Артур Шопенгауэр
Искусство и эстетика
Шопенгауэр разделил виды искусства по принципу проявления воли. В этой части узнаем, что еще философ открыл в сфере искусства и эстетики.
Эту часть мы посвятим эстетике Шопенгауэра. Рассмотрим основные положения его учения о прекрасном и о художественном творчестве.
🙌🏼 Искусство освобождает от страданий, познание заставляет больше страдать. Гениальность — это способность к эстетическому переживанию, эстетическому опыту, то есть к прямой встрече с действительностью, которая всегда есть боль. Эстетическое переживание противоположно дискурсивному познанию, то есть познанию, которое выражено в понятиях и цепочке рассуждений. В чем они противоположны? Настоящее искусство освобождает человека от страданий, а познание усугубляет человеческие страдания. Казалось бы наука все подробнее объясняет нам, как устроен мир, из чего он состоит и какие законы им управляют, но чем больше мы знаем, чем больше технологий появляется, тем человеку хуже в этом мире.
🚂 Позднее в трактате «Недовольство культурой» Зигмунд Фрейд напишет, что благодаря науке были изобретен паровоз и самолет, которые позволили людям быстро преодолевать границы, которые раньше казались стесняющими. Но если раньше людям казалось, что они несчастливы, потому что они ограничены в перемещениях, то с появлением паровоза и самолета любимые и близкие люди стали чаще уезжать, то, что должно было сделать людей счастливыми, сделало их еще более несчастными. Сегодня телефон и интернет дают нам возможность общаться с близкими, которые от нас далеко, но в то же время заставляют нас чувствовать, как нам не хватает живого общения.
🎶 Искусство дает временную анестезию. Любое искусство — это встреча с реальностью, это боль, которая рвет душу в клочья, но в то же время искусство способно на время уменьшить боль. Например, когда мы читаем стихи, мы можем испытывать сильнейшее внутреннее смятение, волнение, какое-то движение, которое нельзя передать научным образом. Это движение приносит боль, но в той степени, в которой мы созерцаем происходящее, происходит и некоторое отстранение. Мы смотрим на свою боль со стороны, как будто она происходит не с нами, а с кем-то другим. Будто человек на какое-то время вышел из своего «Я», его «Я» продолжает испытывать чистую боль, но какая-то часть смотрит со стороны и ему уже не больно. Настоящее искусство одновременно заставляет страдать наше эмпирическое «Я» и освобождает от страданий наше более глубокое «Я».
🎭 Искусство — шанс на какой-то миг приостановить желания. «Человек становится способным потерять себя в объекте созерцания на короткое время, вырваться из порочного круга невыполнимого желания, став чистым субъектом воли, меньше знать». Вся наша жизнь — это наши желания, в искусстве мы получаем шанс на какой-то миг приостановить желания, посмотреть на них со стороны, какая-то наша часть по-прежнему вовлечена в волевые процессы, но появляется какая-то другая точка зрения, отстраненная. Настоящее эстетическое переживание — это способность посмотреть на вещи так, как будто нам от них ничего не нужно. Такое состояние, когда человек просто созерцает чистую и хрупкую красоту мгновения и есть чистый эстетический опыт.
Шопенгауэр убежден, что есть люди, которые больше других способны на встречу с чистой реальностью через эстетический опыт, они лучше и тоньше чувствуют и способны сообщать свои эстетические переживания другим. Но как?
🚪Портал сквозь мир вещей. Невозможно передать свои переживания при помощи понятий, создать науку, чтобы объяснить эстетические переживания. Невозможно пересказать музыку словами — чтобы пересказать музыку, нужно написать музыку. Художники, поэты, музыканты создают произведения искусства не как новые вещи в мире вещей, а как портал сквозь мир вещей. Каждое произведение — это попытка разжать вещи, создать портал в реальности, заглядывая в который сквозь мир вещей, можно увидеть Космическую волю.
👦 Глаза гения как глаза ребенка. Если у взрослого мир вещей как кирпичная кладка, в которой нет никакого зазора, пространства, то дети, у которых еще не сложилась картина мира, видят в нем много удивительного, они смотрят на мир открытыми глазами, видят просветы между вещами, испытывают подлинное переживание настоящей реальности. Гений или художник — это человек, который остался в детстве и не потерял способность видеть порталы в реальности. Каждое произведение — это попытка разжать вещи, создать портал в реальность. Чтоб заглядывать туда сквозь мир вещей и видеть Космическую волю.
🌱 Сущность искусства. Шопенгауэр убежден, в искусстве мы встречаемся не с вечным и гармоничным, а самой реальностью во всей ее простоте, мимолетности и жестокости. Настоящее прекрасное вызывает в нас не радость, а прежде всего ощущение хрупкости, оно всегда в мгновении. Сущность искусства — это безвольное созерцание мировой воли, в котором человек смотрит на свою волю со стороны, как непредвзятое третье лицо. Наслаждение безвольным созерцанием вечной мировой воли.
🥀 Голландский натюрморт как лучший вид живописи. Шопенгауэр считал, что симметричное и гармоничное изображение обнаженной натуры — это мещанство, далекое от настоящего искусства, а все, кто пытается изобразить вечную, самодостаточную красоту врут. Высшим видом живописи Артур Шопенгауэр считал голландский натюрморт за то, что он заставляет зрителя видеть прекрасное в обычных, бытовых предметах. Представим корзину фруктов, они красиво лежат, но со временем начинают гнить. В хорошем натюрморте есть ощущение мимолетности, что-то только сорвано, полно жизни и красиво, но если это уже сорвано, оно уже начинает разлагаться. В хороших голландских натюрмортах всегда есть намеренные символы, намекающие на смерть и тленность. Шопенгауэр убежден, что смысл голландского натюрморта состоит в том, чтобы говорить правду жизни — мы все умрем, а наши желания обречены на тленность.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Юриан ван Стрек. Закуска, 1670-е
2. Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с цветами, фруктами и ракушками, 1630
3. Ян Ливенс. Натюрморт с книгами, 1627–1628
Согласно Шопенгауэру, виды искусства соответствуют отображению определенной ступени объективации мировой воли. Рассмотрим эти ступени от низшей к высшей 👇
⛲️ Архитектура и гидравлика, примененные с художественной целью (искусственные водопады, фонтаны) просто проявляют суть гравитации.
🌳 Изящное садоводство и ландшафтная живопись символизируют растительный мир, чуть более сложное проявление воли.
🦌 Скульптура животных символизирует животный мир — телесный, движущийся, динамичный.
🎭 Поэзия выражает человеческий дух. Более высокая ступень проявления воли — воля человеческого духа, выраженная в осознанных желаниях, мечтах, надеждах, дерзновениях. Этой ступени воли соответствует поэзия. Высшая форма поэзии — драма и трагедия, которые раскрывают истинное содержание и смысл человеческой жизни.
❓Почему в этой иерархии не нашлось места музыке и живописи?
🎶 Музыка не есть выражение какой-нибудь ступени объективации воли, она есть «снимок самой воли», полнейшее мистическое выражение ее глубочайшей сущности. Поэтому связывать музыку с текстом, делать ее орудием для выражения специальных чувствований (например, в опере) — это значит сужать ее значение: она воплощает в себе как, например, в симфонии Моцарта волю во всей ее полноте.
🎨 Живопись для Шопенгауэра — это низший вид искусства, он видит его как простое копирование мира вещей. Немецкий философ считал, что настоящему художнику трудно написать картину так, чтобы в ней одновременно были отражены вещи и сама картина была порталом сквозь мир вещей.
Динамическая теория смешного
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день