angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русский авангард

Неопримитивизм и лучизм

Неопримитивизм — о наивности и искренности, а лучизм — о природе света. Оба создавались рядом, в творческом союзе. Узнаем об этих двух направлениях.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Михаил Ларионов и Наталья Гончарова
2–3. Наталья Гончарова. Эскизы декораций к балету «Золотой петушок», 1914
4. Наталья Гончарова. Эскиз косюма к балету «Золотой петушок», 1914
5. Наталья Гончарова. Сбор яблок, 1909
6. Наталья Гончарова. Цветы, 1912

В этой части мы поговорим о Михаиле Ларионове и Наталье Гончаровой. Этот удивительный творческий союз начался, когда обоим было чуть за двадцать, и продлился до самой смерти Натальи в 1962 году. За это время они прошли долгий путь в искусстве, создав новые художественные направления.

Но обо всем по порядку 👇

👫 Ларионов и Гончарова познакомились в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества в 1901 году. Эта встреча изменила всю их жизнь. У обоих после бывали отношения с другими людьми, но никого они так тонко не чувствовали, как друг друга.

Когда Дягилев в 1910-е слал уже признанной и модной Гончаровой приглашения приехать в Париж, та игнорировала их — пока на 51-й раз он не додумался позвать и Ларионова. Официальный брак пара оформила только в середине 1950-х по юридическим причинам: у них не было детей, и надо было решать вопрос с наследием.

🎨 Оба быстро прошли увлечение французским искусством и обратились «на Восток» — к иконе и лубку. Ларионов, стоявший у истоков объединения «Бубновый валет», даже отказался в него входить из-за «рабского подражания западному искусству».

💡 Ларионов и Гончарова создали два направления русского авангарда — неопримитивизм и лучизм. В разное время пара обращалась к импрессионизму, кубофутуризму, беспредметной живописи. Ларионова вообще была очень плодовитой художницей: на персональной выставке в 1913 году, когда ей было всего 32 года, выставили более 750 работ!

🎶 Пара оформляла балет «Золотой петушок» Дягилевской труппы. Фантастические костюмы и декорации произвели настоящий фурор. Ларионов и Гончарова остались на Западе, но вскоре к ним пропал интерес, и в последние годы они жили почти в нищете.

💰 Сейчас Гончарова — самая известная и дорогая русская художница. Ее «Сбор яблок» (1909) в 2007 году продали на «Кристис» за $9,8 млн, а «Цветы» (1912) в 2010 — за $10,9 млн.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Михаил Ларионов. Офицерский парикмахер, 1908
2. Михаил Ларионов. Прогулка в провинциальном городе, 1909
3. Михаил Ларионов. Солдат на коне, 1911
4. Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат, 1911
5. Михаил Ларионов. Весна, 1912
6. Наталья Гончарова. Беление льна, 1908
7. Наталья Гончарова. Рыбаки, 1909
8. Наталья Гончарова. Хоровод, 1910
9. Наталья Гончарова. Сбор яблок, 1911
10. Наталья Гончарова. Павлин под ярким солнцем, 1911

Поговорим о неопримитивизме. Ларионов представил программу неопримитивизма на выставке «Ослиный хвост», концепцией которой был отказ от академической живописи.

Как это предлагал сделать Ларионов 👇

⛄️ Неопримитивизм — это неуклюжесть, инфантилизм, имитация детского рисунка, сказочность. Направление выражало стремление найти что-то настоящее, честное, несущее в себе искру правды и живой энергии.

🧩 Ларионов вдохновлялся старым и современным наивным искусством: лубком, первобытным искусством, детским рисунком, вывесками, украшавшими провинциальный Тирасполь, образцами самодеятельного искусства, уличными граффити. Последние он включал в свои картины «солдатского цикла».

🏡 Ранние примитивистские работы Ларионова связаны с сюжетами жизни южных городов, в частности его родного Тирасполя. Художник изображал провинциальных франтов, франтих и парикмахеров, искажая пропорции и заимствуя элементы стиля лавочных вывесок. Гончарова тоже последовательно выражала эту тенденцию, по своему обыкновению сочетая ее с другими творческими находками.

🍇 Наив — еще одна грань примитивного искусства. В отличие от неопримитивистов, которые сознательно отказывались от своих академических навыков, представители наивного искусства не имели никакого образования и рисовали, как умели. Самый знаменитый представитель наива в Российской Империи — Нико Пиросмани.

1. Михаил Ларионов. Стекло, 1912
2. Михаил Ларионов. Лучистая колбаса и скумбрия, 1912
3. Михаил Ларионов. Петух. Лучистый этюд, 1912
4. Михаил Ларионов. Голова быка, 1913
5. Михаил Ларионов. Ноктюрн, 1914
6. Наталья Гончарова. Желтый и зеленый лес, 1913
7. Наталья Гончарова. Кошки, 1913
8. Наталья Гончарова. Лучистые лилии, 1913
9. Наталья Гончарова. Ткач, 1913
10. Наталья Гончарова. Осенний лес, 1950

В завершение разговора о Ларионове и Гончаровой обратимся к их главному изобретению — лучизму. Это результат долгих поисков Ларионова, которые поддержала его вечная спутница.

Ларионов определял зрительское восприятие как «сумму лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Вместо света, падающего на предметы (как в импрессионизме, например), лучизм сразу показывает свет, который отражается от предметов. Это как бы «аура» предметов, «четвертое» измерение.

⚡️ Лучизм — синтез нескольких разных идей. Он объединил концепции футуристов, кубизм, а также последние открытия в области физики: Ларионов сравнивал лучизм с недавно открытым явлением радиоактивности, с рентгеновским излучением.

🎨 В первых лучистских картинах еще сохранялись намеки на форму реальных объектов. Постепенно произведения становились все более абстрактными. В 1913 году Ларионов объявил о создании «пневмолучизма», или «концентрированного лучизма», в рамках которого начал добавлять в работы элементы коллажа и разные символы, в дальнейшем прочно обосновавшиеся в абстрактной живописи.

1. Наталья Гончарова в гриме
2–6. Наталья Гончарова. Эскизы платьев и костюмов, 1910–1920-е

Мы узнали об одном из самых известных творческих союзов русского авангарда –– Михаиле Ларионове и Наталье Гончаровой.

Художники в своем творчестве шли параллельными дорогами и часто создавали работы со схожей манерой и сюжетами. Получится ли у вас отличить их картины? Предлагаем попробовать свои силы в нашем тренажере.

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
26 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;