Средневековая схоластика: пять недооцененных фигур
Иоанн Скот Эриугена: учение о природе
Эриугену называют «первым отцом схоластики» и «Карлом Великим схоластической философии». Рассмотрим его оригинальную концепцию разделения природы и сотворения мира.
💁🏻♂️ Иоанн Скот Эриугена (810–877) — один из редких примеров ирландского интеллектуала. О его жизни нам известно очень немногое.
💒 Философ и богослов родился в Ирландии, обучался в монастыре. Эриугена — прозвище, которое в переводе с латыни означает «рожденный в Ирландии» (от лат. Hibernia — «страна зимы»), Скот — второе прозвище, указывающее на его происхождение.
⛵️ Он получил известность во Франкском государстве, куда переехал, спасаясь от массового нашествия норманнов-викингов, которые яростно разграбляли монастыри.
🏰 Мыслитель жил и работал при дворе франкского короля Карла II Лысого. Эриугена много преподавал и оказал сильное влияние на каролингскую ученость.
📚 Эриугена предложил весьма оригинальный вариант соединения античной философии и христианского вероучения, который больше опирался на идеи Платона, чем на идеи Аристотеля.
Рассмотрим самую интересную концепцию Иоанна Скота Эриугены, изложенную в трактате под названием «О разделении природы».
🌿 Четыре природы. Эриугена ставит вопрос о всеобщей природе вещей (лат. «natura») и выделяет четыре разновидности бытия или четыре природы, которые образуют четыре уровня всего сущего 👇
1️⃣😇 Природа творящая и несотворенная — это Бог. Бог-Творец творит, но сам никем не сотворен, он первопричина и первооснова всего сущего. Его постижение для человеческого ума — это очень большая проблема.
2️⃣✨ Природа творящая и сотворенная — это то, что Платон называл царством идей. Это божественная идея, вечно сотворенная Богом в акте божественного знания. Времени еще нет, все происходит в вечности, но Бог уже посредством своего разума создает систему фундаментальных понятий и идей. Эти идеи еще не воплощены в материальные носители, например, идея треугольности есть, а треугольников еще нет, идея лошади уже есть, а лошадей еще нет в материально-телесном воплощении.
💡 Эриугена называет эти божественные идеи сотворенными, в то время как большинство других средневековых философов склонялись к тому, что они скорее находятся внутри божественного разума и они Богом не сотворены, а являются изначально частью самого Бога.
3️⃣🏡 Природа сотворенная и не творящая — мир вещей. Это воплощение божественных идей в конкретных вещах — в лошадях, домах, деревьях. Эти вещи существуют, потому что в них вложены божественные идеи, они сотворены этими идеями, но сами эти вещи не имеют потенциала творения.
4️⃣🌏 Природа не сотворенная и не творящая — это снова Бог. Но не Бог-творец, а Бог как предельная полнота бытия, как некое предельное предвосхищаемое совершенство, к которому устремлен весь материальный сотворенный мир.
➡️ Если первый слой — это был Бог как начало всего существующего, то последний — это Бог как конец всего существующего, это то, к чему весь мир должен прийти через историю, это осуществление целостности бытия.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
С концепцией четырех природ тесно связана концепция сотворения мира.
❓ Бог не знает себя самого. Согласно Эриугене не только человек не знает Бога, но и Бог не знает самого себя. Бог не знает себя самого, потому что он бесконечен, а раз бесконечен, значит беспределен, а если ему нет предела, значит ему нельзя дать определение ни в каких понятиях.
💥 Нераскрытая напряженность. Внутри Бога содержится нераскрытая напряженность — он бесконечен, но он сам не знает себя, эту бесконечность надо развернуть, проявить, чтобы как в зеркале увидеть самого себя.
🌏 Сотворение мира — богоявление. Эриугена предлагает платоническую концепцию — Бог творит мир фактически для того, чтобы раскрыться, развернуть себя в нем и через это самораскрытие познать самого себя. Сотворение мира он описывает таким понятием, как «теофания» — «богоявление», то есть мгновенное проявление непостижимой вечной божественной сущности в мире. Это акт творения мира и одновременно акт божественного самопознания — сотворив мир, Бог проявляет себя. Идеи — это не сам Бог, а то первое, что он сотворил.
⚡️ Эти идеи сильно отличают Эриугену от подавляющего большинства средневековых философов. Он мог высказывать их при жизни, потому что еще не было жесткой политики в отношении религии. В 1050 году трактат «О разделении природы» был осужден папой Львом IX как ересь. А в 1684 году был внесен в Индекс запрещенных книг.
Эриугена о сущности и непостижимости Бога
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день