Франц Шуберт
«Розамунда» и другие театральные работы
Опера «Розамунда» стала одним из главных произведений Шуберта. В этой части узнаем о ее удачах и провалах на театральной сцене.
Поговорим о Шуберте и театре.
😔 Шуберт, величайший мастер вокальной музыки, автор песен, где порой за несколько минут разворачивается потрясающий спектакль, потерпел фиаско на театральной сцене. Для театра он активно писал с 14 лет и на протяжении всей жизни: в списке его сочинений 9 зингшпилей (традиционных немецких опер с разговорными диалогами) и 7 опер, из которых закончены лишь две — «Альфонсо и Эстрелла» и «Фьеррабрас».
📜 За свою короткую жизнь Шуберту не посчастливилось встретиться с хорошим драматургом, и сегодня эта музыка практически неизвестна. Хотя благодаря отдельным записям мы знаем, что Шуберт был внимательным слушателем Моцарта, Бетховена и Вебера и очень достойным продолжателем их традиций. В его театральных сочинениях много сильных страниц, не уступающих предшественникам — надо только вслушаться.
🏆 Шуберту было очень сложно бороться за место на оперной сцене. В первые десятилетия 19 века придворный театр в Вене сходил с ума от Россини и итальянской оперы, с 1820 его возглавлял итальянский антрепренер Барбайя. Впрочем, в 1822 году дирекция заказала Шуберту и Карлу Марии фон Веберу по опере. Вебер сочинил «Эврианту», но публика не желала слушать ничего, кроме Россини, и провал «Эврианты» сделал очевидным поражение немецкой оперы в Вене.
📤 Если уж такой тяжеловес, как Вебер, потерпел неудачу, то Шуберту было рассчитывать не на что — театр просто отказался от постановки его оперы «Фьеррабрас». Не увидела сцены при жизни Шуберта и написанная в то же время опера «Альфонсо и Эстрелла». Шуберт не раз посылал в дирекцию театра свои партитуры, но они возвращались к нему спустя месяцы без ответа, иногда даже в нераспечатанных конвертах.
👯♂️ В 1820 году в Кернтнертор-театре был поставлен зингшпиль Шуберта «Братья- близнецы». Главную роль исполнил Иоганн Фогль — баритон, друг и соратник композитора, выступавший с ним в дуэте и очень много сделавший для успеха песен Шуберта. На спектакле побывал младший сын Моцарта, Франц Ксавер Вольфанг. Он записал в своем дневнике: «В сочинении есть очень красивые вещи, но оно немного слишком серьезно...». Однако Шуберту было не суждено добиться успеха и в жанре зингшпиля.
👸 Подобно тому, как одним из самых знаменитых сочинений Грига стала музыка к «Перу Гюнту», одним из самых популярных симфонических сочинений Шуберта стала музыка к пьесе «Розамунда, принцесса кипрская».
Фиаско или невероятный успех? Поговорим о постановке «Розамунда, принцесса кипрская», которую Шуберту удалось увидеть лишь дважды.
💁🏻♀️Автором пьесы «Розамунда, принцесса кипрская» была Гельмина фон Чези — крайне колоритная дама с неординарной судьбой. К 25 годам она успела дважды побывать замужем и развестись, получив от второго мужа-востоковеда известную фамилию и интерес к восточной экзотике. Гельмина вела жизнь эмансипированной женщины, выучила санскрит, побывала в Египте и очень много писала — она мнила себя писательницей и драматургом.
🤦🏻♀️ Но экстравагантности и самоуверенности в ней было больше, чем таланта. Именно она была автором слабого либретто «Эврианты» Вебера. После провала оперы Гельмина обратила внимание на молодого Шуберта и предложила ему написать музыку к своей пьесе «Розамунда, принцесса кипрская».
🎭 Премьера «Розамунды» состоялась 20 декабря 1823 года в театре Ан дер Вин — там же, где ранее ставилась опера Бетховена «Фиделио». Сюжет рассказывал историю пастушки Розамунды, которая в одночасье становится принцессой, в духе готического романа с привидениями, кораблекрушениями, пиратами, похищениями и отравлениями. Но в пьесе было столько нелепостей, что зрители остались в недоумении, а пресса пришла в бешенство от этой литературной галиматьи.
📰 Гельмину постиг очередной провал. «Катастрофа могла поразить только тех зрителей, которые не были знакомы с рассчитанными на театральные машины поэтическими мелодрамами, к которым принадлежит это произведение», пьеса «пустая, скучная, неправдоподобная», — писали газеты.
👏 Зато большой успех имела музыка. «Увертюру пришлось повторить, та же честь была оказана деревенскому хору в последнем акте. Прекрасна песня в начале третьего акта и хор в том же акте. Шуберт встретил единодушное признание», — писали газеты.
😔 Пьеса прошла всего два раза. Это были те два единственных раза, когда Шуберт слышал в достойном исполнении свое зрелое симфоническое сочинение.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПоговорим о музыке «Розамунды».
⏱ Музыка к пьесе «Розамунда» состоит из 10 номеров. На сочинение у Шуберта было меньше трех недель, за это время надо было написать увертюру, три антракта, два балета, три хора и песню. Поэтому Франц обратился к своим прежним сочинениям и в качестве увертюры использовал увертюру из оперы «Альфонсо и Эстрелла», а в качестве первого антракта то, что сегодня принято считать несостоявшимся финалом «Неоконченной симфонии».
🧐 Однако сегодня в качестве увертюры к «Розамунде» исполняют увертюру Шуберта к пьесе «Волшебная арфа». В 1839 году именно ее венское издательство опубликовало как увертюру к «Розамунде», и хотя это было явной ошибкой, никто из современников не возражал. Кроме того, известно, что Шуберт находил увертюру «Альфонсо» не слишком подходящей.
🏰 Оригинальность увертюры к «Волшебной арфе» заключается в том, что за десять минут Шуберт представляет всю музыкальную панораму Вены: от героически-сурового вступления в духе Бетховена через песенно-танцевальные темы сонатного аллегро к почти опереточной легкости.
🙇♂️ Шуберт тщательно продумывал музыку к пьесе, несмотря на дефицит времени. Он провел многочисленные тематические связи между отдельными номерами, соединил пьесы продуманным тональным планом. К сожалению, сегодня невозможно восстановить точно положение музыки в пьесе, так как оригинальный текст 1823 года не сохранился, а измененный вариант обнаружили лишь в 1996 году.
📖 Несмотря на провал пьесы, венское издательство отдельно напечатало романс Der Vollmond strahlt («Полная луна сияет над горными вершинами»). Можно предположить, что он пользовался популярностью у публики, и венцы с удовольствием исполняли его дома наряду с другими песнями Шуберта.
👏 Также планировалось издание и трех хоров, полюбившихся публике, но они увидели свет только после смерти Шуберта. Все они чрезвычайно оригинальны и рассчитаны на большой театральный эффект.
🎺 Хор духов написан для мужских голосов в сопровождении только медных духовых. В отличие от автора пьесы, Шуберт не прибегает к излишествам и банальным театральным страшилкам, он очень экономно расходует средства, но именно строгий характер музыки с небольшими «завываниями» и эффектом эхо создает инфернальный характер хора.
🐑 Очарователен и изящен пасторальный хор пастухов и пастушек:
🐄 Пару ему составляет пастушеская мелодия с солирующим кларнетом:
👨🌾 Хор охотников с традиционным «золотым ходом валторн» написан в ритме лендлера, народного австрийского танца, ближайшего родственника вальса. Он заставляет вспомнить лучшие страницы «Вольного стрелка» Вебера.
Музыка балетных номеров и антрактов «Розамунды» была заново открыта только в 1865 году, в один год с «Неоконченной»: оркестровые партии чудом обнаружили в пыли среди бумаг племянника Шуберта.
🕊 Послушайте развернутый первый антракт. Он написан в тональности си-минор и, возможно, должен был оканчивать знаменитую «Неоконченную». В нем действительно чувствуется большое симфоническое дыхание, но все-таки нет той поэтичности и бездонной глубины чувства, что есть в симфонии.
🗣 Второй антракт вводит в мистическую атмосферу действия, для него Шуберт использовал музыку хора духов.
🥰Третий антракт — Andantino, одно из самых популярных оркестровых сочинений Шуберта. Возможно, вы уже когда-то слышали его. Шуберт очень любил эту мелодию и использовал еще дважды: в 1824 году в качестве второй части струнного квартета ля мажор (поэтому его обычно называют «Розамунда-квартет»), а за год до смерти превратил в фортепианный Экспромт си-бемоль мажор.
🩰 Осталось упомянуть два балетных номера. Первый — мрачноватый марш, построенный на теме первого антракта (того, который «Неоконченная»). А вот второй тоже состоит в кровном родстве с жанровыми фортепианными пьесами Шуберта и напоминает знаменитый Музыкальный момент фа минор.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день