Русский авангард
Фотомонтаж и фотоинсталляции
Родченко в своих фотографиях, плакатах и геометрических конструкциях создавал новую реальность. Узнаем, какой она была, обсудим творческий путь художника и его дуэт со Степановой.
1. Александр Родченко и Варвара Степанова
2–4. Варвара Степанова. Рисунки для ткани, 1923–1924
5. Студенты в спортивной одежде, разработанной Варварой Степановой, 1924
6. Александр Родченко. Пространственная конструкция № 12, 1921
7. Александр Родченко. Лестница, 1930
8. Александр Родченко. Спортивная колонна, между 1935 и 1938
9. Александр Родченко. Ленгиз. Книги по всем отраслям знания, 1924
10. Александр Родченко. Иллюстрация к поэме Владимира Маяковского «Про это», 1923
Обсудим еще одну яркую творческую пару русского авангарда — Александра Родченко и Варвару Степанову. Они были соратниками в искусстве и прожили вместе всю жизнь.
Что важно о них знать 👇
📐 Родченко почти сразу стал работать с радикальными формами искусства. Он подходил к творчеству рационально, свободно использовал циркуль и линейку. По его мнению, художник обязан все время изобретать что-то новое, делать открытия — иначе он не художник. Искусство должно показывать и предсказывать будущее.
👗 Степанова ярче всего проявила себя в промышленном дизайне. Делала театральные декорации, много занималась текстилем — разрабатывала одежду и рисунки. В 1922 году начала работать со вновь открывшейся Первой ситценабивной фабрикой, которая хотела отказаться от старых «буржуазных» рисунков на тканях. Степанова предложила строгую геометрию, ритм, контрастные цвета. К 1926 году руководству фабрики снова захотелось «красиво», и Степанова ушла.
🗣 «Вся декоративная и украшающая сторона одежды уничтожается лозунгом: удобство и целесообразность костюма для данной производственной функции», — Варвара Степанова, «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда» (1923).
⬛️ Оба идеологически воевали с Малевичем. По мнению Родченко, Степановой и их единомышленников, Малевич «разводит литературную ерунду», и нужно «покрыть» его. В 1919 году в Москве открылась 10-я Государственная выставка «Беспредметное творчество и супрематизм». Малевич представил там белое на белом, символизирующее пространство разума — Родченко в ответ представил черное на черном, не символизирующее ничего. Степанова сделала коллаж: обложка книги Малевича «Бог не скинут» заклеена газетной брошюрой про гипноз.
📸 Пришли сначала к конструктивизму, а потом к фотографиям и фотоколлажам. Все их творчество было очень заряжено идеологически. По этой причине они выжили из Института художественной культуры (ИНХУК) Василия Кандинского: его поиски общего закона искусства на основе психофизиологии не укладывались в их концепцию.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяРаботы Александр Родченко:
1. Первая серия пространственных построений («Белая скульптура»), 1918
2. Линии на зеленом фоне, 1919
3. Пространственная конструкция №10, 1920–1921
4. Пространственная конструкция №12, 1920–1921
5. Дизайн газетного киоска, 1921
Теперь обратимся к конструктивизму Александра Родченко и Варвары Степановой.
📐 Конструктивизм — направление в живописи, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве. Его главные характеристики — строгость, геометризм, лаконичность и монолитность форм.
Мы еще обсудим конструктивизм позже, а пока посмотрим на поиски Родченко и Степановой 👇
🟥 В 1921 году они объявили станковую картину явлением буржуазным, индивидуалистическим и ненужным — началась эпоха производства. Родченко пишет три ровно закрашенных холста: «Чистый красный», «Чистый желтый» и «Чистый синий». Малевич своим квадратом перевел искусство в инобытие, в другие сферы — а Родченко просто его заканчивает по причине ненужности. Теперь художник должен производить только практичные и полезные вещи.
🔩 Складные конструкции — плоские геометрические формы, разворачивающиеся в объем. Художники пытались воплотить рационализм, трансформируемость и однородность. Идеологический посыл таких конструкций — «постоянная напряженная готовность к переменам», что для индустриальной пролетарской культуры начала 1920-х было очень актуально. В 1960-е складные конструкции очень повлияют на минималистов.
📢 Двухуровневые «киоски» — проект Родченко. Основа конструкции отводилась под практические нужды, а верхний уровень — на пропаганду: трибуны, экраны, лоунги.
Фото Александра Родченко:
1. Портрет Осипа Брика, 1924
2. Шуховская башня, 1929
3. Кризис, 1923
4. Пионер-трубач, 1930
5. Афиша для к/ф «Киноглаз», режиссер Дзига Вертов, 1924
6. Юные планеристы. Эскиз разворота для журнала «СССР на стройке», 1933
За конструктивизмом последовал следующий этап в творчестве Родченко — фотомонтаж и фотоинсталляции.
Давайте посмотрим, что это такое 👇
📸 В середине 1920-х объединение «Левый фронт искусств» (ЛЕФ) объявило, что на смену картине пришла фотография. Причем фотография рассматривалась не как отражение реальности, а как инструмент для создания нового — в рамках идеологии. Менять реальность художникам помогал фотомонтаж.
🧩 Фотомонтаж — термин немецких дадаистов. Он подчеркивал, что современный художник — не «творец», а комбинатор и монтажер. В Советском Союзе расцвет фотомонтажа пришелся на 1920–1930-е — и Родченко играл здесь ключевую роль.
✂️ С 1924 года Родченко фотографирует и создает узнаваемый стиль фотомонтажа: с необычным углом зрения, фрагментарностью и контрастами.
Об Александре Родченко и новой советской власти
1. Наталья Гончарова и Михаил Ларионов
2. Варвара Степанова и Александр Родченко
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день