Средневековая схоластика: пять недооцененных фигур
Гуго Сен-Викторский: представитель мистицизма
Гуго Сен-Викторский — главный представитель средневекового философского течения, сочетавшего религиозную мистику с умозрительным мышлением. Рассмотрим положения умеренного реализма и доказательства бытия Бога.
💁🏻♂️ Гуго Сен-Викторский (1096–1141) — философ и теолог, один из ярких представителей августинизма в средневековой схоластике. Это направление стремилось сочетать широкую схоластическую ученость и мистическое отношение к Богу.
💒 Гуго родился в Саксонии в аристократической семье, затем переехал в Париж, в аббатство Сен-Виктор. Благодаря его деятельности Сен-Викторская школа стала одной из самых влиятельных богословских школ своей эпохи. Она делала упор не на разум, а на внутреннее созерцание души и Бога — как завещал еще Святой Августин.
🌟 За свои идеи, широту ума и педагогический талант Гуго даже получил почетное прозвище «Второй Августин». Но в отличие от Августина, он признавал важность не только веры, но и энциклопедической учености. Его девизом было: «Изучай все! Позже ты увидишь: ничего не лишне».
📚 В аббатстве Сен-Виктор Гуго вел преподавание по оригинальной методике, сочетавшей широкое изучение светских научных дисциплин (во всей полноте их взаимных связей) с ориентацией слушателей на постоянный поиск духовного смысла всякого научного знания и его рассмотрение в свете богооткровенных истин и норм духовной жизни человека.
👨🏼🏫 Одно из главных произведений Гуго — «Дидаскаликон, или Семь книг для назидательного обучения» — считается классикой педагогической литературы. Вобрав в себя основные достижения философской и дидактической мысли, оно дает стройное и краткое определение системы знаний и наук, способов и последовательности их освоения, связывая все это с системой мира и со смыслом существования человека.
1. Гуго Сен-Викторский. Миниатюра, вторая половина 12 века
2. Гуго Сен-Викторский пишет «Дидаскаликон». Миниатюра, 13 век
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В сочинении «О таинствах христианской веры» Гуго развивает учение умеренного реализма.
💡 Универсалии. Он утверждает, что универсалии — первообразы вещей, они предначертываются волей Творца, упорядочиваются его мудростью и осуществляются в материальной вселенной благодаря его всемогуществу.
🧠 Уровни познания. Бог, по его мнению, наделил человека четырьмя познавательными способностями, с которыми связаны различные уровни познания 👇
1️⃣ телесное чувство (sensus);
2️⃣ воображение (imaginatio);
3️⃣ рассудок (ratio);
4️⃣ разум (intelligentia).
🆚 Разум vs рассудок. Разум отличается от рассудка тем, что он не является горделиво-самодостаточным в своей логичности, но просветлен божественным озарением, без которого логика теряет всякий смысл. Примерно с тех времен в философии закрепляется представление о том, что «интеллигентность» выше обычной рассудительности.
🔎 Области, которые изучает душа. Двигаясь по уровням познания, душа, направляемая свыше, постепенно совершает восхождение к Абсолюту. При этом она должна внимательно изучать четыре различные области 👇
1️⃣🌿 Естественные факты сотворенного мира — они указывают на наличие Творца (Разум, направленный вовне).
2️⃣🗝 Внутренние понятия, априори присущие разуму — они указывают на наличие Божественного Ума (Разум, направленный внутрь).
3️⃣🙌 Внутренние озарения, исходящие от Божественной благодати и свидетельствующие о ней (Откровение, направленное внутрь).
4️⃣🌟 Сверхъестественные чудеса в окружающем мире, доказывающие существование Высшей божественной силы (Откровение, направленное вовне).
➡️ В этой концепции разум и вера сочетаются, причем схема их соединения очень продуманная и логичная. Так средневековая схоластика примирилась с мистикой и попыталась включить ее в себя.
Гуго выделяет два основных аргумента, которые, с его точки зрения, одинаково важны для доказательства божественного существования.
🌌 Космологический аргумент. Судя по всему, его он заимствует у Аристотеля через Авиценну, позже данное рассуждение Фома Аквинский включит в свой список «Пяти путей богословия».
1️⃣ Все должно иметь причину.
2️⃣ Цепочка причин не может быть бесконечной, должна быть самая первая причина.
➡️ Значит, с необходимостью должен существовать Бог как Первопричина всего сущего.
⏳ Аргумент от осознания душой своей темпоральности. Ранее похожее рассуждение встречалось у Августина, а позже в этом направлении будет размышлять Декарт.
1️⃣ Человек может помыслить свою душу отдельно от тела — значит, душа сама по себе бестелесна.
2️⃣ Но, при этом, бестелесная душа с очевидностью осознает свой темпоральный (временной) характер — она течет во времени.
3️⃣ Значит, бестелесная душа не является безначальной во времени.
➡️ Следовательно, должно существовать нематериальное начало, породившее ее — это и есть Бог.
💡 Эти два рассуждения у Гуго изложены недостаточно полно, поэтому философы чаще ссылаются на других авторов, у которых данные аргументы доведены до большей четкости и ясности. Но удивительный факт: Гуго, пожалуй, единственный средневековый философ, придававший одинаково большое значение как «внешним», так и «внутренним» доказательствам божественного бытия.
Посмотрим на еще одного представителя средневековой схоластики, последователя Гуго Сен-Викторского — Джованни Бонавентуру.
💁🏻♂️ Джованни Бонавентура (1221–1274) — самый известный последователь Гуго Сен-Викторского и его августинианских идей (в противоположность господствовавшему в схоластике аристотелизму).
👤 Этот философ часто незаслуженно остается в тени своего великого современника — Фомы Аквинского (их годы жизни практически совпадают).
📘 Тем не менее, его «Путеводитель души к Богу» стал одним из величайших произведений средневековой схоластики.
🌟 В «Путеводителе» Бонавентура выделяет шесть ступеней восхождения души к Абсолюту 👇
1️⃣ Подъем начинается с низшей ступени — тварного мира. Тут Бог познается через следы, оставленные в природе, так как мир есть образ и подобие Бога, вся Его сущность выражена в нем.
2️⃣ Человек должен понимать гармонию в мире вещей, виновник которых Бог.
3️⃣ Узрение Бога внутри себя, в душе с помощью благодати.
4️⃣ Душа преображается, очищается от первородного греха и возвращает себе до-греховную цельность.
5️⃣ Душа созерцает Бога в Его непреходящей славе и наслаждается этим зрелищем.
6️⃣ Душа сливается с Ним, но при этом остается личностью.
💡 Основная идея этого труда — переход («транзитус») из мира рабства в мир свободы с помощью жезла креста Господнего, который понимается в мистико-символическом ключе.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день