Франц Шуберт
Симфонии Шуберта
Симфонии Шуберта получили признание лишь после его смерти, и были популярны в течение всего 19 века. В этой части узнаем больше об их истории.
Поговорим о симфониях Шуберта и его «Неоконченной», благодаря которой он стал известен широкой публике. Меломаны знают и ценят также «Большую» до-мажорную симфонию.
🧐 Сколько же всего симфоний написал Шуберт? На этот вопрос ответить непросто. Считается, что 9 или 10. Давайте разберемся. Всего Шуберт работал над 13-ю симфониями: семью — в юношеские годы, шестью — во взрослые. Среди юношеских симфоний только одна незавершенная, среди взрослых — только одна завершена.
🔟 В настоящее время чаще говорят о 10 симфониях Шуберта. Сюда включают Симфонию №7 (все четыре части сохранились в набросках), Симфонию №8 «Неоконченную», Симфонию №9 «Большую» (единственная законченная из поздних) и Симфонию №10 (три части написаны, но не оркестрованы).
🤔 Иногда можно встретить «Неоконченную» и «Большую» под другими номерами — №7 и №8 соответственно. Раньше Седьмую симфонию многие не считали, поэтому до сих пор существует путаница в нумерации.
😳 Поразительно, но Шуберт не слышал ни одной своей симфонии в исполнении профессионального оркестра, а поздние не слышал вообще. Публичные премьеры всех симфоний Шуберта состоялись после его смерти.
⏳ Шуберт работал над симфониями периодами: 1813–1818, 1820–1822, 1825–1828. Есть любопытная теория, что эти периоды совпадают с молчанием Бетховена-симфониста. Шуберт, конечно, постоянно ощущал присутствие рядом с собой «гиганта». Известны его слова: «Я иногда и сам думаю, что из меня могло бы что-нибудь выйти, но кто может создать что-либо после Бетховена!».
🎼 Первые шесть симфоний написаны для любительских оркестров. №1 — для оркестра Конвикта, №№2-6 — для любительского оркестра, который вырос из домашнего квартета отца Шуберта. Мы точно не знаем, как и когда они исполнялись, но последние из них оказались любительскому оркестру не по зубам — их не играли.
🌸 Ранние симфонии близки по стилю Гайдну и Моцарту. Большинство из них, как поздние симфонии Гайдна, имеют медленное вступление. Есть теория, что в качестве модели для ранних симфоний Шуберт выбрал Гайдна и Моцарта с тем, чтобы уйти от Бетховена. Но объяснение может быть проще: их симфонии сам Шуберт играл в оркестре Конвикта.
Но думать о ранних симфониях как о подражательных и неудачных не стоит. Послушайте первую часть Второй симфонии: да, мы ясно видим, что за спиной юного Франца стоят Моцарт и Гайдн, но сколько в этой музыке изобретательности, очарования и тонкости эмоциональных оттенков.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: по желанию.
Особое место среди ранних симфоний занимает Четвертая «Трагическая» — единственная минорная и самая серьезная. Ее родная сестра — знаменитая Симфония № 40 Моцарта.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: по желанию.
🌗 Взрослые симфонии разительно отличаются от ранних. Шуберт искал новый язык и новую форму: насколько трудным был этот поиск, красноречиво свидетельствует то, что лишь одна симфония была закончена. Интересно помнить, что Шуберт закончил свою Девятую симфонию в 29 лет — а Бетховен в 29 только начал работать над своей Первой. Проживи Шуберт дольше, кто знает, какие открытия он мог бы совершить в жанре симфонии!
🕰 Шуберт в жанре симфонии стал важным связующим звеном между классицизмом и романтизмом: Гайдном, Моцартом, Бетховеном — Шуманом, Брамсом, Брукнером. Интересно, что «открытие» симфоний Шуберта всякий раз происходило тогда, когда слушатели были готовы к их восприятию: извлечение на свет «Большой» симфонии имело особый смысл в контексте поисков немецкой симфонии 1830-40-х годов (Шуман, Мендельсон), «Неоконченной» симфонии — в 1860-е годы, одновременно с зарождением симфонизма Чайковского и Брамса, ранних симфоний — в контексте классицистических интересов 80-90-х годов. На протяжении всего 19 века выбор той или иной симфонии Шуберта был своеобразным «индикатором» симфонических устремлений эпохи.
«Неоконченную» симфонию Шуберта (1822) часто называют самой загадочной симфонией в истории. Ее действительно окружает таинственный ореол: история си-минорной симфонии Шуберта очень необычна и ставит множество вопросов.
🤨 Главные вопросы: действительно ли симфония не окончена и если да, то почему?
На первый сейчас отвечают утвердительно — да, симфония не окончена, так как сохранились подробные эскизы третьей части (скерцо). Кроме того, ученые считают, что большой антракт из музыки к пьесе «Розамунда» (о ней поговорим завтра), тоже написанный в си миноре, мог сочиняться как финал симфонии.
На второй вопрос ответить сложнее. Скорее всего, Шуберт прервал сочинение симфонии ради работы над фортепианной фантазией «Скиталец» в надежде, что она принесет столь нужные ему деньги. Кроме того, именно осенью 1822 года Шуберт заболел сифилисом. Так или иначе, к Симфонии си минор он больше не вернулся.
👏 В 1823 году Шуберта избрали почетным членом Музыкального общества Граца. Среди членов Общества были друзья и горячие поклонники композитора, его музыка нередко звучала там с большим успехом. Шуберт чувствовал себя обязанным ответить посвящением сочинения и послал руководителю Общества — своему другу Ансельму Хюттенбреннеру, композитору и пианисту — полную партитуру двух частей «Неоконченной» и, по крайней мере, первые две страницы оркестрованного начала скерцо.
📨 Довольно странный поступок. Зачем посылать неоконченное сочинение? Если же Шуберт считал возможным исполнение двух частей как завершенного сочинения, зачем было посылать фрагменты скерцо? Или остальные страницы третьей части потерялось в бумагах Хюттенбреннера? Ответы на эти вопросы мы, вероятно, уже никогда не узнаем.
😳 Не менее странно и то, что Хюттенбреннер не только не исполнил сочинение, но даже не сообщил Обществу, что у него есть рукопись.
🤐 После смерти композитора в 1828 году, вероятно, только Хюттенбреннер и брат Шуберта Фердинанд знали о существовании симфонии си минор. Хюттенбреннер молчал о ней почти 40 лет (!), до 1865 года: лишь за три года до смерти он рассказал о рукописи дирижеру Иоганну фон Хербеку, пропагандисту музыки Шуберта, и передал ему партитуру.
🏛 17 декабря 1865 года в Вене Хербек исполнил две части «Неоконченной», а в качестве финала приделал последнюю часть Третьей симфонии Шуберта. Тем не менее, публика встретила неизвестное сочинение с огромным энтузиазмом. О том, с каким чувством слушали симфонию, можно судить по заметке известного критика Эдуарда Ганслика: «Когда после нескольких вступительных тактов кларнет и гобой в унисон поют сладкую мелодию на фоне тихого шелеста струнных, любой ребенок узнает имя композитора, и тихое восклицание «Шуберт» проносится по залу. Он еще не вошел, но вы узнаете его шаги…».
🕰 «Неоконченная» зазвучала совсем в ином мире, чем тот, в котором ее сочинял Шуберт. В 1822 еще не существовало даже Девятой Бетховена, композиторы-романтики второго поколения были еще тинейджерами. А к 1865-му уже были поставлены «Лоэнгрин», «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» Вагнера, 22 оперы Верди, Берлиоз написал все свои главные сочинения, умерли Мендельсон, Шуман и Шопен, Лист вступил в свой поздний этап, а Брамс начал работу над «Немецким реквиемом».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🌚 Симфония начинается мрачной репликой виолончелей и контрабасов: это не вступление, а скорее загадочный эпиграф.
Камерный оркестр Европы, дирижер — Клаудио Аббадо
🦢 Из темных глубин рождается тихий тревожный фон струнных, над которым парит нежно-печальная мелодия кларнета и гобоя, играющих в унисон. Она звучит необычно по ряду причин: в классических симфониях главная партия — нечто объективное, в ней обычно нет жанра, и исполняет ее группа инструментов. А шубертовская мелодия напоминает одинокий голос, поющий печальную песню. Тембр и начальный нисходящий интервал (квинта) делают эту тему похожей на знаменитую мелодию из «Лебединого озера» Чайковского, написанного через 12 лет после премьеры симфонии.
🗣 Темы симфоний венских классиков часто трудно спеть, а в «Неоконченной» все мелодии очень вокальны, и это отличительная черта симфонизма Шуберта — он первым сделал песенное начало основой симфонии.
🌩 Первая часть написана в сонатной форме, и за главной партией следует вальсовая мажорная побочная (1:18). Напевную мелодию играют виолончели (вспоминаем Бетховена) на фоне мягких покачивающихся синкоп. Но это счастье оказывается призрачным: очень быстро мелодию прерывают грозные аккорды (2:01) — рок, судьба, трагедия. Как это похоже на жизнь самого Шуберта. Но светлая побочная после встречи со страшным неизвестным постепенно возвращается к прежнему характеру, подобно человеку, который на миг пугается, но потом восстанавливает душевное равновесие.
🎺 Тема-эпиграф начинает короткую разработку (6.57). В ней тревожные обрывки мотивов постоянно наталкиваются на страшные аккорды, которые раньше преграждали путь спокойному течению побочной. А эпиграф постепенно раскрывает свою истинную природу и грозно звучит у духовых.
⛪️ Реприза повторяет сценарий экспозиции, и разрешение конфликта Шуберт отодвигает в самый конец части. В коде (13.20), которая начинается мрачным сигналом тромбонов (инструмент, издавна ассоциированный с церковной и загробной тематикой), господствует тема-эпиграф, ее мотивы с щемящей тоской поют кларнет и гобой («солисты» главной темы). Финальные аккорды не оставляют никакой надежды.
🌿 Вторую часть обычно связывают с пасторальными образами — герой Шуберта, как ранее герой Бетховена, а позднее герои Берлиоза и многих других романтиков, ищет отдохновения на природе. В первой теме солируют валторны (лесной рог), во второй — кларнет играет мелодию-наигрыш и перекликается с другими инструментами.
🌘 Но нет, герою даже на природе не суждено обрести покой. Так же, как в первой части, плавное течение светлой мелодии прерывают грозные аккорды (18.25) — на этот раз еще более страшные, леденящие кровь. Они заставляют вспомнить самые мрачные места Реквиема Моцарта.
😱 Эти моменты загробного ужаса заставляют иначе посмотреть на порой бесплотную лирику второй части «Неоконченной»: может быть, это не мирные леса и поля в предместьях Вены, а поля Элизиума, подобные тем, что Глюк изобразил во втором акте «Орфея и Эвридики»?
⏳ Мир привык к необычной двухчастной симфонии Шуберта, где части написаны в разных тональностях. Многие не воспринимают ее как «неоконченную», а название стало скорее символичным.
🎹 Однако нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что Шуберт сочинил и оркестровал первые 30 тактов Скерцо (третьей части) и большую часть оставшейся музыки записал в клавире (для фортепиано). Неудивительно, что не раз предпринимались попытки дописать симфонию. Самой авторитетной считается версия британского музыковеда Брайана Ньюбоулда, всю жизнь посвятившего музыке Шуберта. Он дописал Седьмую и Десятую симфонии, а также Восьмую: скерцо — на основе сохранившихся материалов, финал — на основе музыки к пьесе «Розамунда». О ней мы поговорим позже, а сейчас давайте послушаем, как, по мнению Ньюбоулда, могла звучать третья часть «Неоконченной».
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день