Жан-Поль Сартр
Главный труд — «Бытие и Ничто»
Экзистенциализм получил свое название благодаря Сартру. Разбираем работы, в которых он изложил суть этого направления.
Поговорим о главных философских работах Сартра «Бытие и ничто» и «Экзистенциализм — это гуманизм».
📘 «Бытие и Ничто». В лагере для военнопленных Сартр прочитал «Бытие и время» Мартина Хайдеггера — под очевидным влиянием этой книги он пишет в 1943 году собственное исследование «Бытие и Ничто». Опыт феноменологической онтологии». Сартр пытается показать, что с точки зрения традиционной философии человеческая экзистенция есть Ничто, чистое отрицание. Но в то же время, это такое Ничто, которое представляет собой особый, самый важный вид Бытия.
В работе есть три главных части, каждая из которых посвящена одному понятию 👇
1️⃣ Бытие-для-себя. Это то, что Сартр описывает как сознание, это наше человеческое «я». У человека есть внутренний план переживаний, все, что происходит вокруг него переживается внутри, отсюда и название «бытие-для-себя». Его главные характеристики — это открытость, интенциональность (устремленность, направленность) и свобода. Таким образом, человеческое «я» не поддается определению — ведь оно само выносит определения всему окружающему. Оно не поддается предсказанию — ведь оно есть чистая свобода, способность сказать «нет» чему угодно. Наконец, оно не поддается локализации, ведь оно не занимает никакого места в мире и не обладает протяженностью. Вот почему Сартр обозначает «бытие-в-себе» как Ничто.
🗣 «Появление Ничто может иметь место не иначе, как на фоне бытия, которое не есть. Отсутствие, каковым является сознание, может быть отсутствием не иначе, как перед неким присутствием. Непротяженность возникает на фоне протяженности и как отрицание для себя самой этой протяженности. Вообще говоря, для-себя-бытие может возникнуть лишь в связи с целостностью в-себе-бытия, которое его в себе заключает. Для-себя-бытие удерживает перед собой и вокруг себя в-себе-бытие как то, что есть. Оно нуждается в Бытии, чтобы не быть».
🤔 Свобода. Под свободой Сартр понимает не физический индетерминизм (отсутствие причин), а фундаментальную свободу выбора. Сартр приводит такой пример: свобода — это ощущение, когда, человек стоит на подоконнике в одном шаге от прыжка и никто в этот момент не знает, даже Бог, прыгнет он или нет. Ощущение, когда человек зависает между прошлым и будущим в неопределенности.
💁🏻♂️ Человек есть открытость, интенциональность и свобода. Согласно Сартру, открытость, интенциональность и свобода — это не просто свойства человеческого бытия, это и есть сам человек. Это не что-то, что добавляется нашему существованию, а то, что выражает саму суть нашего способа бытия в мире.
2️⃣ Бытие-в-себе. Это мир физических вещей. «Бытие-в-себе» замкнутое, оно не пускает никого внутрь себя, у него нет никакого внутреннего плана. Оно инертное, в нем нет активности, оно не принимает решений, не делает выбор, не реализует свободу. Оно преимущественно заключается в том, чтобы захватить своими размерами какую-то часть пространства и не пускать в эту часть пространства другие вещи.
🏢 Бытие-в-себе монолитно. В нем нет зазоров — там где заканчивается одна вещь, начинается другая: закончился стол, начинается пол, закончился пол, начинается другой этаж. Это бытие очень плотно обволакивает все. И когда мы смотрим вокруг, мы видим, что все существующее очень плотно прижато друг к другу, и в этом мире просто нет места для чего-то еще. Мир не позволит человеку найти свое место в нем.
⚡️ Бытие-в-себе vs бытие-для-себя. Вещи занимают все пространство, а сознание, переживания, внутренний план, субъективный мир не занимают никакого места. Неуместность, неустроенность сознания в мире вызывает отчаяние.
3️⃣ Бытие-для-других. В этом мире, в котором мы застаем себя, плотно окруженными вещами, мы встречаем еще одну разновидность опыта — взгляд другого человека. Взгляд другого человека — это больше, чем вещь, потому что на вещь мы сами натыкаемся взглядом, а взгляд другого человека натыкается на нас и мы чувствуем его.
👀 Взгляд другого превращает в вещь. Почему мы чувствуем на себе взгляд? Сартр говорит, что в этот момент тот, на кого смотрят, превращается в вещь. Под взглядом других людей мы обрастаем новой поверхностью, на нас наклеиваются ярлыки, ожидания, названия. Взгляд другого — это прежде всего взгляд объективирующий, превращающий в вещь, отчуждающий от себя самого и заставляющий быть чем-то не подлинным, проживать чужую жизнь. В главе «Бытие-для-других» «другие» выступают как особая травмирующая сила.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В программной статье «Экзистенциализм — это гуманизм» Жан-Поль Сартр формулирует суть экзистенциализма.
🌱 Человек — это такой способ бытия в мире, в котором существование предшествует сущности. Сартр говорит, что человеческое существование предшествует сущности, а у всего остального мира наоборот — сущность предшествует существованию. В начале человек просто существует, просто чувствует себя живым. А потом в ходе жизни, постепенно приобретает какую-то сущность.
🗣 «Возьмем изготовленный человеческими руками предмет, например, книгу или нож для разрезания бумаги. Он был сделан ремесленником, который руководствовался при его изготовлении определенным понятием, а именно понятием ножа, а также заранее известной техникой, которая предполагается этим понятием и есть, в сущности, рецепт изготовления. Таким образом, нож является предметом, который, с одной стороны, производится определенным способом, а с другой — приносит определенную пользу. Невозможно представить себе человека, который бы изготовлял этот нож, не зная, зачем он нужен. Следовательно, мы можем сказать, что у ножа его сущность, то есть сумма приемов и качеств, которые позволяют его изготовить и определить, предшествует его существованию. И это обусловливает наличие здесь, передо мной, данного ножа или данной книги. В этом случае мы имеем дело с техническим взглядом на мир, согласно которому изготовление предшествует существованию».
🗣 «Что это означает: „существование предшествует сущности“? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам».
🧍♂️Человек — это проект. Человек никогда не обретает сущность окончательно, он постоянно ее меняет, совершая ежедневные поступки, принимая решения, делая выбор. Главное открытие экзистенциализма заключается в том, что человек — это проект, это то, что постоянно делается, человек никогда не бывает в законченном виде. Человек постоянно делает сам себя.
Среди всех экзистенциалистов Сартр один из немногих, кто занимает последовательную атеистическую позицию.
😇 Бог — это способ человека убежать от себя самого. Сартра можно назвать воинствующим атеистом, он пытается доказать, что бог — это вредная иллюзия. Для Сартра бог — это метафорическая фигура, суть которой в бегстве от свободы.
🗣 «У человека в душе дыра размером с бога, и каждый заполняет еe, как может».
➡️ Сартр считает, что наша свобода делает нас распахнутыми, всегда незавершенными. Переживать это невозможно, и мы пытаемся как-то закрыть эту свободу. Бог — это та фигура, которая нужна нам, чтобы оправдать, что не все зависит от нас, потому что есть божественное предопределение, предназначение, судьба. Бог всегда появляется, когда мы хотим убежать от своей свободы и ответственности.
🙅🏻♂️ Надеяться не на что. Смысл названия статьи «Экзистенциализм — это гуманизм» заключается в том, что экзистенциализм, особенно атеистический, впервые говорит человеку, что надеяться не на что. Нет никакой силы, которая породила бы человека и чего-то от него ожидала. Надеяться не на что, надо брать жизнь свои руки и принимать свою трагическую свободу мужественно.
🗣 «Нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает».
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день