angle-down facebook instagram vkontakte warning

Франц Шуберт

Церковная музыка и месса ми-бемоль мажор

Шуберт создал много духовной музыки, хотя был далек от религии. В этой части разберем его новаторскую мессу и другие церковные работы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Поговорим о музыке Шуберта для церкви и мессе ми-бемоль мажор.

🙏 Шуберт создал больше духовной музыки, чем можно было ожидать от музыканта, чье отношение к религии было далеко от ортодоксального. Но в то время церковная служба, как правило, была частью жизни каждого человека: Франц в детстве посещал приходскую католическую церковь в Лихтентале, с 7 лет брал уроки игры на органе у органиста этой церкви и поступил певчим в венскую придворную капеллу — следовательно, часто пел на придворных службах.

✝️ Будучи взрослым, он иногда посещал мессу, хотя в основном как семейный ритуал. Его взгляды и убеждения в духе Просвещения скорее говорят о деизме, да и в стихах, которые он выбирал для песен, нередко идет речь о некой всеобщей духовной силе, которая находит пантеистическое отражение во всей вселенной. Интересно, что во всех мессах Шуберта в Credo пропущена строка Credo in unam Sanctam catholicam et apostolicam ecclesiam («Верую во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»).

✍️ Тем не менее, литургическая музыка в Вене начала 19 века считалась важной частью жизни серьезного композитора. Первые духовные сочинения Шуберт создал в 15 лет, а к концу жизни написал около сорока сочинений для церкви. Большинство из них относительно короткие — мотеты или отдельные части мессы, но центральное место занимают крупные сочинения — шесть полноценных месс, Немецкая месса (на немецком языке), Stabat Mater и две трети грандиозной оратории «Лазарь, или Торжество Воскрешения».

🕍 Кроме того, у Шуберта можно обнаружить черты экуменизма в довольно необычном для того времени варианте Псалма 92 (Песнь субботнего дня) — на иврите! — который он написал за четыре месяца до смерти по заказу Новой еврейской синагоги в Вене.

Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 5 минут.

📝 Первые четыре мессы Шуберта — ранние, они написаны между 1814 и 1816 годами. В них слышно, что Шуберт отлично знал церковную музыку Гайдна, Моцарта и Сальери, ориентировался на нее, хотя иногда позволял себе отступать от канона. Две другие мессы совершенно иного порядка — это масштабные и глубокие сочинения, настоящие сокровища европейской духовной музыки.

⛪️ Большая часть церковной музыки создана Шубертом для церквей венских пригородов — в Лихтентале, недалеко от родительного дома Франца, где его крестили, и в Альтлерхенфельде, где хором руководил его брат Фердинанд. Обе церкви давно находятся в черте города.

🎉 Первую мессу (фа мажор) 15-летнему Шуберту заказали ни много ни мало на празднование 100-летия церкви в Лихтентале. (Забавно, что параллельно Франц работал над зингшпилем «Замок дьявола»). Месса стала одним из первых сочинений Шуберта, с которым познакомился относительно широкий круг слушателей. По случаю праздника в исполнении участвовали 62 музыканта (это очень много!), а само сочинение длилось почти 50 минут.

👑 На службе присутствовал Сальери, явно очень гордый успехами своего ученика. Месса произвела такое большое впечатление на влиятельных людей, присутствовавших в тот день в церкви, что ее запланировали исполнить в придворной церкви, но состоялось ли это исполнение, мы не знаем.

Послушайте первую часть Мессы №1, держа в голове мысль, что это творение 15-летнего юноши.

Аудио-пример на Ютубе

💔 Наверняка вы обратили внимание на выразительные соло сопрано. Их исполняла Тереза Гроб — первая любовь композитора. О ней Шуберт писал «…я искренно любил, и она меня тоже. Она была несколько моложе меня и чудесно, с глубоким чувством пела соло сопрано в мессе, которую я написал. Красивой назвать ее было нельзя — оспа оставила следы на ее лице, но душа у нее была чудесная. Три года она надеялась, что я на ней женюсь, но я никак не мог найти службу, которая обеспечила бы нас обоих. Тогда она, следуя желанию своих родителей, вышла замуж за другого, что причинило мне большую боль». Мы должны благодарить Терезу не только за прекрасные песни, написанные для нее Шубертом в это время, но и за партии сопрано в трех следующих мессах и небольших церковных сочинениях.

Продолжаем обсуждать церковные работы Шуберта. Поговорим о двух мессах — №5 и №6.

🤴 Мессу №5 от №4 отделяют 6 лет. Если ранние мессы сочинялись очень быстро, то теперь Шуберт работал не один год и позднее не раз возвращался к этому сочинению. Но новой мессой он был очень доволен и даже сообщал другу: «Я до сих пор хочу посвятить ее Императору или Императрице, так как я считаю, что это успех». Шуберт надеялся представить мессу, когда подавал прошение на должность помощника придворного капельмейстера, но место он не получил, и месса не пригодилась.

📨 В связи с императорской капеллой есть известная история из жизни Шуберта. Он принес придворному капельмейстеру мессу (вероятно, ту самую, Пятую), но когда через несколько недель пришел узнать о судьбе своего детища, капельмейстер сказал, что месса хороша, но написана не в том стиле, какой любит император. «Ну, я откланялся и подумал про себя: „Я не так счастлив, чтобы уметь писать в императорском стиле"», — писал другу Шуберт.

🌟 Месса №6 — ми-бемоль мажор, D950 — настоящий шедевр. Она создана в последний год жизни Шуберта. Вероятно, он написал ее по просьбе Михаэля Лейтермайера — своего друга детства, а теперь — основателя Нового венского общества церковной музыки и хормейстера церкви Святой Троицы в Альзергрунде.

🔔 Именно в этой церкви 29 марта 1827 года прошла панихида по Бетховену, оттуда началось шествие на кладбище, в котором приняли участие около 20 000 человек, а Шуберт был в числе факелоносцев. А в 1828 году на колокольню церкви вернулся самый большой колокол, разбитый в начале века — для этого случая Шуберт написал мотет Glaube, Hoffnung und Liebe, который начинается словами «Господь, пусть колокол поднимется счастливо».

⚰️ 4 октября 1829 года в церкви Святой Троицы состоялось и первое исполнение Мессы №6 — спустя почти год после смерти Шуберта. Дирижировал Фердинанд Шуберт, он же повторил мессу через полтора месяца в церкви в Альтлерхенфельде. Скорее всего, тогда же прозвучали последние церковные сочинения Шуберта — мотеты Intende voci и Tantum ergo, написанные для того же состава, что и месса.

📰 Месса была слишком велика и сложна для обычной воскресной службы, она повторяла тип большой концертной «Торжественной мессы» Бетховена. Скорее всего, она прозвучала в специальном концерте при участии Нового общества церковной музыки Лейтермайера. Венские газеты написали, что это последняя и лучшая работа Шуберта.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1-3. Приходская церковь Лихтенталя, где был крещен Шуберт и звучали его ранние мессы. Сейчас ее называют Шуберткирхе
4-6. Церковь Святой Троицы в Альзельгрунде, где состоялась панихида по Бетховену и первое исполнение Мессы №6 Шуберта

Слушаем Мессу ми-бемоль мажор.

🤨 Мессу ми-бемоль мажор приняли очень хорошо, однако можно предположить, что у многих она вызвала недоумение. Как и в других поздних шедеврах — симфониях, сонатах, квартетах, Шуберт в ней отходит от общепринятых норм.

📖 В Мессе хорошо слышно влияние Бетховена (особенно в грандиозной архитектуре сочинения), полифонии Баха, Реквиема Моцарта и Высокой мессы Гайдна. Но Шуберт новым взглядом вчитывается в старый канонический текст, высекает из него искры новых эмоций и смыслов. Особенно хорошо это заметно в тех частях, где текста много — Gloria и Credo: в них Шуберт реагирует едва ли не на каждое слово, каждый поворот. Их важно слушать, хорошо понимая текст.

🌚 Kyrie захватывает симфоническим масштабом с первых аккордов духовых: в них и строгость раннего барокко, и романтическая мистика. Центральный раздел Christe eleison композиторы обычно пишут в более мягких тонах, но Шуберт делает ровно наоборот: трепетные триоли у струнных придают ему тревожность сродни первой части «Неоконченной». В то же время в ней есть что-то возвышенно-завораживающее в духе мистических драм Вагнера.

→ Послушайте первую часть в исполнении Симфонического оркестра Северогерманского радио под управлением Сильвена Камбрелена. Запись сделана в роскошном кафедральном соборе в Цвифальтене (Германия).

Видео-пример на Ютубе

✨ Блестящая Gloria начинается с впечатляющего всплеска: после хоровых возгласов скрипки взмывают вверх, их фразу на вершине снова подхватывает хор. В разделе Laudamus te («Хвалим тебя») потустороннюю краску вносят звуки тромбонов. А в лирическом Gratias agimus tibi («Благодарим тебя») мы сразу узнаем характерный почерк Шуберта, который может простыми средствами сказать очень много. Характер музыки резко меняется, когда речь в тексте заходит о грехах человеческих и божьем милосердии. Вслед за кратким повторением первого торжественного раздела следует заключение Cum Sancto Spiritu («Cо Святым Духом»). Оно традиционно сочинялось как фуга, и Шуберт следует правилу и пишет 4-хголосную хоровую фугу.

📝 Послушайте эту часть целиком с текстом (см. иллюстрации ниже) и постарайтесь внимательно следить за тем, как музыка реагирует на слова.

→ Перейдем к записи Филармонического оркестра и хора Нидерландского радио, дирижирует Филипп Херревеге.

Видео-пример на Ютубе

🏵 Credo начинается с тихого рокота литавр, и хор начинает перечислять догматы веры. Когда Шуберт доходит до Et incarnatus est («И воплотился»), он задействует весь свой лирический гений и создает музыку невероятной красоты. Здесь впервые вступают солисты: тенор поет бесконечную мелодию в ритме баркаролы. Мажор сменяется минором, и хор начинает высокую драму — Crucifixus («И был распят»). Хоровое Et resurrexit («И воскрес») возвращает ликующий характер музыки. Часть завершает грандиозная фуга длиной 224 такта!

😡 Но до фуги там еще много музыкальных событий: если есть время, послушайте с текстом и эту часть. Обратите внимание на то, как в разделе Crucifixus Шуберт распределяет акценты: страшное слово «распят» произносится тихо, а имя Понтия Пилата — почти с яростью.

Видео-пример на Ютубе

💨 Мистический трепет Christe eleison с огромной силой прорастает в Sanctus: Шуберт красочно сопоставляет далекие гармонии, они звучат как далекий мерцающий свет и предвещают духовные откровения конца 19 века.

Видео-пример на Ютубе

🥺 В следующих частях обратите внимание на квартет солистов (Benedictus), на фугу Agnus Dei, где в полный рост встает фигура Баха, и на то, как Шуберт постоянно нарушает безмятежный характер заключительного раздела мессы (Dona nobis pacem), почти до конца оставляя слушателя в напряжении, между тревогой и спокойствием, горем и надеждой.

Текст Gloria и Credo с русским переводом. Не забудьте, что в Credo Шуберт пропускает строчку Et unam sanctam cathólicam et apostolicam Ecclésiam.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;