angle-down facebook instagram vkontakte warning

Жан-Поль Сартр

Ранние годы и Симона де Бовуар

Сартр с самого детства имел задатки интеллектуала. Поговорим о его юности, университетских годах и романе с Симоной де Бовуар.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Попробуем представить, каким Сартр был в юности.

🇫🇷 Жан-Поль Сартр родился 21 июня 1905 года в Париже. Отец его, морской офицер, умер, когда мальчику было немногим более года, и Жан-Поля воспитывала мать.

📖 О своем детстве Жан-Поль Сартр рассказал в автобиографической повести «Слова» (1963):

🗣 «Когда мне было семь или восемь лет, я жил с овдовевшей матерью у бабушки с дедушкой. Бабушка была католичка, а дедушка — протестант. За столом каждый из них подсмеивался над религией другого. Все было беззлобно: семейная традиция. Но ребенок судит простодушно: из этого я сделал вывод, что оба вероисповедания ничего не стоят».

🎓 После окончания лицея Сартр поступил в Высшую нормальную школу — один из лучших гуманитарных университетов Европы того времени. Во время учебы он готовил большую философскую работу, в которой не отделял философию от литературы, потому что, как писала Симона де Бовуар «любит Стендаля не меньше, чем Спинозу».

🎷Несмотря на удивительную тягу к чтению (за год прочел более 300 книг!), он вовсе не был «книжным червем» — любил американский джаз и спиричуэлс, был довольно страстным, самовлюбленным и анархическим юношей.

💥 Вместе с однокурсниками Сартр часто устраивал громкие антимилитаристские и антибуржуазные акции. Однажды они организовали масштабный розыгрыш о будто бы присужденной Чарльзу Линдбергу, осуществившему тогда трансатлантический перелет, почетной стипендии. Тысячи людей пришли в Высшую нормальную школу отпраздновать это событие, не подозревая, что на сцене двойник Линдберга. Для ректора этот скандал закончился отставкой.

Одна из самых интересных глав биографии Сартра — его отношения с Симоной де Бовуар.

🙋🏻‍♀️ Сартр познакомился с Симоной де Бовуар в 1929 году. Симона с юных лет поняла, что обычный удел женщины — скука, тогда как ей хотелось испытать на свете все: и секс, и независимость, и профессиональную радость. Отбросив все условности, она взяла на себя роль крестной матери современного феминизма. 

😍 Симона отличалась элегантностью, одевалась либо в яркие шелка, либо во все черное. Сартр был небольшого роста, с брюшком, слепой на один глаз. Но Бовуар пришла в восторг от щедрости и юмора, с которыми Сартр делился своими знаниями, и высоко оценила его интеллект.

🎯 Вскоре выяснилось, что они стремятся к одной и той же цели — развенчать буржуазные ценности и создать новую философию, в основе которой лежала бы аутентичность. 

👩‍❤️‍👨 Они заключили договор: быть вместе, оставаясь при этом свободными. Взамен единобрачия они дали обет рассказывать друг другу все, быть откровенными. Впрочем, они почти всегда были вместе, а если их разделяло расстояние, то они писали друг другу.

💋 Вызывавшая кривотолки пара была в восторге от поп-культуры. Сартр любил голливудские фильмы, а Бовуар жадно проглатывала толстые литературные журналы. Сартр в черном поло, Бовуар в тюрбане были воплощением богемной жизни послевоенного Парижа.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1-5. Образы Симоны де Бовуар
6. Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар в Пекине, 1955 год
7. Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар в Париже, 1969 год
8. Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар в Риме, 1963 год

В 1933–1934 годы Сартр был стипендиатом Французского института в Берлине.

🇩🇪 В то время Берлин был центром философской жизни Германии. Сартр полностью погрузился в два философских направления, которые господствовали в те годы, — это феноменология Эдмунда Гуссерля (1859–1938) и вытекающая из нее фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера (1889–1976).

💬 Сартр хотел выразить идеи Гуссерля и Хайдеггера простым языком. Он переосмыслил идеи Гуссерля и Хайдеггера и принципиально не пользовался тем сложным академическим языком, который был характерен для германской университетской философии, и пытался передать идеи немецких философов с помощью литературных образов, сюжетов и метафор.

🏹 У Гуссерля Сартр заимствует идею интенциональности. Интенциональность — это буквально направленность, устремленность нашего сознания на что-то. Суть нашего сознания состоит в том, чтобы быть распахнутым, всегда устремленным на какой-то объект. Если мы заглянем в себя, то увидим, что мы постоянно надеемся на что-то, боимся чего-то, вспоминаем о чем-то. Наше сознание всего «о чем-то», осознание — это и есть суть человека. Человек — такая форма существования, которая устремлена к чему-то. Эту идею Сартр берет у Гуссерля и излагает упрощенно.

👨🏻 У Хайдеггера Сартр заимствует концепцию экзистенциалов. Экзистенциалы — это те понятия, в которых описывается личностное бытие человека в мире, то есть экзистенция. Экзистенциалы раскрывают наш способ пребывания в мире.

Рассмотрим некоторые экзистенциалы👇

🌏 Заброшенность. Человек обнаруживает себя, застает себя внутри мира дезориентированным, потерянным, не укорененным. Мир для человека с самого начала выступает как проблема, человеку важно адаптироваться к миру и разобраться в нем.

🕰 Тревога. Тревогу у человека вызывают ни какие-то отдельные события или обстоятельства, тревожна сама жизнь, жизнь — это и есть тревога, потому что она имеет временную структуру. Главное основание для тревоги заключается в том, что мир открыт в будущее и никто не знает, что будет, и постоянно ускользает в прошлое. Прошлое нам известно, но вернуть его нельзя. Будущее неизвестно, но оно наступает неотвратимо. Быть человеком — тревожиться о будущем, переживать о прошлом и настоящем.

⚰️ Бытие-к-смерти. Осознание человеком принципиальной конечности своего существования. Это понятие было предложено датским философом Сереном Кьеркегором (1813–1855) и развито Хайдеггером. Мы не просто живем, мы знаем, что умрем, мы умираем каждую секунду, потому что каждую секунду наша жизнь ускользает в прошлое. Для человека конечность, если она осознана, выступает, как задача. Конечность надо преодолеть, надо как-то удержаться, состояться в этой жизни, сбыться. Человек постоянно рассыпается, утекает в прошлое, постоянно исчезает и постоянно предпринимает усилия, чтобы состояться, остаться чем-то, сбыться в качестве человека.

👉 Также к экзистенциалам относятся вина, одиночество, отчаяние.

➡️ В юности Сартр пытается выразить философское содержание сложных идей немецких философов просто и понятно для обычного человека и выбирает для этого литературную форму.

Сартр о ложности «пищеварительного» отношения к миру

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;