Русский авангард
Конструктивизм
С Владимира Татлина начался конструктивизм. Разберемся, почему он оказался таким влиятельным.
Владимир Татлин:
1. Владимир Татлин у модели Памятника III Интернационалу
2. Матрос (Автопортрет), 1911
3. Портрет художника, 1912
4. Угловой контррельеф, 1914
5. Контррельеф, 1917
6. Доска №1 (Старо-Басманная), 1916
7. Дизайн театральных декораций, ок. 1920
8. Дизайн пальто и костюма, 1924
9. Эскиз летательного аппарата «Летатлин», 1929–1932
10. Современная модель летательного аппарата «Летатлин»
В этой части мы говорим о Владимире Татлине. Этот живописец, скульптор, театральный художник стоял у истоков конструктивизма и вдохновил многих дизайнеров, архитекторов, художников по всему миру — но произошло это уже после его смерти.
Что важно знать о Татлине 👇
⚓️ В 13 лет убежал из дома. Служил юнгой, перебивался случайными заработками. В 1902 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но через год его выгнали «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». С 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище, но так и не получил полноценного художественного образования.
🎨 Начинал с импрессионизма — как большинство авангардистов. Дальше ищет «внутренние ритмы» на плоскости картин, работает с цветом и контурами. Пишет по первому впечатлению: бросил взгляд на модель — и переносит на холст, не привязываясь к сходству, а передавая внутреннюю динамику, самые характерные черты. Дружил с Ларионовым, участвовал в выставке «Ослиный хвост» — но потом они поссорились и разошлись навсегда.
🪑 Терпеть не мог Малевича — и это было взаимно. Малевич был за эфемерность, идею, а Татлин — на функцию, ощущение материала. Есть известная история, когда во время очередного спора Татлин выбил из-под Малевича стул, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.
👖 Стоял у истоков конструктивизма. Считал, что художественное произведение не должно ничего изображать, оно само является объектом. Старался делать практичные и полезные вещи. Направлял инженерную мысль в сторону прикладной деятельности, конструировал одежду, создавал декорации.
🔩 Создавал контррельефы — объемные конструкции из дерева и металла. Контррельефы Татлина существуют сами по себе и ничего не символизируют. Хотя без утопий тоже не обошлось: среди проектов Татлина — летательный аппарат «Летатлин» и Памятник III Интернационалу — знаменитая «Башня Татлина».
🖼 Единственная прижизненная персональная выставка состоялась в 1932 году. Когда официальное искусство пришло к соцреализму, Татлин вернулся к живописи и продолжал работать с театром до самой смерти.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяРаботы Владимира Татлина:
1. Эскиз Памятника III Интернационалу, ок. 1920
2–3. Модель Памятника III Интернационалу, 1920
4. Владимир Татлин и его ассистенты за работой над моделью Памятника III Интернационалу, 1920
5. Модель Памятника III Интернационалу в холле Третьяковской галереи на Крымском валу
Поговорим о Памятнике III Интернационалу, известному как «Башня Татлина». От этого загадочного проекта не осталось чертежей, сохранились только фотографии макетов. До сих пор до конца непонятно, всерьез ли Татлин хотел построить такую башню, или же это был его идеологический манифест.
Почему эта башня вошла в историю 👇
❗️ В 1919 году Отдел ИЗО Наркома по просвещению поручил Татлину разработать памятник Третьему Интернационалу. Организация только появилась, и надо было увековечить это событие. Макет был готов к 1920 году.
🔝 Татлин предложил установить в Петрограде башню из стекла и стали. Высота башни — 400 метров, или одна стотысячная меридиана. Ее наклон в проекте составлял 23,5 градусов, что соответствует наклону земной оси.
⬜️ Башня состоит из нескольких геометрических блоков. Нижний объем в форме куба предназначен для законодательных собраний, конференций и съездов. В пирамиде выше заседают исполнительные органы Третьего Интернационала. Дальше идет цилиндр с редакциями СМИ, информационным бюро, издательством, типографией и телеграфом. В полусфере предусмотрено пространство для художников.
🔄 Все объемы башни вращаются с разной скоростью вокруг своей оси. Куб делает оборот за год, пирамида — за месяц, цилиндр — за месяц, а полусфера — за час.
💡 Проект практически невозможно реализовать. Тем более с техническими возможностями 20 века. Тем не менее сама идея башни, которая формой напоминает Вавилонскую, а конструктивно отсылает к Эйфелевой, оказалась очень вдохновляющей. Макеты башни стоят в Третьяковке, Центре Помпиду в Париже, Музее современного искусства в Стокгольме и даже в столовой Оксфордского университета.
Об отношениях Татлина и Малевича
1. Алексей Ган. Обложка для книги «Да здравствует демонстрация быта!», 1923
2. Эль Лисицкий. Клином красным бей белых, 1919-1920
3. Эль Лисицкий. Проун, 1922-1923
4. Любовь Попова. Модель декорации к спектаклю «Великодушный рогоносец», 1922
5. Любовь Попова. Рисунок для ткани, 1923–1924
6. Сцена из спектакля «Жирофле-Жирофля», режиссер Александр Таиров, художник Георгий Якулов, 1922
7. Макет сцены к балету «Стальной скок», режиссер Сергей Дягилев, художник Георгий Якулов, 1927
В завершение части познакомимся еще с несколькими творцами, так или иначе связанными с конструктивизмом.
📽 Алексей Ган. Художник и теоретик искусства, один из ведущих деятелей конструктивизма. Возглавлял наиболее радикальное крыло движения, предлагая полностью заменить традиционные виды творчества дизайном и кино. Активно экспериментировал в области полиграфии и кинематографа.
🧩 Эль Лисицкий. Художник, архитектор, конструктор, мастер фотомонтажа и инженер. Находился под сильным влиянием Малевича. Придумал «проуны» (проекты утверждения нового) — новую художественную систему, которая соединяла идею геометрической плоскости с законами конструктивного построения объемной формы. Иными словами, перевел плоский супрематизм в объем, в архитектуру.
✂ ️Любовь Попова. Художница, график, театральный декоратор. Прошла через кубофутуризм, супрематизм, конструктивизм. Работала над оформлением спектаклей вместе с Варварой Степановой, разрабатывала дизайн одежды. Очень рано умерла от скарлатины.
🌞 Георгий Якулов. Театральный художник, оформлял балеты Дягилева. Считал цвет самостоятельным инструментом искусства. Автор «Теории разноцветных солнц» о том, как солнечный свет в разных странах влиял на происхождение разных стилей в искусстве.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день