духовном в искусстве».
🟡 Есть три главных цвета — желтый, синий, красны, и три основных формы — квадрат, круг, треугольник. Каждые цвет и форма воздействуют определенным образом. При этом одна форма подчеркивает значение какого-нибудь цвета, другая — притупляет. Их сочетание и несет в себе не вербальное, сюжетное содержание картины — а эмоциональное и в конечном итоге духовное.
О становлении творческого подхода Кандинского
Казимир Малевич:
1. Казимир Малевич
2. Автопортрет, 1910
3. Река в лесу, 1908
4. Женщина с ведрами, 1912
5. Черный квадрат, 1915
6. Супрематическая композиция, 1916
7. Торс в желтой рубашке, 1928–1932
8. На жатву (Марфа и Ванька), 1929
Теперь поговорим о Казимире Малевиче — крупнейшей фигуре русского авангарда, новаторе искусства 20 века. За 15 лет творчества он прошел все этапы эволюции от импрессионизма до беспредметности.
Давайте посмотрим, как это происходило 👇
🎨 Начинал с импрессионизма, как многие авангардисты. Быстро прошел все стадии распространенных в Европе художественных направлений, кроме модерна.
🔷 1911–1913 — кубофутуризм. Приходит к «кубофутуристическому реализму»: из-за заведомо несопоставимых элементов зритель не может быстро выстроить привычную картинку-образ, появляется бесчисленное множество интерпретаций и ассоциативных связей.
🔳 1915 — супрематизм. На «Последней футуристической выставке картин 0,10» выставляет 39 беспредметных работ под названием «Новый живописный реализм». Здесь демонстрируется «Черный квадрат».
🏘 1919–1921 — Витебский период, один из самых плодотворных в творчестве. Его появление в Витебской художественной школе изменило жизнь и школы, и города. Продвигает свой педагогический метод, пишет теоретико-философские труды. Занимается оформлением улиц Витебска к праздникам, росписью помещений, кафе, столовых и трамваев. Из-за конфликта с Малевичем из Витебска уехал Шагал.
🔺 С конца 1920-х — поздний постсупрематический период. Возврат к фигуративной живописи — то есть изображающей реальные предметы, а не абстракцию. Создает второй крестьянский цикл.
✍️ Правил свою творческую биографию. Например, датировал импрессионистские работы более ранними годами, чтобы скрыть то, как он метался от одного стиля к другому в творческих поисках. Малевичу важно было показать, что он целенаправленно двигался к максимальной простоте супрематизма, а не случайно его придумал.
⚰️ Умер 15 мая 1935 года. Малевич превратил похороны в символический акт. Похоронный костюм — белая рубашка, черные брюки, красные туфли. Урну с прахом установили в супрематический гроб с квадратом, кругом и крестом на крышке.
О «Черном квадрате» Малевича
1. Казимир Малевич. Черный квадрат, 1915
2. Альфонс Алле. Анемичные девицы идут к первому причастию в снежную пору, 1897
3. Альфонс Алле. Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексичными кардиналами, 1897
4. Альфонс Алле. Битва черных в пещере ночью, 1897
Картины Казимира Малевича:
1. Черный квадрат и красный квадрат, 1915
2. Красный крест на черном круге, 1927
3. Супрематизм, 1915
4. Супремус № 58. Жёлтое и чёрное, 1916
5. Белый квадрат, 1917–1918
Поговорим о главном творческом открытии Казимира Малевича — супрематизме.
🔳 Главная концепция супрематизма — предельное упрощение для точной передачи идеи. Этого можно добиться, упростив живопись до геометрических фигур и цвета. Художник пишет синий треугольник, потому что хочет написать синий треугольник — и ни по какой другой причине.
🗣 «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение», — Каземир Малевич.
🔵 Получается новый художественный алфавит. С его помощью создаются тексты на новом языке — воздействующим сразу на ощущения от цвета и формы, а не на понимание.
✍️ Малевич писал теоретические обоснования супрематизма. Через нагромождение этих текстов сложно продираться.
📖 Например, в работе «Супрематизм. Мир как беспредметность или Вечный покой» Малевич пишет: «Порабощенный идеей практического реализма, человек всю природу хочет сделать для себя идеальной. Таким образом, весь предметный, научно обоснованный, практический реализм и вся его культура принадлежат идеалисту никогда неосуществимых идей... Отсюда вполне ясна для меня буря гнева и война, и проволочные заграждения, удушливые газы, самоубийства, плач, скрежет, печаль и тоска поэтов, художников, техников – материалистов, стремящихся изловить беспредметное и заключить в свои физические объятия».
3️⃣ Выделяют три вектора супрематизма:
▪️ черный квадрат, элементарные формы: круг, линия, крест;
▪️ многофигурные разноцветные композиции точно сбалансированных форм;
▪️ «белое на белом» — растворение цвета.
🎓 Малевич создал целую школу. Среди его учеников — Эль Лисицкий, Николай Суетин, Ольга Розанова. В направлении супрематизма также работали Иван Пуни, Иван Клюн, Натан Альтман, Алексей Моргунов.
Мы подробно познакомились с творчеством двух главных представителей абстракционизма в русском авангарде — Кандинским и Малевичем. Предлагаем закрепить знания и потренироваться узнавать их работы в тренажере.
Быстро ли у вас получается определить, кто автор работы? На что вы в первую очередь обращаете внимание, чтобы различить почерк художников?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день