Русская религиозная философия 19–20 веков
Павел Флоренский: о зле, истории, мировой душе и именах
В этой части познакомимся с Павлом Флоренским. Его называют «русским Леонардо да Винчи» — ум математика соединялся в нем со строгостью логика, проницательностью метафизика и сердцем священника.
💁🏻♂️ Павел Флоренский (1882–1937) — русский философ, православный священник, богослов, поэт, инженер. Учился в университете на физико-математическом факультете, затем в Московской духовной академии.
🩸 В 1906 был арестован за проповедь «Вопль крови», в которой призывал к прекращению взаимного кровопролития и отмене смертной казни.
💒 В 1911 году Флоренский принял сан священника и защитил магистерскую диссертацию «О духовной истине».
💥 События революции 1917 года он воспринял как живой апокалипсис и в этом смысле метафизически приветствовал: пусть — это катастрофа, зато она расставляет все по своим местам и позволяет четко отделить добро от зла. Идеям большевиков абсолютно не симпатизировал, склоняясь к теократическому монархизму*, как Соловьев. В те годы он сблизился с Василием Розановым и стал его духовником.
* Теократическая монархия — форма правления, где власть основана на религии, а монарх выступает одновременно как высшее государственное и духовное лицо.
👨🏻💼 После революции Флоренский работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины, пытался сохранить в действующем состоянии Троице-Сергиеву лавру. Позднее он работал инженером, преподавал материаловедение, участвовал в плане ГОЭЛРО.
💡 В конторе Главэлектро его начальником некоторое время был сам Лев Троцкий. Согласно легенде, однажды тот обратил внимание на то, что инженер ходит в рясе. «Я православный священник, — сказал Флоренский, — сана с себя не снимал, потому и не могу иначе». Троцкий махнул рукой — «Пусть ходит, как хочет».
⛓ В 1933 Флоренский был арестован и отправлен на Соловки. Там он занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и запатентовал более десяти научных открытий. В 1837 был расстрелян.
Среди главных тем его творчества всегда были 👇
🙌 теодицея — оправдание бога в свете проблемы существования зла;
📜 историософия — постижение глубинного смысла истории;
🌟 софиология — учение о мировой душе и Божественной премудрости;
🔠 символология — учение о символах и именах.
1. Павел Флоренский
2. Михаил Нестеров. Павел Флоренский и Сергей Булгаков, 1917
3. Павел Флоренский. Схема территориальной миграции античной философии, из альбома иллюстраций к курсу классической греческой философии, 1908–1909
4. Павел Флоренский. Схема устройства мира из альбома иллюстраций к курсу классической греческой философии, 1908–1909
5. Павел Флоренский. Макет прибора для решения алгебраических уравнений и интегрирования, 1922
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В своей главной работе «Столп и утверждение истины» — Флоренский разработал философско-религиозное учение об истине как о духовной цельности.
🧠 Отдавая должное разуму и научному методу, он вместе с тем показывает ограниченность рационалистического взгляда на мир. В отвлеченном рассудочном познании, считает он, единая Истина разбита на множество «осколочных» истин, каждая из которых неполна и однобока. Для человека важнее не умножать «истины», а искать Истину.
🗣 «Я не знаю, есть ли Истина, но я всем нутром ощущаю, что не могу без нее».
🆚 Рассудок полон неразрешимых противоречий, которые не упраздняются, а лишь углубляются в процессе логических рассуждений. Причина этого — расколотость бытия, расколотость познания, а также разрыв бытия и познания.
🌪 Что же является истоком всего этого Хаоса? Ответ Флоренского — во всем виновата гордыня, «самоупор человеческого „знаю“».
❤️ Противостоять этому могут лишь Логос и любовь, мученичество и подвиг веры: «Верю вопреки стонам рассудка».
Про неразумного человека мы говорим: он «не в себе». Но что значит «быть в себе»? И что важнее — быть «в себе» или быть «в Боге»?
🕊 Для Флоренского религия — это особый способ существования, а не просто системе верований👇
🗣 «Религия есть бытие нас в Боге и Бога в нас».
🍎 Греховное бытие, отпавшее от Бога, ищет свою опору в самодостаточности, самотождественности. Но на этом пути человеческая гордыня только усугубляет хаос и расколотость мира.
😇 Место абстрактной тавтологии «Я = Я» должно занять живое противоречие «Я есть не только Я» — знак вручения своей судьбы в руки Бога. Но как найти Бога?
🥚 Божественное начало в мире раскрывается через символы, а не через понятия и категории. Символ — это «бытие, которое больше самого себя», единство означаемого и означающего.
🕯 Например, понятие «София» является символом вечно женственного начала в Боге, его обращенности к сотворенному миру, заботы о нем и заступничества. Это понятие раскрывается через цепочку уровней — от самого идеального до самого материального — и соединяет тем самым эти уровни воедино.
1️⃣ По отношению к Богу София выступает как Мировая душа.
2️⃣ В рамках мироздания она предстает как Человечество.
3️⃣ В рамках человечества она олицетворяет Церковь.
4️⃣ Среди церкви она воплощена в Святых.
5️⃣ Среди святых она — Пресвятая Богоматерь, заступница.
🔤 Флоренский считал, что имя — материализация духовного начала, «сгусток бытия», «мистический корень, которым человек связан с иными мирами». В вещи живет имя, вещь творится именем. Имена многослойны, как и само бытие.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день