Средневековая схоластика: пять недооцененных фигур
Ансельм Кентерберийский: доказательства бытия Бога
Ансельм Кентерберийский занимал высший духовный пост в Англии, находил путь к сердцам людей с помощью диалектики и первым придумал доказательство Бога, которое исходит только из чистой логики и определений.
💁🏻♂️ Ансельм Кентерберийский (1033–1109) родился в Северной Италии. Еще в юности после нескольких лет странствий он стал монахом в одном из монастырей Нормандии, и это предопределило всю его дальнейшую судьбу. Ведь через 6 лет Нормандский герцог Вильгельм, прозванный Завоевателем, начал свое вторжение в Англию.
✝️ Архиепископ аббатства Кентербери — высший духовный пост в Англии. Вильгельму и его воинственным сыновьям нужны были свои епископы на завоеванной территории — поэтому они почти силой заставили занять пост Кентерберийского архиепископа сначала Ланфранка, учителя Ансельма, а затем и его самого. Честный и миролюбивый богослов пользовался большим доверием нормандской династии.
🧳 Ансельм поставил ряд условий, на которых соглашался стать во главе английской церкви. Все церковные владения, захваченные королем за четыре года, должны были быть возвращены, а в религиозных делах король был обязан советоваться с ним. Правда, обещаний своих король потом не сдержал, из-за чего Ансельм был вынужден покинуть Англию и даже просить Папу Римского освободить его от титула архиепископа.
💛 «Чудесный доктор» — так прозвали Ансельма современники за его кроткий характер, скромность и умение находить путь к сердцам людей. Из всех наук он выше всего ценил диалектику — искусство рассуждения и убеждения. Ансельм предпочитал управлять людьми с помощью наставления и объяснения, а иногда и сердитого молчания, которое часто действовало лучше слов. Это было нетипично для того времени и той страны — ведь в Нормандии правили потомки викингов, которые предпочитали решать споры насилием и превыше всего ценили брутальную мужественность.
👂 «Прослогион» — главное произведение Ансельма, его название переводится как «слово к внемлющему». В нем он формулирует свое знаменитое «единое» доказательство бытия Бога таким языком, чтобы оно достучалось до сердца и ума не только собратьев по вере, но и неверующих.
Спор Ансельма и Гаунило из Мармутье
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Ансельм Кентерберийский впервые в истории философии строит априорное, а не апостериорное доказательство божественного бытия.
🤓 Априорные доказательства исходят из самого понятия Бога и не опираются на факты мира, апостериорные — умозаключают от некоторых особенностей устройства мира к существованию Бога.
🧠 Ансельм предлагает логически вывести существование Бога из его определения, а не идти окольным путем, выводя существование Творца из наблюдений за устройством сотворенного им мира.
📖 Он отталкивается от одного из ветхозаветных псалмов: «и сказал безумец в сердце своем: нет Бога». Почему же неверующий называется «безумцем»? Ансельм как бы обращается к этому «безумцу», призывает его задуматься по-настоящему. Он приглашает душу неверующего человека проследовать путем размышлений в некое «умное место», где тот сможет сам своим умом ясно и отчетливо понять, что Бог не просто существует — он существует с необходимостью.
🔎 Рассмотрим ход ансельмова рассуждения по шагам 👇
1️⃣ Бог есть «то, более чего нельзя ничего помыслить».
2️⃣ Предположим, как тот самый «безумец», что «то, более чего нельзя ничего помыслить», существует только в нашем уме, но не в действительности.
3️⃣ Тогда оно могло бы существовать еще и в действительности, что явно «больше», чем простое существование в уме.
4️⃣ Следовательно, если бы оно существовало лишь в уме, но не действительности, оно не было бы «тем, более чего нельзя ничего помыслить».
➡️ Таким образом, предположение неверующего приводит к явному противоречию. Он своим умом убеждается: «то, более чего нельзя ничего помыслить» не может не существовать в действительности.
🤔 С резкой критикой этого рассуждения выступил близкий знакомый Ансельма по монастырю монах Гаунило, а впоследствии саму возможность такого доказательства отрицали Фома Аквинский, Иммануил Кант и многие другие философы. С другой стороны, ансельмово доказательство считали по сути верным Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Георг Гегель и Курт Гёдель. В настоящее время все еще ведутся ожесточенные споры, можно ли считать его логически корректным или нет.
❓ Убеждает ли лично вас доказательство Ансельма?
💆🏻♂️ Принято считать, что самое сложное место в нем — это понятие «больше». Как лично вы понимаете это «больше»? Способен ли ваш ум помыслить «то, более чего нельзя ничего помыслить»?
Чтобы понять смысл и цель ансельмова рассуждения, нужно прочувствовать его стиль.
📜👇 Прочтем отрывок из 1 главы «Прослогиона» «Побуждение ума к созерцанию Бога»
Эй, человечишка, ныне отлучись ненадолго от занятий твоих, на малое время отгородись от беспокойных мыслей твоих. Отшвырни тягостные заботы и отложи на потом все надсадные потуги твои. Хоть немножко опростай в себе места для Бога и хоть вот столечко отдохни в нем.
«Войди в опочивальню» ума твоего, выпроводи вон все, кроме Бога и того, что помогает тебе искать Его, и «затворив дверь», ищи Его. Говори же, «Все сердце мое», говори: «Ищу лица Твоего, „ лица Твоего, Господи“, взыскую» (Пс. 26, 8).
Эй же ныне и Ты, Господи Боже мой, научи сердце мое, где и как да ищет Тебя, где и как найдет Тебя. Господи, если Ты не здесь, где найду Тебя, отсутствующего? Если же Ты всюду, почему я не вижу Тебя присутствующего? Но истинно обитаешь Ты в «свете неприступном» (1 Тим. 6, 16). А где свет неприступный? Или как подступиться мне к свету неприступному? Или кто приведет и введет меня в него, чтобы я в увидел Тебя в нем?
И потом, в каких знаках (signis), в каком обличии (qua facie) мне искать Тебя? Я никогда не видел Тебя, Господи Боже мой, не знаю лица Твоего. Что делать, Господи всевышний, что делать этому дальнему Твоему изгнаннику?
Что делать рабу Твоему, томящемуся от любви к Тебе и далеко заброшенному от лица Твоего? (Пс. 50, 13). Пыхтит от усердия видеть Тебя, и вот отсутствует лицо Твое. Приступить к Тебе желает, и неприступна обитель Твоя. Найти Тебя страждет, и не ведает места Твоего.
Господи, Ты Бог и Ты Господь мой – а я ни разу не видел Тебя. Ты создал меня и воссоздал, и все добро, какое есть у меня, Ты вручил мне – а я так и не знаю Тебя. В конце концов, я и создан был для того, чтобы видеть Тебя, – и все никак не исполняю то, зачем был создан.
🔎 Посмотрим на некоторые особенности этого отрывка 👇
🧐 Посмотрите на начальный фрагмент первой главы — Ансельм использует неожиданно искренний и простой язык, очень нетипичный ни для проповедей, ни для богословских трактатов. Там больше вопросов, чем ответов, и эти вопросы задают определенную «оптику».
💁🏻♂️ Цель автора — не столько доказательство, сколько «показательство». Он как будто заставляет читателя правильно настроиться, собрать свои мысли, предельно сконцентрироваться на единственно важном аспекте, и … совершить удивительный интеллектуальный кувырок!
📍 Ансельм убежден, что при правильном мыслительном усилии даже неверующий способен оказаться в некоем «умном месте», откуда ему откроется простая и очевидная истина о божественном бытии.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день