Франц Шуберт
Предсмертная соната Шуберта
Последняя соната Шуберта стала одним из его главных фортепианных произведений. В этой части слушаем его сонатную триаду.
Эту часть мы посвятим главному сочинению Шуберта для фортепиано: его последней, предсмертной сонате си-бемоль мажор.
🎹 Фортепианное наследие Шуберта колоссально: это свыше 20 сонат (разные источники могут давать разное число, т.к. многие сонаты не завершены и представляют собой отдельные части), свыше полутысячи небольших пьес для двух и четырех рук, фантазии и т.д. Работы первостепенной важности, без знакомства с которыми не может обойтись внимательный слушатель Шуберта — фантазия «Скиталец» (1822), 8 экспромтов (1827), 6 музыкальных моментов (1823-28), предсмертные 3 пьесы D946 и четырехручная фа-минорная фантазия, о которых мы вспоминали в пятницу. Литера D и трехзначное число для сочинений Шуберта — аналог опусного номера: идентификатор сочинения по каталогу Отто Дойча, австрийского историка культуры, систематизировавшего наследие Шуберта.
🏵 Но главное — три последние сонаты: D958, D959 и D960, написанные летом 1828, за 3-4 месяца до смерти. Сам Шуберт называл эти три сонаты своими №№1, 2 и 3, т.е. для себя начинал с них новую главу жизни в этом жанре. Действительно, они принадлежат другому миру, чем остальные 18: миру без Бетховена, которого Шуберт в числе тысяч венцев похоронил весной 1827 года. В этих работах мы отчетливо слышим, что Шуберт словно путешествует по таинственному материку музыки позднего Бетховена. Тот факт, что он прекрасно ориентируется там, но как будто не испытывает потребности ничего взять оттуда, поразителен.
📜 Сонаты нужно воспринимать как триаду; уникальный метацикл, заново формулирующий понятие «соната». Они циклически взаимосвязаны, одна — плоть от плоти другой: по отлично сохранившимся рукописям видно, как на одной странице появляются фрагменты сразу нескольких частей, иногда — из разных сонат. Поиск Шуберта в отношении архитектуры сонатной формы — иногда очень радикальный — очевиден с 1820 года, с Quartettsatz, который мы уже обсуждали. Предсмертный фортепианный триптих — кульминация этого поиска: к примеру, ряд исследователей трактуют его как макро-сонатный цикл, где D958 — гигантская экспозиция, D959 — разработка, а D960 — реприза.
🍃 Можно найти и другую логику: первая соната минорна, две остальные — в мажоре, причем по структуре похожи настолько, что можно считать их двумя инкарнациями одной идеи. Атмосфера мягкости, согласия, отстраненности, тихие и очень тихие завершения частей, характерный «негреющий» мажор, который мы слышали уже в медленной части струнного квинтета, огромные участки формы, занятые невозмутимо повторяющимся материалом, задерживающим и даже останавливающим драматургию, — все это создает мир, не похожий совсем ни на что.
Мы послушаем последнюю сонату из знаменитой триады Шуберта — D960.
🌚 Сочетание надмирного, потустороннего характера музыки и времени сочинения заставляло многих комментаторов воспринимать сонату как негромкое, светлое прощание. Мы не можем быть уверены в правомочности таких ассоциаций: еще Шуман — первый пропагандист музыки Шуберта, которому издатель посвятил сонаты, когда они вышли в печати, писал о том, что неотвязная ассоциация их со смертью затуманивает восприятие слушателя.
⏳ Вслушайтесь в фантастическую первую тему: настоящая шубертовская, песенная, она начинает сонату «с конца истории». Смысл сонатной формы — в конфликте образов, становлении в борьбе, трении, движущем музыкальный сюжет. Тут трения нет никакого: соната едва началась, но есть чувство, что «все позади».
🌊 Не пропустите главное: тема вдруг словно перестает быть слышна (не завершается, но именно покидает зону слышимости) и звучит урчащая басовая трель. Вообще-то трель — украшение, фестончик, но очевидно, что тут она играет какую-то другую роль. Она представляет иную, чужеродную теме стихию; возможно — враждебную. Самое невероятное в том, что стихия эта обозначает свое присутствие, но не вступает с темой в контакт. Бетховен бы непременно сделал эту трель частью развития. Шуберт оставляет свою тему полностью инертной: это мы с вами слышали обрыв ее течения и басовую трель, но сама тема об этом как бы не знает.
🌌 Существует дискуссия о том, повторять ли экспозицию. С одной стороны, повтор выписан Шубертом, вдобавок его исполнение подразумевает игру нескольких тактов авторского текста (они нужны, чтобы плавно перейти на повтор), где вновь появляется мистическая басовая трель — единственный раз за часть в очень громком, очень страшном нюансе. Это представляется важнейшим драматургическим моментом; по мнению венгерского пианиста Андраша Шиффа, не играть повтор — все равно что отчленять конечность.
🕰 С другой стороны, с повтором одна первая часть разрастается до 20 минут, а материал экспозиции (с учетом того, что реприза содержит его же, но в других тональностях) просто звучит на протяжении этих 20 минут трижды.
→ Послушаем гениальную версию Григория Соколова.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 20 минут.
→ Версия-легенда: живое исполнение Святослава Рихтера (Москва, 1961). Обратите внимание на темп: конечно, Рихтер повторяет экспозицию, но вдобавок играет так медленно, что часть переваливает за 20 минут. После магических интерпретаций Рихтера, подводящих эту музыку вплотную к миру Малера и Брукнера, появилась традиция играть эту часть очень медленно.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 25 минут.
→ Совершенно иначе играет Альфред Брендель, величайший исполнитель и знаток Шуберта. Экспозицию он принципиально не повторял; его темп — живой, с сердцебиением.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 15 минут.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🛶 Великая вторая часть сонаты — родная сестра адажио из струнного квинтета. Мы в том же таинственном месте: абсолютный штиль, бесстрастная ясность. Что это — лимб? Просветление? Мистическая «та сторона»? Анестезия? У нас нет ответа. По жанру это, как ни странно, баркарола: слышите повторяющуюся фигуру в аккомпанементе, похожую на чмокающую под днищем лодки воду? Не пропустите срединный раздел в мажоре, где бьющийся в левой руке пульс ненадолго возвращает нас в обычное, человеческое время.
👂 Выберите пианиста, полюбившегося вам больше, и внимательно послушайте эту часть целиком; не боясь патетики, можно сказать, что это важный, меняющий человека опыт.
→ Григорий Соколов.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 11 минут.
→ Святослав Рихтер
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 9 минут.
→ Альфред Брендель.
⚡️Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 9 минут.
💫 Крошечную третью часть, скерцо, можно интерпретировать по-разному: как вспышку юной, даже детской, игровой стихии (Соколов, и особенно — Брендель) и как сверхъестественное видение с вихрями и каким-то эльфийским, шекспировским волшебством (Рихтер).
→ Григорий Соколов.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
→ Святослав Рихтер.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
→ Альфред Брендель.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.
💃 Финал сонаты — как и в квинтете, вроде бы жанровая зарисовка с заметным привкусом токайского вина: задиристая плясовая венгерскость тут отлично слышна. Вместе с тем, обратите внимание на такое же, как в первой части, необъяснимое соотношение элементов, сосуществующих без всякой взаимной реакции: здесь это танцевальная материя и навязчиво, растерянно повторяющаяся длинная нота, похожая на бой часов, как будто пытающаяся привлечь наше внимание к чему-то. К чему? Мы тоже не знаем. Поймайте момент примерно за минуту до конца, где танец вдруг сбивается, как будто теряя дорогу — странный до мороза по коже.
→ Григорий Соколов.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
→ Святослав Рихтер.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут.
→ Альфред Брендель.
Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 8,5 минут.
Давайте вспомним главное о Шуберте.
💞 Шуберт прожил очень короткую жизнь; он на 27 лет младше Бетховена, а умерли они с разницей в полтора года. Его главный жанр — немецкая романтическая песня; в симфониях, квартетах, фортепианных жанрах певучесть, песенность являются его главной чертой.
🌌 В музыке Шуберта много мрака, непознаваемой мистики: его мир — мир немецкого романтика, уязвимый для тревог и страхов, ощущения собственной хрупкости и чужести в огромном мире, наполненном поэзией и тайной.
👦 Семья Шуберта была простой. Недолго он, идя по стопам отца, работал школьным учителем; с облегчением уйдя с этой работы, он более никогда не будет состоять ни на какой службе. Важнейшими людьми, источником поддержки, слушателями, собеседниками для него был круг его друзей; прижизненная известность Шуберта была в первую очередь культовой, среди узкого круга. Шуберт много болел; он умер в 31 год, со своих 26 часто ощущая неизбежность смерти. Вместе с тем, его музыке свойственна юная, детская, беспечная веселость.
😔 Неудачей окончились попытки Шуберта состояться в области музыкального театра. Исключение составляет музыка к пьесе «Розамунда», имевшая успех несмотря на посредственность пьесы. Его вокальные циклы отчасти компенсировали невозможность работать в опере. Из 10 его симфоний главными жемчужинами считаются си-минорная «Неоконченная» и до-мажорная «Большая»; обе (как многое в наследии Шуберта) впервые прозвучали после смерти автора.
👏 Камерная музыка Шуберта прошла эволюцию от бесхитростных «домашних» сочинений до сияющих вершин, таких же значимых для европейской культуры, как его симфонические работы. «Точкой переключения» стал незавершенный квартет №12, Quartettsatz, а кульминацией — квартет №14, «Смерть и девушка» и предсмертный струнный квинтет.
⛪️ Последний год жизни Шуберта по интенсивности работы и количеству сочинений первого ряда можно сравнить разве что с предсмертным взлетом Моцарта: в неполные 11 месяцев 1828 года перед своим уходом он пишет духовную жемчужину — ми-бемоль-мажорную мессу, посмертно прозвучавшую в венской церкви, где отпевали и Бетховена, и самого Шуберта, а также уникальный триптих последних фортепианных сонат.
🥀 Прошло около 30 лет после смерти Шуберта прежде, чем европейская музыка смогла обнаружить, систематизировать, исполнить, расслышать и оценить созданное им в течение его очень короткой жизни. Его влияние на Брамса колоссально; элементы шубертианства несомненны у поздних романтиков — Густава Малера и Антона Брукнера. 20 век продолжал вслушиваться в его музыку и изумляться ей: от Арнольда Шёнберга до Владимира Мартынова, Шуберт оставался и остается для композиторов символом чистоты и непознаваемости, помещенный отчасти вне логики музыкальной истории из-за трагизма своей жизни и неординарности своей музыки.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день