Средневековая схоластика: пять недооцененных фигур
Главные особенности схоластики, монашеские ордена и первые институты
В этой части поговорим о главных особенностях схоластической философии. Узнаем, как появились первые монашеские ордена и европейские университеты.
Почему сегодня нам интересна средневековая философия и схоластика?
🏰 В современной философии есть представление о так называемом Долгом Средневековье. Возможно, средневековая культура не ушла в прошлое совсем, а на самом деле продолжает существовать в нашем мировоззрении, искусстве, социальных практиках. Сегодня очень популярны средневековые образы, например, средневековые миры Мартина, Толкина. Может, обращаясь к средневековой истории и философии, мы узнаем что-то и о себе самих? О нашем устройстве личности, верованиях, надеждах.
🔥 Со средневековой схоластикой несправедливо обошлись последующие философские эпохи. Сформировался неоправданно негативный образ схоластики как очень педантичной, сухой и бессодержательной философии. На самом деле схоластика — это очень красивая философия, в которой тонкими нитями сплетаются в великолепный узор понятия и рассуждения. При помощи схоластики как универсальной аналитической системы можно восходить к очень сложным проблемам и глубоким понятиям, таким как бытие, Бог, истина, прекрасное.
👤 Среди представителей средневековой схоластики есть множество незаслуженно недооцененных имен. В большинстве учебников схоластика исчерпывается Фомой Аквинским. Аквинат великий систематизатор, но он жил в то время, когда уже были разработаны основные подходы и модели анализа. У Фомы много гениальных предшественников, но они теряются в его гигантской тени. На этой неделе мы попробуем исправить эту несправедливость.
🌳 Каждый представитель схоластики прожил неповторимую судьбу и интересен не только как мыслитель, но и как личность. Философию этих мыслителей трудно отделить от их жизни.
Что такое схоластика?
Историю средневековой философии традиционно разделяют на две половины 👇
1️⃣ Патристика — эпоха Отцов Церкви, со 2–7 века нашей эры.
2️⃣ Схоластика — эпоха школ, с 8–15 века.
🤓 Схоластика — в переводе с греческого «школьная философия». У древних греков школа — это свободное время, которое можно потратить на самого себя, свою душу, вложить силы в обучение и развитие своей личности. Школа — это важная часть жизни, которая предполагает особую, очень строгую внутреннюю дисциплину духа и ума.
Посмотрим на три метафоры, которые помогут нам понять, как в схоластическая философия видела мир 👇
⛪️ Мир как храм. Античность представляла мир, как большой дом, а человека как обитателя этого дома. Опирающаяся на христианское вероучение, средневековая схоластика призывала человека посмотреть на окружающий мир как на творение Бога, не хозяйничать в нем, а восхищаться и постигать божественный замысел. Для постижения мира недостаточно одного лишь разума, необходимы горячее сердце и вера. Возникает представление о том, что вера и разум должны вместе служить источниками познания божественного замысла. Разум не отрывается от веры, а выступает в качестве ее поддержки. Главные отношения человека к миру — это созерцание, понимание и молитва.
📜 Мир как текст. Схоластика — это по большей части философия в форме интерпретации текстов, прежде всего Священного Писания (Ветхий Завет и Новый Завет Библии), а также преданий — трудов Отцов церкви, которые жили в первые века новой эры и заложили базовые понятия христианского мировоззрения. В категорию Преданий для средневековых схоластов попадают и работы античных мыслителей, прежде всего Платона и Аристотеля. В сочинениях средневековых историков «Философ» с большой буквы — Аристотель, Платона называли «божественным» или «богом философов».
🔎 Работа с текстами — это особый вид духовного усилия. Он предполагает, с одной стороны, большую интеллектуальную скромность — нужно спрятать свое горделивое «Я» и вдумчиво несколько раз перечитывать работу автора, чтобы понять его ключевые идеи. С другой — чтение текстов тренирует внимание к деталям и аналитический склад ума. Схоластическая практика работы с текстами контрастирует, с одной стороны, с философией Нового времени, которая стремилась отыскать истину через эксперименты и опыты, работая с самими фактами, а, с другой — с мистикой, которая все время хотела схватить истину в экстатическом созерцании, через интуицию, без размышления и тщательной аналитической работы.
📝 Мир как школа. Средневековая схоластика утверждает, что мир в своей основе рационален, но одного лишь рассудка для его постижения недостаточно. Божественный замысел открывается только через соединение веры и разума. Чтобы постичь мир, нужно применять аналитические формально-логические методы, быть внимательным к деталям и точным в формулировках, а вторую половину работы должен сделать Бог — помочь с помощью озарения и правильной веры. Школа — это дисциплина и скромность, которая приучает человека развивать рассудок и напоминает, что не все зависит только от него.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Средневековая схоластика как наследница античного интеллектуализма в эпоху засилия мистических учений
Поговорим о возникновении монашеских орденов и их значении для средневековой культуры.
⛪️ Бенедиктинцы. Самый ранний монашеский орден в Европе — орден бенедиктинцев, названный в честь святого Бенедикта Нурсийского. В 529 году Бенедикт создал первый монастырь в Европе и попросил Папу Римского утвердить монашеский устав, так монашество стало общепризнанной практикой. До этого существовали отшельники и пустынники, но благодаря Бенедикту монастырь возникает как культурная форма. Это был первый и долгое время единственный монашеский орден.
📚 К этому ордену принадлежали такие яркие мыслители, как Беда Достопочтенный, Алкуин, Ансельм Кентерберийский, Петр Дамиани — все они были видными бенедиктинцами, философами и богословами. Святой Бенедикт придумал девиз ордена «Ora et labora», что означает «Молись и трудись». Благодаря Бенедикту в монастырях появляются библиотеки — монахи занимались переписыванием древних рукописей, вели исторические хроники и обучали при монастырских школах. Долгое время монастыри и школы при них были единственными очагами духовной культуры в Европе.
🙏 Цистерцианцы. Члены цистерцианского ордена откололись от бенедиктинцев в 11 веке и провозгласили аскетизм главным монашеским достоинством. Они сторонились общения с мирянами и были склонны к мистике. Для цистерцианских церквей характерно почти полное отсутствие драгоценной утвари, живописи, роскошных интерьеров. Родина ордена — аббатство Сито во Франции, по нему он получил свое название. Девиз цистерцианцев — «Cistercium Mater Nostra», что значит «Сито — наша мать». Яркий представитель цистерцианцев — Бернард Клервоский, огненный средневековый мистик, полностью посвятивший себя молитве и самосозерцанию.
🗺 Францисканцы. Около 1208 года близ итальянского города Сполето Франциск Ассизский основал католический нищенствующий монашеский орден, его члены проповедовали апостольскую бедность, аскетизм, любовь к ближнему. Францисканские монастыри были временными приютами странников, а францисканские монахи исходили все дороги Средневековой Европы, они проповедовали и врачевали. К числу известных философов-францисканцев относятся Роджер Бэкон, Бонавентура, Уильям Оккам, Дунс Скот.
🖌 Доминиканцы. В 1214 году вокруг святого Доминика в Тулузе образовалась первая община. Позднее был образован орден доминиканцев. Доминиканцы считали, что надо бороться с еретиками, а для этого нужно превосходно знать и понимать суть Священного Писания и божественного вероучения. Среди инквизиторов больше всего было доминиканцев не потому, что они были злыми и жестокими, а потому что они были самыми учеными монахами своего времени. К этом ордену принадлежали такие выдающиеся философы ка Альберт Великий, Фома Аквинский, Мейстер Экхарт.
🏰 У каждого ордена была целая сеть монастырей. Они были распределены по всем странам христианского мира, и были не только религиозными центрами, но и влиятельной политической силой. Бенедиктинцы и цистерцианцы были большими землевладельцами, настоящими феодалами и даже участвовали в войнах.
Существует мнение, что религия и наука несовместимые понятие, это совсем не так. Первые европейские университеты были теснейшим образом связаны с религией.
🥇 Первые университеты появляются в Европе по прямому распоряжению Папы Римского в 11–12 веках. «Университет» от лат. universitas — совокупность, общность. Первый университет был основан в 1088 году в Болонье.
🤝 В 1208 году в Париже появляется первый университет, который стал объединением свободных преподавателей и студентов. Им не нужно было ни у кого спрашивать разрешение, этот университет появился из единства.
🤓 Средневековые университеты 11–13 веков были построены по религиозным шаблонам. В них было всегда три главных факультета — богословский, медицинский и юридический.
🎨 Образовательные программы средневековых университетов составляли «семь свободных искусств». Это комплекс дисциплин, которые делятся на две группы 👇
3️⃣ Твириум или «тройка» включает в себя самые базовые подготовительные дисциплины — грамматику, риторику и диалектику.
4️⃣ Квадриум или «четверка» — это более продвинутые предметы, постижение которых необходимо, чтобы разобраться в окружающем мире и божественном замысле — это арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день