angle-down facebook instagram vkontakte warning

Жан-Поль Сартр

Пьеса «За запертой дверью»

Что значит «Ад — это Другие»? Узнаем из пьесы Сартра о загробном мире и самообмане.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

Что имел в виду Сартр, когда написал «Ад — это Другие»? Рассмотрим главные идеи пьесы «За запертой дверью».

📕 Герои пьесы «За запертой дверью» (1943) оказываются в загробном мире. Они не были знакомы при жизни, но теперь обречены бесконечно мучить друг друга.

Посмотрим на эти образы 👇

🤷🏻‍♂️ Гарсен — бразильский журналист, пацифист. Когда в Бразилии к власти пришло профашистское правительство, Гарсен вместо того, чтобы отстаивать свои принципы и хотя бы ненасильственно сопротивляться, бежит из страны. Его ловят на границе и расстреливают. Он мучается оттого, что ему не хватает мужества, ему хочется, чтобы им восхищались, но под взглядами других героев он чувствует себя трусом.

🙍🏻‍♀️ Инес — интеллектуалка из Парижа, лесбиянка, которая соблазнила и увела жену своего двоюродного брата. Для нее главное в жизни — завладеть чужим сознанием. Она хотела, чтобы другие люди смотрели на мир ее глазами, жили ее мыслями. Она страдает от того, что не может полностью подчинить себе сознание тех людей, которые ее любят.

👩🏼 Эстель — тоже француженка, она была замужем за богатым и нелюбимым мужчиной. У нее был любовник, от которого она родила ребенка и сама убила его. Когда любовник узнал об этом, то покончил с собой. Возможно, Эстель виновата больше других героев, но она не мучается от того, что сделала. Ее больше волнует то, что сразу после ее смерти, подруга увела ее нового любовника. Для Эстель главное в жизни — быть предметом вожделения.

🔻 Треугольник. Гарсен смотрит на Инес и пытается добиться от нее признания своего мужества, а она в лицо называет его трусом. Инес смотрит на Эстель, чтобы соблазнить ее, но у нее не получается это сделать. Эстель отвергает Инес, потому что ей нравятся мужчины, она смотрит на Гарсена. В этом треугольнике герои обречены бесконечно мучить друг друга.

🗣 «Так вот он какой, ад! Никогда бы не подумал... Помните: сера, решетки, жаровня... Чепуха все это. На кой черт жаровня: ад — это Другие».

👹 Ад — это Другие. Из-за этих слов появился популярный стереотип о том, что Сартр мизантроп и все люди для него — мучение. Но это не так, Сартр пишет:

🗣 «Я подразумевал, что если наши отношения с другими искажены, повреждены, то другой человек может быть только адом».

🗣 «[Моя фраза] совсем не означает, что с другими у нас не может быть отношений иного толка, она просто подчеркивает фундаментальную значимость всех остальных для каждого из нас».

➡️ Сартр утверждает, что самое сложное в жизни человека — это выстроить настоящие, неискаженные отношения с другим, так, чтобы эти отношения не были только любовной интрижкой, не были эксплуатацией, манипуляцией или самооправданием.

🔎 Прототипы. Считается, что прототип Гарсена — это сам Сартр, прототип Инес — Симона де Бовуар, а прототип Эстель — молодая студентка Симоны Ольга Казакевич, с которой у нее был роман.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Одна из главных идей пьесы «За запертой дверью» — постоянный самообман.

🥴 Мы постоянно хотим казаться в глазах других людей кем-то иным. Нам очень трудно признаться в том, какие мы есть на самом деле, принять на себя ответственность за свои свободные решения. Человека не существует, человек — это то, что постоянно становится, делается.

Поэтому, согласно Сартру, существует два ложных утверждения, две формы самообмана 👇

1️⃣ Я = Я. Например, пьяница говорит: «Я пьяница, я такой, какой я есть». Согласно Сартру, это неправда, ни один человек не сводится к тому, что он есть сейчас. Человек — это то, что он может и должен с собой сделать.

2️⃣ Я = не-Я. Например: «Почему ты такой трус? — На самом деле я храбрый, просто сегодня немного не в форме что-то». В какой-то момент мы все обречены признать, что на самом деле мы такие, какими делают нас совершаемые нами поступки. Бесполезно оценивать человека, но можно и нужно оценивать его поступки. Трусость — это трусость, а мужество — это мужество. Трус может совершить мужественный поступок, а храбрец — струсить. Люди сложны и противоречивы, но их поступки — то, что несет вполне законченный смысл. Если ты совершаешь трусливые поступки, нельзя считать себя храбрым.

Какое представление о себе не является самообманом? Сартр дает такой ответ: «я есть то, что я сам из себя делаю». Это единственно правильное отношение к себе, это то, что Сартр называет подлинным или аутентичным существованием и самым тяжелым.

Поговорим о том, как Сартр понимает любовь и настоящие отношения.

Сартр проводит аналогию между языком и любовью

💬 Почти все, что выражено в языке — это обман. По природе своей язык не отражает, а замещает реальность — он искажает непосредственное бытие, навешивает ярлыки. Но в то же время через речь человек выражает свою интенциональность (устремленность). Он беспокоится, задает вопросы, гневается или сострадает. Если смотреть не на сами слова, а на стоящие за ними интенции, можно схватить что-то по-настоящему важное. Поэтому несмотря на то, что слова всегда переодевают мысль, один человек может достучаться до другого при помощи речи.

❤️ Примерно так же, как настоящее понимание происходит вопреки словам, настоящая любовь происходит вопреки всем тем привычным ритуальным формам любовных ухаживаний, которые существуют в обществе. Настоящие отношения, любовь — это больше чем сексуальное желание, эксплуатация, слияние.

Сартр сравнивает человека с зеркалом

👁 Человек интересен тем, что в нем отражается окружающий мир. Что получится, если поставить два зеркала параллельно рядом друг с другом? Бесконечный коридор, уходящий в обе стороны. Но точно поставить зеркала параллельно непросто, также трудно выстроить правильные отношения с человеком, чтобы отражаться друг в друге. В пьесе зеркала — зрачки героев:

«— Посмотри мне в глаза: ты видишь себя?
— Я совсем маленькая. Еле себя вижу.
— Тебя вижу я. Всю целиком. Задавай мне вопросы. Я буду вернее любого зеркала».

➡️ Сартр убежден, что хорошие отношения возникают, когда двое стали друг для друга зеркалом. Когда в другом человеке ты видишь себя, а в себе другого до бесконечности. Человек не должен превращать своим взглядом другого человека в вещь, надо бесконечно отражаться во взгляде друг друга.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;