angle-down facebook instagram vkontakte warning

Жан-Поль Сартр

«Тошнота» и «Стена»

Сартр вкладывал свои философские идеи в литературные произведения. Разбираем его роман «Тошнота» и новеллу «Стена».

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

Начнем знакомство с произведениями Сартра.

📚 Герои Сартра — философские идеи. Часто говорят, что Сартр не настоящий писатель. Его художественные произведения целиком подчинены задаче выразить философское содержание. Литература Сартра — это философская литература, где главные герои — это не персонажи, а идеи, человеческие состояния, экзистенциалы.

❗️ Не раскрыв сюжет, мы не сможем разобрать философию. Мы узнаем, какие философские идеи Сартр вкладывал в роман «Тошнота» и новеллу «Стена». Но не раскрыв сюжет, мы не сможем разобрать их философию. Поэтому, если вы планировали читать эти произведения, скорее читайте, чтобы сохранить интригу сюжета. А после возвращайтесь к уроку с анализом.

В 1938 году Сартр опубликовал философский роман «Тошнота», который принес ему славу и авторитет писателя–философа.

🙆🏻‍♂️ Главный герой романа. Антуан Рокантен скорее всего автобиографический герой. Это обычный молодой парижанин, хорошо образованный, начитанный, у него много любовных увлечений, он не чужд творчеству, но испытывает глубочайший духовный кризис — он утрачивает экзистенциальные ориентиры.

😓 Новый экзистенциал — «Тошнота». Антуан не понимает ради чего он живет. Любовь, творчество, все то, что переполняло его в прошлые годы, оказывается для него пустым. Такое опустошение мы часто встречаем в литературе, но Сартр пытается довести его до предела. Он обнаруживает новый экзистенциал, который можно назвать словом «Тошнота». Посмотрим на отрывки из романа, которые лучше всего иллюстрируют ощущения, которое испытывал главный герой:

🗣 «Так вот что такое Тошнота, значит, она и есть эта бьющая в глаза очевидность? А я-то ломал себе голову! И писал о ней невесть что! Теперь я знаю: я существую, мир существует, и я знаю, что мир существует. Вот и все. Но мне это безразлично. Странно, что все мне настолько безразлично, меня это пугает. А пошло это с того злополучного дня, когда я хотел бросить в воду гальку. Я уже собрался швырнуть камень, поглядел на него, и тут-то все и началось: я почувствовал, что он существует. После этого Тошнота повторилась еще несколько раз: время от времени предметы начинают существовать в твоей руке».

🗣 «Я ничуть не удивился, я понимал, что это Мир, мир, который предстал передо мной во всей своей наготе, и я задыхался от ярости при виде этого громадного абсурдного существа. Нельзя было даже задаться вопросом, откуда все это берется и как все-таки получается, что существует какой-то мир, а не ничто. Вопрос не имел никакого смысла, мир был явлен всюду — впереди, позади».

🌳 Герой чувствует, что мир вокруг него как физический, так и духовный составлен из больших инертных глыб, которые существуют навязчиво. Антуан оказывается в парке, он смотрит на корень каштана и вдруг его очень глубоко пронзает ощущение, что в этом корне есть что-то ужасное, безобразное. Этот объект слишком навязчиво предлагает себя всему остальному миру, всем остальным вещам и человеческому сознанию, которое впускает его в себя.

🥊 Распахнутое сознание vs навязчивое существование вещей. Главный герой переживает дуализм между человеческим сознанием, его распахнутой устремленностью и инертным, навязчивым существованием вещей. Города, дома, дороги, деревья — весь окружающий мир просто вваливается в окно нашего сознания. Он не распахнут нам навстречу, а существует, как бы захватывая своими габаритами какую-то часть физического пространства. Вещи отказываются впускать наше сознание и раскрываться. В какой-то момент главного героя начинает тошнить, не в буквальном смысле, а всеми этими вещами. Он отторгает от себя вещи, к которым в юности так долго привыкал.

🎶 Встреча с другим открытым сознанием. В конце романа герой отчаивается и остается абсолютно опустошенным. Но вдруг он слышит простую джазовую мелодию и через эту мелодию до него доносится голос другого сознания. Он чувствует, что в этом мире, который сделан из навязчивых и грубых вещей, можно иногда встретиться с другим открытым сознанием через творчество. Единственное, что вселяет надежду — творчество и настоящая любовь.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В 1939 году в одноименном сборнике была опубликована новелла «Стена».

💥 Сюжет. Во время Гражданской войны в Испании националисты арестовывают анархиста Пабло Иббиета. После короткого допроса Пабло оказывается в подвале больницы вместе с двумя другими арестантами — юным Хуаном и ирландцем Томом. Наутро их всех ожидает смертная казнь.

🤯 Что происходит за ночь с человеком, который точно знает, что утром ему предстоит умереть? Сартр описывает пограничный опыт, который переживают герои. Все, что казалось живым, ярким, значимым постепенно теряет смысл, после этой бессонной ночи для главного героя Родина и патриотизм станут пустыми словами, любимая девушка станет незнакомым человеком, он больше не понимает, что такое любовь. Все идеи и ценности становятся лишенными смысла, потому что внутренне он уже почувствовал, каково это — быть мертвым и вдруг увидел жизнь без прикрас.

Метафора стены повторяется в новелле несколько раз 👇

1️⃣🌍 Мир — это расстрельная стена. Пабло увидел, что мир — это расстрельная стена, перед которой ставят человека. Ему хочется вжаться в эту стену, хочется, чтобы она спрятала его от пуль, но она будет лишь отталкивать. Стена не пускает внутрь, не потому, что она имеет что-то против человека, а просто потому, что он ей безразличен, как и всем людям этого мира. Человек бьется в этот мир, но не может проникнуть внутрь и найти себе место.

2️⃣💀 Стена между теми, кто обречен умереть и теми, кто продолжит жить. Ночью, в подвал к арестованным приходит врач.

«— Я врач. В этих прискорбных обстоятельствах я побуду с вами.
Голос у него был приятный, интеллигентный. Я спросил у него:
— А собственно, зачем?
— Я весь к вашим услугам. Постараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы облегчить вам последние часы».

Врач предложил арестованным закурить. Он был вызывающе живым, его показная забота была совсем неуместной. Когда юноша спросил, больно ли умирать, врач начал как профессионал говорить о физической боли. Между людьми, которые испытали пограничное состояние, и людьми, которые его не испытывали, проходит стена, как между теми, кто был на войне, и теми, кто знает о ней только по книгам.

3️⃣🎲 Стена между нашими решениями, нашей свободой и странными гримасами судьбы. Утром главного героя снова вызывают на допрос и он решает пошутить. Он издевается над палачами и говорит, что тот, кого они ищут, прячется в склепе на кладбище. Кажется, что нет ничего более комичного. Но ему верят и по случайному совпадению находят там лидера подполья, которого искали. Главный герой с ужасом осознает, что хотел напоследок посмеяться в лицо своим палачам, а судьба посмеялась над ним самим. Он стал предателем, хотя уже был готов умереть. Он умер внутри, но теперь ему надо жить.

Когда началась Вторая мировая война, Жан-Поль Сартр был призван в армию, но оружие в руках он не держал.

Служба в метеорологическом корпусе. Сартр не держал в руках оружие, не сидел в окопах — по состоянию здоровья (был слеп на один глаз) он был направлен в метеорологический корпус. Он сознательно пошел служить, потому что считал, в такое сложное время никто не должен проявлять трусость.

Лагерь для военнопленных. Когда нацисты оккупировали Францию, Сартр попал в плен. Многие французские подразделения массово сдавались и синоптики так же не держали обороны. Сартр попал в лагерь для военнопленных. Условия в нем были больше похожи на человеческие, чем в концлагере. Заключенные жили в бараках, но не умирали от голода, могли вести переписку. В лагере Сартр участвовал в шуточных боксерских поединках и даже поставил любительский спектакль. Философ провел в лагере 9 месяцев и был освобожден в 1941 году вместе с другими пленными.

🖋 Подпольная интеллектуальная деятельность. После освобождения Сартр примыкает к сопротивлению. Он публикуется в подпольных антифашистских изданиях. В 1943 году напечатали его пьесу «Мухи», в которой Сартр критикует нацистов и всех, кто с ними сотрудничает, и не предпринимает никаких усилий для сопротивления. В 1944 году Сартр написал:

🗣«Никогда мы не были так свободны, как во время немецкой оккупации».

💡Свобода через сопротивление. Философ считал, что во время репрессивной оккупации, человек получал возможность чувствовать себя абсолютно свободным внутри именно через сопротивление. С точки зрения истории сопротивление Сартра было незначительным. Но с точки зрения внутреннего переживания годы сопротивления для Сартра были временем абсолютной свободы.

Жан-Поль Сартр в военной форме

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;