angle-down facebook instagram vkontakte warning

Мартин Скорсезе

«Бешеный бык»: актерский шедевр

Этот фильм прославил Роберта Де Ниро и спас Скорсезе от глубокого кризиса. Разберемся, как все происходило, и познакомимся со процессом создания кино.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

Джейк Ламотта и Роберт Де Ниро

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

👤 «Бешеный бык» — это актерский шедевр Роберта Де Ниро. Это актуально именно сегодня, когда он погряз в посредственном кино. Здесь мы можем посмотреть, каким он был грандиозным и мощным, какие он совершал актерские подвиги, ведь ради «Таксиста» он стал таксистом, ради «Бешеного быка» он стал боксером и сильно растолстел.

🗯 Фильм цитируется не меньше, чем «Таксист». Особенно знаменита финальная сцена, когда Ламотта сидит перед зеркалом и цитирует фильм «В порту». Отсылка к этой сцене есть в фильме Пола Томаса Андерсона «Ночи в стиле буги»: в конце главный герой тоже сидит перед зеркалом, обращается к себе с вдохновляющей речью, в конце он уже готов выйти из раздевалки, поворачивается, снимает штаны и любуется своим огромным членом. В «Бешеном быке» члена, конечно, нет — Пол Томас Андерсон делает такой хулиганский постмодернистский реверанс в сторону «Бешеного быка».

✍️ В основе этого фильма лежит сценарий, который написан двумя авторами: Мардиком Мартином (он до этого уже работал со Скорсезе) и Полом Шредером. Сценарий основан на книге известного боксера Джейка Ламотта, который после окончания карьеры написал мемуары «Бешеный бык: Моя история». Мардик Мартин написал первый вариант сценария, Пол Шредер по заданию Скорсезе его переработал.

👤 Де Ниро прочитал эту книгу на съемках фильма «Крестный отец 2», когда снимался у Копполы и решил обратиться к Скорсезе с предложением поработать над фильмом по книге. Скорсезе изначально эту идею не отверг, но убрал в долгий ящик по завету Кассаветиса: «Делай то, что ты знаешь» — боксерская тема была за пределами интересов Скорсезе. Потом Скорсезе чуть не умер от кокаиновой зависимости: он лежал в больнице и думал, что расстается и с карьерой, и с жизнью. И к нему пришел Де Ниро и напомнил о своем предложении.

🤜🤛 Скорсезе боролся за свою жизнь и книга про боксера, который выживает на ринге, оказалась кстати. Скорсезе делал этот фильм как свой последний. Он сказал: «Ты делаешь фильмы, ты на ринге каждый раз»: то есть каждый фильм — это боксерский поединок для Скорсезе. Говорят, что фильм спас его от личностного кризиса, поставил на ноги, — за это мы можем сказать большое спасибо Роберту Де Ниро.

Джейк Ламотта на ринге

Как проходила работа над фильмом и как его восприняли критики.

⭐️ В фильме состоялся дебют Джо Пеши. Он уже играл в кино, но роли были незаметные. И когда подбирали исполнителя на роль брата главного героя — роль, которая выходит постепенно на первый план, искали неизвестного актера. Скорсезе любит работать, с одной стороны, с одними и теми же актерами, а с другой стороны, ему нравится отыскивать неизвестных артистов. Неслучайно главную роль в «Последнем искушении Христа» играет Уиллем Дефо, который тогда не был столь знаменит, как сегодня.

🥊 Когда Де Ниро готовился к роли, он научился почти профессионально боксировать. Тренером Де Ниро стал сам Джейк Ламотта — это помогло актеру органично и профессионально смотреться на ринге в фильме. Де Ниро под руководством Ламотта не только пришел в нужную форму, он и начал боксировать в среднем весе: всего у него было 3 поединка в Бруклине, в двух из них он выиграл.

🏆 Еще один актерский подвиг Де Ниро, который мы не можем не отметить: он набрал 60 фунтов или 27 килограммов, чтобы исполнить роль уже вышедшего на пенсию Ламотта. Контраст особенно заметен, когда после стройного и красивого Де Ниро в конце фильма мы видим его очень толстым.

🎬 Скорсезе тщательно подходил к монтажу. Он считал, что это его последняя картина, и хотел, чтобы окончательный монтаж был особенно качественным. Сценарий был устроен как интервью, которое берут у уже толстого Ламотты в его ночном клубе, и он вспоминает всю свою жизнь.

🔉 Шесть месяцев потратили на создание звуковых эффектов. В картине много похожих звуков: удары на боксерском ринге или звук гонга. Скорсезе хотел, чтобы очень похожие звуки отличались. Звукорежиссер Фрэнк Уорнер создал уникальное звучание для каждого удара.

⭐️ Премьера фильма состоялась в 1980 году, и при бюджете 18 млн. долларов фильм заработал 23,5 млн. Это не рекорд, а только выход на самоокупаемость. Отзывы фильм тоже получил смешанные.

✂️ Все критики хвалили монтаж Тельмы Шунмейкер и актерскую игру Роберта Де Ниро. В итоге, фильм завоевал премию «Оскар» в двух категориях: это лучшая мужская роль Роберта Де Ниро и лучший монтаж фильма Шунмейкер.

👏 С тех пор статус фильма изменился — теперь он входит во многие подборки лучших фильмов всех времен. Некоторые критики называют его лучшей работой Мартина Скорсезе.

Кадры со съемок фильма «Бешеный бык»

курс Level One
Учимся смотреть кино и говорить о нем

Практический курс, который научит смотреть фильмы глазами знатока. Разберемся в истории кино, научимся видеть отсылки к другим фильмам и режиссерам. После курса фильм будет не просто «нравиться» — вы легко объясните, что дело в сюжете, необычных ракурсах или в особом монтаже.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;