Русская религиозная философия 19–20 веков
Черты философии Серебряного века
В этой части обсудим главные особенности философии Серебряного века. Узнаем, почему этот период получил такое название, о чем размышляли религиозные философы того времени и как складывалась их судьба.
Серебряный век или Второй Золотой?
😍 Конец 19 — начало 20 веков называют «Серебряным веком» русской философии неслучайно. По сути, это вторая волна расцвета русской мысли — даже более яркая и сложная, чем первая. Подобно тому как после века Пушкина и Лермонтова в русской литературе наступил век Блока и Гумилева, в русской философии после эпохи Чаадаева и Хомякова наступила эпоха Флоренского и Бердяева.
☦️ Именно в эту эпоху вновь проявился неустранимо религиозный характер русской философской традиции, идущий еще от Византии. Далеко не все ее представители были признаны и обласканы православной церковью — скорее, наоборот. Но сам дух религиозного искательства стал неотделим от образа российской интеллигенции.
😔 Эта яркая эпоха закончилась неожиданно быстро и трагично. На «философском пароходе» в 1922 году почти весь цвет русской интеллигенции был выслан за границу. Там — в Париже и Берлине, Вене и Нью-Йорке — они продолжали развивать свои оригинальные идеи, оказывая обогащающее влияние на европейскую и американскую философскую традицию. Эмигрантская русская философия повлияла на экзистенциализм, персонологию, философию жизни, интуитивизм и другие важные философские направления того времени. А тех, кто остался в России, ждала гораздо более страшная судьба — как, например, священника Павла Флоренского, который был расстрелян на Соловках в 1937 году.
🥇 Русская религиозная мысль Серебряного века — основной отечественный бренд на международной философской арене. Соловьева и Флоренского, Булгакова и Бердяева широко изучают зарубежные слависты и историки философии. Их имена стоят в одном ряду с классиками русской литературы — Толстым и Достоевским.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Начнем знакомство с философией Серебряного века с 10 ярких цитат мыслителей того времени.
1️⃣ Я стыжусь, следовательно, существую; не физически только существую, но и нравственно, — я стыжусь своей животности, следовательно, я еще существую как человек. (Владимир Соловьев)
2️⃣ Подлинная человечность есть богоподобное в человеке. Человечен не человек, а Бог. (Николай Бердяев)
3️⃣ Я давно про себя решил, что «домашний очаг», «свой дом», «своя семья» есть единственно святое место на земле, единственно чистое, безгрешное место: выше Церкви, где была инквизиция, выше храмов — ибо и в храмах проливалась кровь». (Василий Розанов)
4️⃣ Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным. (Владимир Соловьев)
5️⃣ Мои милые, грех, который особенно тяжело было бы мне видеть в вас, это зависть. Не завидуйте, мои дорогие, никому. Не завидуйте, это измельчает дух и опошляет его. Если уж очень захочется что-то иметь, то добывайте и просите у Бога, чтобы было желаемое у вас. Но только не завидуйте. (Павел Флоренский).
6️⃣ Философия может существовать лишь в том случае, если признается философская интуиция. И всякий значительный и подлинный философ имеет свою первородную интуицию. Этой интуиции не могут заменить ни догматы религии, ни истины науки. (Николай Бердяев)
7️⃣ Свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонением. Чем бескорыстней дар, тем жестче гонения и тем суровей страдания. (Павел Флоренский).
8️⃣ Но критерий истины не в разуме, не в интеллекте, а в целостном духе. Сердце и совесть остаются верховными органами для оценки и для познания смысла вещей. (Николай Бердяев)
9️⃣ Выдержанная и последовательная философия становится невыносимой. Если поэзия должна быть глуповатой, то философия должна быть сумасшедшей, как вся наша жизнь. В разумной же философии столько же коварства и предательства, сколько и в обыкновенном здравом смысле. (Лев Шестов)
🔟 Никакие злодеи и преступники не натворили в мире столько зла, не пролили столько человеческой крови, как люди, хотевшие быть спасителями человечества. (Семен Франк)
❓ Какие из этих высказываний вам наиболее близки?
Посмотрим на главные отличительные черты и темы Серебряного века русской философии.
📘 Литературоцентичность. Русскую философию еще во времена Чаадаева отличала теснейшая связь с литературой. Литература стала не просто формой и стилем, она превратилась в основной способ существования и распространения философских идей. Важно понимать, что в конце 19 — начале 20 века русские писатели и философы — единое неформальное сообщество, в котором практически все друг друга знали. Писатели и философы спорили, иногда даже ругались, но при этом были частью одной общей культуры мышления.
💒 Религиозный ренессанс. После десятилетий господства позитивизма и «базаровского нигилизма» русские мыслители перестали стесняться метафизики и духовных исканий. Для интеллигента перестало считаться постыдным быть религиозным человеком, даже мистиком, заниматься богословскими проблемами, увлекаться оккультизмом, всерьез относиться к магии, астрологии, спиритизму. Это порождало не всегда последовательные и хорошо продуманные, но всегда яркие и искренние идеи. С легкой руки эмигрантских историков, этот период стал называться «религиозным ренессансом».
💁🏻♂️ Антропологизм. В центре философских споров этой эпохи — человек и его сложные, противоречивые отношения с Богом. Особенно выразительно характер таких споров отображен Достоевским в «Братьях Карамазовых», и прежде всего в размышлениях Алеши Карамазова, одним из прототипов которого выступил философ Владимир Соловьев. Николай Бердяев писал:
🗣 «Человек не устраним из философии. Познающий философ погружен в бытие и существует до познания бытия и существования, и от этого зависит качество его познания. Он познает бытие, потому что сам есть бытие».
💛 Софийное начало. В русской религиозной философии всегда преобладало не логическое начало, связанное с Разумом, а софийное — связанное с Мудростью. Павел Флоренский писал:
🗣 «Наши философы стремятся быть не столько умными, как мудрыми, не столько мыслителями, как мудрецами. Русский ли характер, исторические ли условия влияли тут — не берусь решать. Но несомненно, что философии „головной“ у нас не повезло. Стародумовское: „ум, коли он только ум, — сущая безделица“, — находит отклик, кажется, во всяком русском».
🔥 Эсхатология — учение о конце истории и судьбах мира. Русский мыслители этой эпохи предчувствовали катастрофы начинающегося 20 века и пытались осмыслить их с точки зрения предназначения человечества в целом, через связь с Богом и его замыслом. Но вместе с тем они остро ощущали проблему человеческой свободы и собственную ответственность людей за те ужасы, в которые они себя ввергли — войны, революции, голод и одичание.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день