angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Франц Шуберт

Струнный квинтет

За год до смерти музыкальный язык Шуберта полностью преобразился. В этой части послушаем его последний струнный квинтет.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Мы добрались до 1828 — последнего года жизни Шуберта, вернее, 11 месяцев, беспрецедентно продуктивных для истории музыки.

👏 Год начался хорошо: Шуберт встретил его с друзьями, много работал, а в конце марта состоялся тот самый авторский концерт, принесший Шуберту доход и репутацию (хоть он и был вскоре оттенен некстати приехавшим в Вену Паганини). К лету деньги закончились; Шуберт активно сотрудничал с издательствами, но те были больше заинтересованы в мелочах, чем в крупных циклах: танцы, легкие пьесы, песни проще продать.

🤦🏻‍♂️ В начале сентября он отменил поездку в Грац под предлогом плохой погоды, но с большей вероятностью — потому что чувствовал себя неважно. В то же время он полон энергии и планов: предпринимает трехдневный поход по горам со знакомыми, набрасывает то, что могло бы стать последней симфонией, посещает вечеринки, договаривается о начале частных занятий контрапунктом (он успел посетить только один урок).

📝 И очень много пишет: вот лишь краеугольные камни репертуара, созданные с января по октябрь:

— фа-минорная фантазия для фортепиано в 4 руки D940;
— три фортепианные пьесы D946;
— ми-бемоль мажорная месса D950;
— струнный квинтет D956;
— песни на стихи Гейне и других поэтов, позже объединенные издателем в цикл «Лебединая песня» D957;
— три фортепианные сонаты D958, 959, 960;
— «Пастух на скале» — песня для сопрано, фортепиано и кларнета 965.

Начиная со струнного квинтета включительно, все создано лишь за сентябрь и октябрь.

🤢 31 октября за обедом, заказав рыбу, он почувствовал омерзение к еде. Шуберт жил тогда у брата, видимо, считая это временной мерой; к примеру, рукописи он оставил дома у приятеля, где размещался до того (у Шуберта никогда не было собственной квартиры). Безымянная, едва застроенная улица, где жил Фердинанд Шуберт, была за пределами Вены. Дом — новый, сырой, вода плохого качества. Проболев там чуть более двух недель, продолжая работать, несмотря на все более мучительные симптомы, 19 ноября Шуберт скончался.

🤷‍♀️ Что было причиной его смерти? Мы не знаем. Считается, что катализатором стал брюшной тиф; организм Шуберта, страшно ослабленный сифилисом и ртутью, не сопротивлялся болезни. Известно, что летом он чувствовал себя нормально, но мучился продолжительными и жестокими мигренями. Они могли быть связаны как с ухудшением сифилиса, так и с чем-то другим — вплоть до неверно подобранных очков (Шуберт был чрезвычайно близорук и проводил часы за разбором мелких нот при свечном свете).

Начнем говорить про струнный квинтет — возможно, самый магнетический камерный опус Шуберта.

🌟 Квинтет написан для интересного «симметричного» состава: представьте квартет с дополнительной виолончелью. Она усиливает нижний регистр ансамбля, состоящего теперь из двух скрипок, двух виолончелей и альта меж ними — в качестве оси симметрии. Из-за того, что в составе только струнные, эту работу считают примыкающей к квартетному наследию Шуберта, и больше — его вершиной. Так, обычно говорят о его «пятнадцати квартетах и струнном квинтете». Как правило, для исполнения или записи квинтета известные квартеты приглашают к сотрудничеству звездного виолончелиста.

🌕 Это классический четырехчастный цикл — обширный, просторный, как все поздние циклы Шуберта. И очень светлый; правда, свет этот временами совсем не греет.

🎻 Послушайте первую часть целиком. Уже первые мгновения квинтета поразительны: лучезарный до-мажорный аккорд, с которого начинается часть, постепенно наполняясь звуком, оборачивается вдруг царапающим, болезненным диссонансом, который тут же тает, да еще и с волшебным выписанным эхо у скрипок. Не пропустите отчаянную главную тему (01.11 видео/01.10 аудио), где скрипачи словно состязаются друг с другом, и сладчайшее напевание побочной с любовным дуэтом виолончелей (02.01 видео/01.57 аудио).

Неплохая видео-версия: Эмерсон-квартет и Давид Финкель.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
Время просмотра: 15 минут.

Эталонная аудио-версия: тот же Эмерсон-квартет тридцатью годами раньше, Мстислав Ростропович.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 19 минут*

*Аудио-версия снова длиннее из-за повтора экспозиции.

💔 Трудно назвать — и у Шуберта, и в истории музыки — работу такой запредельной мелодической щедрости: послушайте, например, как звучит так называемая заключительная тема; обычно — служебная, резюмирующая экспозицию и не претендующая на многое (04.16 видео/04.07 аудио). Трудно назвать сочинение, где абсолютно абстрактная музыка говорит нам так много и так понятно — о молодости, о желании жизни, о силах человека и о любви. И невозможно назвать работу, в которой так переплетались бы детская наивность и самый горький взрослый опыт.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Слушаем и обсуждаем самую знаменитую и самую непостижимую часть Квинтета — вторую.

🏝 Вообще, медленные вторые части — это возможность отдохнуть после первых. Мы знаем, что не всегда Шуберт трактует медленную часть как «лирический центр», приятный оазис — вспомните тему с вариациями из «Смерти и девушки». Но все-таки по уровню напряжения и азарта даже эту 2-ю часть не сравнить с 1-й: мы стали свидетелями скорбной церемонии, оплакивания, но часть эта не чинит для нас испытаний и страшных сюрпризов.

🤷🏻‍♀ В отличие от второй части струнного квинтета. Она имеет трехчастное строение ABA: крайние разделы совпадают, между ними — контрастная середина. Разделы «А» вроде бы лиричны — медленный темп, тихая звучность. Но начав слушать, вы быстро поймете, что попали в очень странное место.

Что значит этот абсолютно безжизненный, неестественно светлый ландшафт, где развитие отсутствует или замедленно настолько, что не считывается? Зачем тут это заторможенное «сердцебиение» у второй виолончели? Почему никак не может толком начаться тема первой скрипки — изъеденная паузами, как будто слегка позабывшая слова? Наконец, абсолютно безумный момент — когда первая скрипка просто теряется и перестает играть, оставляя нас в вакууме невозмутимо продолжающегося аккомпанемента (17.37 видео/02.41 аудио).

Видео-пример на Ютубе
Время просмотра: 8 минут.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 15 минут.

💥 Средний раздел этой части — большое испытание для нервов и еще одна загадка (19.57 видео/05.11 аудио). Атмосфера покоя, холодного света и резиньяции сменяется вдруг вспышкой отчаянья, тем более обжигающей, что ее абсолютно ничто не готовит. За одно мгновение из состояния наркоза мы оказываемся в аду какой-то безумной борьбы; бессмысленной — потому что спустя несколько ужасных минут она растерянно иссякает, как будто обессилев (23.30 видео/08.02 аудио).

🌤 После абсолютно магических 2-3 секунд перепутья (не пропустите эти аккорды, находящиеся как бы вне тональности, абсолютно утратившие почву под ногами) начинается повтор крайнего раздела: та же светлая, вымороженная гладь, с которой начиналась часть.

Если нет сил проститься с этим магическим Адажио, вот очень неплохое видео молодых американских ребят — Dover string quartet. Они немного милосерднее к переживаниям слушателя, чем Эмерсон и Ростропович, выбирая более подвижные темпы, отчего в крайних разделах части появляется какое-то дуновение жизни.

Видео-пример на Ютубе
Время просмотра: 14 минут.

Завершаем обсуждение струнного квинтета.

💫 3-я часть — настоящее скерцо, без всяких демонических штучек, о которых мы говорили вчера. Контраст при переходе к ней поразителен. Дослушайте последние такты адажио, чтобы с разбега прыгнуть в танцевальную круговерть скерцо: бесшабашную, фонтанирующую энергией, с волыночным гудением, гвалтом, щелканьем каблуков. Вот где мы можем оценить в полной мере, что дают Шуберту две виолончели — басы тут такие, что временами кажется, что инструментов вдвое больше, чем мы видим на сцене.

Видео-пример на Ютубе
Время просмотра: 9 минут.

Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 10 минут.

⛪️ Средние разделы 3-х частей называются «трио»: это дань традиции, на самом деле тут играют все те же пять инструментов. Правда, материя трио обычно более прозрачная, облегченная, что мы и слышим в этой части (32.15 видео/04.04 аудио). Обратите внимание на атмосферу церковности и внезапные темные отсветы, блуждающие в трио перед тем, как возвращается фейерверк крайнего раздела.

💃 Финал квартета — отчетливо мадьярский. Послушайте, как удало притоптывают басы на слабый счет, а скрипачи имитируют развязно-кабацкую «цыганистую» игру. Эта часть отчаянно сложна для первого скрипача: все эти небрежные взлеты ввысь как бы по звуковым лестницам написаны без всякого человеколюбия — это можно оценить, смотря видео.

Видео-пример на Ютубе
Время просмотра: 10 минут.

Аудио-пример на Ютубе
Время просмотра: 9,5 минут.

💞 Не пропустите внезапный пронзительно-романсовый эпизод с двумя поющими виолончелями (41.01 видео/02.50 аудио), среди венгерского веселья напоминающий о чем-то пережитом, но почти забытом, и вообще беспокойное, хотя и оживленное мелькание эпизодов финала: то миниатюрное фугато, то странная пуантилистическая зарисовка. И особенно — огненная кода (самый-самый конец), где в танцевальном разгуле за мгновение до конца вдруг спрятан капкан: зловещий минорный аккорд, и самая последняя нота — неправильно и пустовато звучащая, сначала взятая как бы мимо и только потом нащупывающая землю.

😔 Шуберт никогда не слышал исполнения этой работы. Как и многие другие сочинения, она прозвучала спустя десятилетия после его смерти, в атмосфере уже возмужавшего романтизма. И даже тридцать лет спустя квинтету было чему поучить немецких композиторов. К примеру, достаточно хоть немного знать музыку Брамса, чтобы услышать эти уроки.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;