angle-down facebook instagram vkontakte warning

Артур Шопенгауэр

Бытие и устройство мира

В теории устройства мира у Шопенгауэра снова фигурирует его главная идея — воля. В этой части разберемся, как она связана с бытием.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

Поговорим об онтологии Шопенгауэра, учении о бытии, целью которого является ответ на вопрос: что же на самом деле есть и какими свойствами обладает то, что есть?

Вещь-в-себе — это воля. Согласно Шопенгауэру, чистое бытие (кантовская вещь-в-себе) есть воля. По большому счету, существует только она, все остальное — видимость. Космическая воля не имеет упорядоченной структуры или плана, она не имеет смысла, цели, это чистая сила, чистая энергия, которая существует по ту сторону пространства и времени.

🕰 Пространство и время — это лишь формы объективации воли. Воля существует вне пространства и времени, а пространство и время появляются только, когда воля выплескивается вовне себя и образует то, что мы называем миром. Воля как она есть не имеет пространственной определенности, в ней нет ни длины, ни ширины, ни высоты, ни фигуры, ни цвета. Попробуйте заглянуть в себя и прочувствовать свою волю, пожелайте чего-нибудь и попробуйте удержать это желание, прочувствовать его и рассмотреть. Измерить его пространственные величины невозможно. Кажется, чтобы реализовывать волю нужно время, потому что это какой-то процесс, у которого есть начало, середина, конец. Но когда вы загляните сами в себя, и в свои желания и проанализируете их, вы увидите, что внутри вашего желания нет структуры времени. Обычно, когда трудно исполнить желаемое, мы говорим, что нужно подождать и желание сбудется. Время появляется, когда желаемое не достигнуто, чтобы оправдать тот факт, что воля не реализована до конца. Для самого желания время не имеет значения, желание всегда утверждает само себя здесь и сейчас.

🏹 Бытие имеет интенциональную структуру. Интенция — это намерение, устремленность к чему-либо. Большинство философов прежних веков изображали мир довольно статическим — из вещей или из идей. Вещи или идеи — это точки или фигуры, которые как-то расположены по отношению к друг другу. Шопенгауэр говорит, что в точке нет устремления, а бытие постоянно куда-то устремлено, поэтому бытие состоит не из точек, а из векторов. Оно всегда куда-то развертывается, оно всегда чем-то становится, оно всегда в процессе, оно всегда в движении, оно всегда целиком в какой-то силе. Получается, что мир состоит не из вещей или событий, а из расклада сил.

Шопенгауэр представляет бытие в виде трех частей 👇

1️⃣ Тот, кто желает. Декарт говорил: «Я мыслю, следовательно я существую». Шопенгауэр бы сказал: «Я желаю, следовательно существую. Кто желает, тот и существует». Наличие воли — критерий бытия.

2️⃣ То, на что желание устремлено. Часто наши желания устремлены на что-то несуществующее или недостижимое. Шопенгауэр убежден, планируемые вещи, на которые желание устремлено, гораздо реальнее, чем те, которые реально существуют, потому что именно они определяют нашу деятельность. Существование определяет не материальность, а способность притягивать к себе чьи-то желания.

3️⃣ Сам процесс желания. Процесс перехода устремленности от того, кто желает, к тому, на что желание устремлено.

➡️ Таким образом, Космическая воля одновременно есть (1) тот, кто желает, (2) то, на что желание устремлено, и (3) сам процесс желания. Такова структура бытия.

Традиционно к онтологии относится понятие причинности. До Артура Шопенгауэра философы на протяжении веков пытались объяснить, что такое причинно-следственная связь с помощью закона достаточного основания. Шопенгауэр трактует его целиком через устройство воли.

⚖️ Закон достаточного основания. Существует несколько формулировок закона достаточного обоснования. Одна их них звучит так: «Все, что существует, должно иметь достаточное основание». С точки зрения логики это означает, что у каждого суждения должны быть свои логические предпосылки, с точки зрения физики — у каждого следствия должна быть своя причина, которая это следствие производит, а с точки зрения права — у каждого поступка есть свое воздаяние, которое за ним следует.

⚡️ Критика закона. Шопенгауэр утверждает, что три этих образа не верны и что на самом деле это не закон логики, физики и права. Это внутренняя структура воли, которая утверждает себя в желании, отрицает желание в его осуществлении и одновременно утверждает его снова. Когда человек чего-то желает, то с одной стороны он утверждает себя. «Я этого хочу» — в этом желании проявляется воля и притязания. Одновременно невозможно желать то, чем обладаешь, если человек заявляет свое желание, то он признает, что желаемое пока ему не принадлежит. А это означает, что он отрицает свою волю.

💡Воля устроена так, что когда она себя утверждает, она себя одновременно и отрицает. Когда человек достигает желаемого, кажется, что это и есть максимальное утверждение воли, но в тот же момент исчезает сама воля, потому что нечего больше желать. Человек испытывает опустошение, потому что пропадает то, что двигало его жизнь — само желание. В этот момент человек понимает, что попал в ловушку и ценнее было не достичь желаемого, а сохранять желание, как силу. Как только воля максимально себя утверждает, она себя отрицает. Верно и обратное: как только воля себя отрицает, она снова порождает новое желание.

➡️ Неисчерпаемость и неутолимость воли, порождающей свои последствия и одновременно страдающей от них — вот суть закона достаточного основания, согласно Шопенгауэру.

Рассмотрим похожие идеи👇

☯️ Инь и Янь. Колесо, в котором воля обречена себя постоянно утверждать и отрицать, похоже на китайское понятие Инь и Янь — бесконечный переход противоположностей, отрицание переходит в утверждение. Это колесо и есть всеобщий закон достаточного основания, закон подлинных причин и следствий. Подлинные причины и следствия — это не физические причины и следствия, а волевые.

☸️ Дхарма. Шопенгауэр признает, что это очень похоже на понятие дхармы у индусов, духовного принципа определяющего процессы в мире. Когда человек получает воздаяние за дурные поступки по закону кармы, карма — не физический закон причины и следствия, а духовный закон.

🏛 Ананке. То, как Шопенгауэр видит закон достаточного основания похоже на понятие Ананке. Ананке — это божество необходимости у древних греков, три ее дочери, Мойры, ткут нить судьбы. Нить судьбы определена не физическими причинами и следствиями, и не логическими посылками и выводами, она определена человеческими желаниями и тем воздаянием, которое люди за свои желания получают.

💁🏻‍♂️ У Шопенгауэра детерминизм воли проявляется на уровне самого желания, а не его осуществления👇

🗣 «Человек может делать то, что он желает, но не может желать, что ему желать».

🎭 Устройство мира подобно схеме античной трагедии. Человек свободен проявить свой «хюбрис» (гордыня, волевой вызов миру) — бросить вызов богам. Но он не свободен от самого «хюбриса» — не может не желать того, к чему так страстно стремится. В результате с ним случаются всевозможные «перепетии» — внезапные осложнения как реакция богов на излишнюю самоуверенность героя. И в конце концов, его ждет неминуемый «немезис» — божественное возмездие как естественное следствие его собственных желаний.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Философия Шопенгауэра оказалась созвучной физической картине мира.

🌏 Мир состоит из вещей? Ньютоновская физика, которая была господствующей при жизни Артура Шопенгауэра говорила, что мир состоит из материальных тел и каждое тело можно описать как материальную точку, а движения тел определяются математическими уравнениями. В этой картине мира не было места для сил. Когда у Исаака Ньютона спрашивали, что такое гравитация, он отвечал: «Гипотез я не измышляю», то есть он утверждал, что гравитация существует, но не мог объяснить, что это.

🧲 Мир состоит из сил. Шопенгауэр фактически предвосхищает современное понятие поля. В первой половине 19 века развивается раздел физики, который начинает рассматривать силы гораздо более серьезно — электродинамика. Джеймс Клерк Максвелл пришел к выводу, что мир состоит не только из вещей, но и из векторов, сил. Эксперимент с магнитом и металлическими опилками, доказывающий существование электромагнитного поля, — яркое тому доказательство. Физическое поле — это что-то, что в разных местах постоянно куда-то направлено с какой-то силой, и распределение этих направлений и силы меняется со временем. Строго говоря, Космическая воля Шопенгауэра это и есть физическое поле, можно сказать, что по Шопенгауэру мир имеет полевую природу.

🙌🏼 Фундаментальные физические взаимодействия. Онтология Шопенгауэра удивительным образом соотносится с современной физикой, согласно которой в мире, который состоит из полей, существуют четыре фундаментальные физические взаимодействия: гравитация, электромагнетизм, сильное и слабое ядерное взаимодействия. Все частицы — либо переносчики этих сил, либо их производные.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;