angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русский авангард

Фотомонтаж и фотоинсталляции

Родченко в своих фотографиях, плакатах и геометрических конструкциях создавал новую реальность. Узнаем, какой она была, обсудим творческий путь художника и его дуэт со Степановой.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Александр Родченко и Варвара Степанова
2–4. Варвара Степанова. Рисунки для ткани, 1923–1924
5. Студенты в спортивной одежде, разработанной Варварой Степановой, 1924
6. Александр Родченко. Пространственная конструкция № 12, 1921
7. Александр Родченко. Лестница, 1930
8. Александр Родченко. Спортивная колонна, между 1935 и 1938
9. Александр Родченко. Ленгиз. Книги по всем отраслям знания, 1924
10. Александр Родченко. Иллюстрация к поэме Владимира Маяковского «Про это», 1923

Обсудим еще одну яркую творческую пару русского авангарда — Александра Родченко и Варвару Степанову. Они были соратниками в искусстве и прожили вместе всю жизнь.

Что важно о них знать 👇

📐 Родченко почти сразу стал работать с радикальными формами искусства. Он подходил к творчеству рационально, свободно использовал циркуль и линейку. По его мнению, художник обязан все время изобретать что-то новое, делать открытия — иначе он не художник. Искусство должно показывать и предсказывать будущее.

👗 Степанова ярче всего проявила себя в промышленном дизайне. Делала театральные декорации, много занималась текстилем — разрабатывала одежду и рисунки. В 1922 году начала работать со вновь открывшейся Первой ситценабивной фабрикой, которая хотела отказаться от старых «буржуазных» рисунков на тканях. Степанова предложила строгую геометрию, ритм, контрастные цвета. К 1926 году руководству фабрики снова захотелось «красиво», и Степанова ушла.

🗣 «Вся декоративная и украшающая сторона одежды уничтожается лозунгом: удобство и целесообразность костюма для данной производственной функции», — Варвара Степанова, «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда» (1923).

⬛️ Оба идеологически воевали с Малевичем. По мнению Родченко, Степановой и их единомышленников, Малевич «разводит литературную ерунду», и нужно «покрыть» его. В 1919 году в Москве открылась 10-я Государственная выставка «Беспредметное творчество и супрематизм». Малевич представил там белое на белом, символизирующее пространство разума — Родченко в ответ представил черное на черном, не символизирующее ничего. Степанова сделала коллаж: обложка книги Малевича «Бог не скинут» заклеена газетной брошюрой про гипноз.

📸 Пришли сначала к конструктивизму, а потом к фотографиям и фотоколлажам. Все их творчество было очень заряжено идеологически. По этой причине они выжили из Института художественной культуры (ИНХУК) Василия Кандинского: его поиски общего закона искусства на основе психофизиологии не укладывались в их концепцию.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Работы Александр Родченко:

1. Первая серия пространственных построений («Белая скульптура»), 1918
2. Линии на зеленом фоне, 1919
3. Пространственная конструкция №10, 1920–1921
4. Пространственная конструкция №12, 1920–1921
5. Дизайн газетного киоска, 1921

Теперь обратимся к конструктивизму Александра Родченко и Варвары Степановой.

📐 Конструктивизм — направление в живописи, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве. Его главные характеристики — строгость, геометризм, лаконичность и монолитность форм.

Мы еще обсудим конструктивизм позже, а пока посмотрим на поиски Родченко и Степановой 👇

🟥 В 1921 году они объявили станковую картину явлением буржуазным, индивидуалистическим и ненужным — началась эпоха производства. Родченко пишет три ровно закрашенных холста: «Чистый красный», «Чистый желтый» и «Чистый синий». Малевич своим квадратом перевел искусство в инобытие, в другие сферы — а Родченко просто его заканчивает по причине ненужности. Теперь художник должен производить только практичные и полезные вещи.

🔩 Складные конструкции — плоские геометрические формы, разворачивающиеся в объем. Художники пытались воплотить рационализм, трансформируемость и однородность. Идеологический посыл таких конструкций — «постоянная напряженная готовность к переменам», что для индустриальной пролетарской культуры начала 1920-х было очень актуально. В 1960-е складные конструкции очень повлияют на минималистов.

📢 Двухуровневые «киоски» — проект Родченко. Основа конструкции отводилась под практические нужды, а верхний уровень — на пропаганду: трибуны, экраны, лоунги.

Фото Александра Родченко:

1. Портрет Осипа Брика, 1924
2. Шуховская башня, 1929
3. Кризис, 1923
4. Пионер-трубач, 1930
5. Афиша для к/ф «Киноглаз», режиссер Дзига Вертов, 1924
6. Юные планеристы. Эскиз разворота для журнала «СССР на стройке», 1933

За конструктивизмом последовал следующий этап в творчестве Родченко — фотомонтаж и фотоинсталляции.

Давайте посмотрим, что это такое 👇

📸 В середине 1920-х объединение «Левый фронт искусств» (ЛЕФ) объявило, что на смену картине пришла фотография. Причем фотография рассматривалась не как отражение реальности, а как инструмент для создания нового — в рамках идеологии. Менять реальность художникам помогал фотомонтаж.

🧩 Фотомонтаж — термин немецких дадаистов. Он подчеркивал, что современный художник — не «творец», а комбинатор и монтажер. В Советском Союзе расцвет фотомонтажа пришелся на 1920–1930-е — и Родченко играл здесь ключевую роль.

✂️ С 1924 года Родченко фотографирует и создает узнаваемый стиль фотомонтажа: с необычным углом зрения, фрагментарностью и контрастами.

Об Александре Родченко и новой советской власти

Александр Родченко. Работа с оркестром, 1933

1. Наталья Гончарова и Михаил Ларионов
2. Варвара Степанова и Александр Родченко

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;