angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Франц Шуберт

Камерные квартеты

Шуберт изменил жанр квартета, сделав его сложнее и насыщеннее. В этой части слушаем легендарный квартет «Смерть и девушка» и другие работы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Мы начинаем говорить про камерную музыку Шуберта.

🤹‍♂️ В 18 веке камерная (для малых составов) музыка считалась чем-то несерьезным. Моцарт и юный Бетховен смотрели на свои камерные работы как на прелестные, изысканные кунштюки для домашней или салонной среды. Камерная материя — например, квартетная — напоминала необременительный галантный разговор.

🦹🏻‍♂️ Все изменилось с начала 1810-х в музыке Бетховена: квартеты становились все более серьезными, атлетическими, труднодоступными; их уровень технической сложности и эмоционального напряжения, экспериментальность формы не позволяли даже помыслить их в качестве средства досуга.

😧 Молодой Шуберт заметил эту перемену. Первые 11 его квартетов написаны с прицелом на «домашнее музицирование»: это восхитительная и очень доступная музыка. Потом на четыре года он бросил жанр, словно примериваясь к его поменявшейся роли. Следующий, 12-й квартет, который 23-летний Шуберт написал в 1820, с приятным досугом уже не имеет ничего общего. Это подлинно романтическая работа, где ощутим настоящий angst (нем. страх, невроз, тревога).

🎼 12-й называется Quartettsatz: букв. нем. «квартетная часть». Это еще один неоконченный цикл: Шуберт написал одну часть, 40 тактов второй и... бросил квартет по причинам, о которых мы не узнаем. Играют обычно первую часть — одну из самых поразительных и радикальных его работ. Часто ее сравнивают с античным торсом, совершенным, несмотря на отсутствие головы и конечностей.

🥶 Квартет начинается абсолютно незабываемо. Струнные играют tremolo — спецэффект, напоминающий тряску при ознобе, и достижимый с помощью «дрожания» смычка. Они подключаются один за одним, «лесенкой», достигая пугающего психоакустического эффекта — слушателю кажется, что его окружают.

Играет Альбан Берг-квартет

Аудио-пример на Ютубе

🌪 Разве это главная тема? Звучит какой-то страшный шорох, причем образующий нисходящую фигуру, со времен барокко ассоциированную с идеей смерти. Незаметно, продолжая повторять этот нисходящий жест, струнные выходят в высокий регистр — настоящее «вверх по лестнице, ведущей вниз»! Послушайте это начало несколько раз. Никогда, никто не достигал в музыке ощущения роковой поломки, обреченности и хаоса столь малыми средствами.

Фрагмент начала квартета. Играет Гевандхаус-квартет.

Видео-пример на Ютубе
Время прослушивания: 1 минута

🌞 Непременно оцените квартет целиком. Он радикален во всем: светлая побочная появляется до странности резко и в далекой тональности; в экспозиции есть влиятельная третья тема — ненадежно и неестественно сочетающая скользящую вниз интонацию главной и доброжелательный тон побочной.

🐝 Самая большая странность — реприза, где отсутствует главная тема (с другой стороны, едва ли тот хаос, которым открывалась часть, можно вообще назвать темой). Не пропустите, однако, ее зловещую реинкарнацию в самом конце квартета. Ломая логику формы, как бы жестоко показывая нам, что весь сюжет, все усилия части были бессмысленны, она снова начинает свое жужжащее движение, приводя опус к концу.

Предлагаем вам отличную видео- и великую аудио-версию.

Играет Эшер-квартет

Видео-пример на Ютубе
Время прослушивания: 9 минут.

Играет квартет им. Бородина в одном из лучших составов, с Михаилом Копельманом (1-я скрипка)

Видео-пример на Ютубе
Время прослушивания: 9 минут.

Мы подошли к одному из ключевых опусов в квартетном наследии Шуберта: легендарному №14, «Смерть и девушка».

🗣 Мы знаем, что песенность — в основе мышления Шуберта: помните, как начиналась «Неоконченная»? Иногда песня непосредственно входит в его непесенные работы: не в виде аллюзии на жанр, как в симфонии, а в виде автоцитаты — Шуберт включает собственные песни в качестве тем фортепианных или камерных циклов. Послушайте эту песню.

Поет Дитрих Фишер-Дискау.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 2,5 минуты.

🌘 В этой миниатюре 1817 года, написанной 20-летним Шубертом на стихи Маттиаса Клаудиуса, немецкого поэта, ушедшего из жизни тремя годами ранее, мы слышим диалог девушки и смерти. Тема смерти, приходящей к человеку любого пола, возраста, социального статуса с намерением забрать его — родом из позднего Средневековья. Тут она получает еще и леденящее любовное звучание: der Tod по-немецки мужского рода; смерть — это «он». «Не тронь меня, костистый призрак!», — умоляет девушка. Смерть отвечает: «Не бойся, подойди, ты тихонько заснешь в моих объятиях».

🖤 Чуть слышные поминальные аккорды, открывающие песню, заранее дают нам понять, чем закончится спор. Они-то и легли в основу второй части квартета, созданного Шубертом через 7 лет после песни. Так, прощание с девушкой, траурное шествие происходит во второй, медленной части (напомним стандартную структуру квартета: 4 части, быстро — медленно — полетное скерцо — динамичный финал).

🥺 Сам разговор между смертью и девушкой, таким образом, логически перемещается в первую часть. В ней не стоит искать прямой программы, но не услышать двух персонажей в первых секундах квартета (смерть, объявляющую приговор, и девушку, которая тихо переспрашивает его) — почти невозможно.

Если удобнее смотреть видео, вот — классическая запись Альбан Берг-квартета.

Видео-пример на Ютубе
Время прослушивания: 11 минут.

Если удобнее аудио, нет ничего лучше записи «бородинцев».

Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 15 минут.

👂 Послушайте первую часть целиком. Ее структура позволяет нам вспомнить, как строится форма первых частей камерных и симфонических циклов: форма сонатное allegro. Внутри первой части — три раздела:

▪️ Экспозиция, где мы знакомимся с основными темами — главной и побочной.

▪️ Разработка (04.43 видео/09.08 аудио; не удивляйтесь: дело в том, что на этой записи повторяется экспозиция), где они борются и идут в рост.

▪️ Реприза (06.37 видео/11.00 аудио), где события экспозиции проигрываются на новом уровне: темы приходят к согласию, звучат в одной тональности.

🧐 Обратите внимание на разницу между главной и побочной. Создает ли побочная (традиционно более феминная, чем главная) ощущение покоя? Не пропустите момент наибольшего саспенса — конец разработки, когда на пульсации басов две скрипки, переговариваясь с ощущением все большего страха, выходят на повтор главной темы — реплики Смерти.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Примеры живописи на сюжет «Смерть и девушка»

1-2. Ханс Бальдунг, картины 1517 и 1520 гг
1. Ханс Зебальд Бехам, гравюра 1547
2. Леопольд Леви, 1900
3. Эгон Шиле, 1915
4. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, 1932
5. Роберт Ленкиевич, 1972

Продолжаем слушать «Смерть и девушку»

💃 Вторая, медленная часть — цикл вариаций на тему шубертовской песни. С одной стороны, хоральное изложение темы вызывает церковные ассоциации. С другой — связано со старинным испанским танцем-шествием, паваной.

🧞‍♂️ Не пропустите калейдоскоп вариаций: тут и заупокойный хор, и театральная сцена с душераздирающим ламенто, и мажорный оазис, и налетающий вдруг ураган. Это разнообразие входит в интересный клинч с самой драматургией формы. Тема с вариациями подразумевает каскад инвариантов одного музыкального сообщения. В такой форме по определению не может произойти ничего по-настоящему нового, нет борьбы, она уже закончилась. Отсюда ощущение как бы прокручивающегося действия: картинка вроде бы меняется, но мы там же, где были.

Видео-пример на Ютубе
Время просмотра: 10,5 минут.

Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 14,5 минут*

*Эта запись длиннее, потому что квартет им. Бородина играет все выписанные автором повторы.

😈 Крошечная третья часть — скерцо; жанр, вообще-то представляющий собой юмореску. Шутки тут жуткого, сардонического свойства, и касаются ритма (сильные и слабые счеты перепутаны местами) и динамики (вы не сможете пропустить эти внезапные вспышки громкости, напоминающие чертика из табакерки). Как будто все это недостаточно пугает, эта часть, вообще-то — менуэт, но такой ернический и поломанный, что не считывается сразу.

Видео-пример на Ютубе
Время просмотра: 3 минуты.

Аудио-пример на Ютубе
Время просмотра: 3,5 минуты.

Завершаем разговор о квартете «Смерть и девушка».

😱 Если вам стало немного не по себе от диалога 1-й части, рыданий 2-й, демонических танцев 3-й, то вы просто не слышали финала. Прежде, чем читать дальше, подумайте — как бы вы завершили цикл на месте Шуберта? В каком пространстве, в каком мире должна закончиться история, где смерть победила еще в самом начале?

🕷 Шуберт пишет очень быструю, очень тихую, совершенно бесовски звучащую тарантеллу — итальянский танец, связанный с легендой о том, что он изгоняет безумие, вызываемое укусом тарантула. Все здесь неправильно и дико: сочетание шквального темпа и тихого нюанса, квартет, внезапно играющий в унисон, акценты на «неправильные» счеты, эффекты эха и порывов ветра.

👿 Тема дьявольщины, стилистика данс макабр будет будоражить еще не одно поколение романтиков. Названная прямо или угадывающаяся, смерть будет отплясывать у Берлиоза и Листа, Брамса и Сен-Санса, Малера и Рахманинова. Среди звуковых спецэффектов — находок романтиков будут более красочные и броские, чем у Шуберта. Но ни одно высказывание на эту тему не будет таким пугающе ненормальным, так просто и так обезоруживающе придуманным.

🤴 Не пропустите тему, изложенную немного как застольный хор (27.19 видео, 01.39 — аудио). Считается, что в искаженном виде тут процитирована известнейшая песня Шуберта (1815, за 9 лет до квартета) — «Лесной царь», где речь идет о таинственном хвостатом демоне, похищающем мальчика. Это важно, потому что автоцитаты всегда неслучайны, всегда нагружены смыслом, иногда — автобиографическим.

😳 Послушайте финал, внимательно следя за тем, что произойдет в коде — на финишной прямой. Внезапно вспыхивающий мажор на мгновение обескураживает слух — неужели есть шанс на спасение? Послушайте и узнайте, что происходит потом.

Видео-пример на Ютубе
Время просмотра: 9 минут.

❗️ Возможно, с точки зрения впечатления правильнее будет вернуться к скерцо (оно идет 3 минуты) и послушать две части подряд.

Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 9 минут.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;