angle-down facebook instagram vkontakte warning

Мартин Скорсезе

«Славные парни»: Библия гангстеров

Фильм «Славные парни» часто называют лучшим у Скорсезе. Его часто цитируют, а любители гангстерской тематики и вовсе считают почти святыней. Узнаем, почему.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

«Славные парни» Скорсезе: о сюжете фильма и главном герое, Генри Хилле

Теперь — о фильме «Славные парни». Давайте узнаем, почему мы смотрим это кино и как оно создавалось.

👥 Фильм вышел в 1990 году. Он снимался там же, где и происходили действия — в Квинсе, штате Нью-Йорк, в Нью-Джерси и на Лонг-Айленде весной 1989 года. Бюджет фильма составил 25 млн. долларов.

🗣 Фильм часто называют лучшим фильмом Скорсезе, сегодня это уже классика. Его постоянно цитируют — например, в «Клане Сопрано». Люди, которые увлекаются гангстерской тематикой, этот фильм воспринимают просто как Библию. Филь входит в тройку культовых гангстерских фильмов вместе с «Крестным отцом» и «Кланом Сопрано».

🖤 Фильм дал новый вектор развития жанру криминальной драмы. Скорсезе делает многофигурную историю: с одной стороны реалистическую, с другой стороны, стилизованную. В ней есть предельный реализм — это и жестокость, которая показана с медицинской точки зрения — очень подробные кровавые сцены кажутся почти документальной съемкой, и язык: герои не стесняются в выражениях, и речь их очень сочная, перед нами практически диалект того американского, на котором говорят в маленькой Италии.

🎬 И в то же время фильм сделан подчеркнуто красиво: чувствуются отголоски старого кино, большого стиля 30–50 годов. Здесь напряженный материал — Скорсезе ведет сразу множество линий, развивает нескольких персонажей, следит за развитием этих персонажей — как растут и затем деградируют: он их как будто бы растворяет в среде. Здесь главное не сюжет, а вся эта атмосфера, в которой мы находимся вместе с героями.

Тема греха здесь является лейтмотивом. Фильм важен для развития жанра гангстерского кино и криминальный драмы. Этот фильм символизирует расцвет творчества Скорсезе.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Тема предателя: Скорсезе и Данте

А сейчас узнаем о том, как создавался сценарий и о процессе съемок.

📘 Скорсезе на съемках фильма «Цвет денег» в Чикаго в 1985 году наткнулся на рецензию книги Николаса Пиледжи «Умник». Книга заинтересовала его из-за рецензии в газете «The New York Times». Он нашел этот роман, обратился к издательству «Simon&Schuster», ему прислали книгу, он прочитал ее и решил делать фильм.

👀 В книге рассказывалась реальная история. Скорсезе постоянно обращается к реальным историям и их реальным прототипам. И здесь в основе книги Пиледжи лежала реальная история некого Генри Хилла, который работал долгое время на мафию, а потом всех сдал и стал осведомителем ФБР. Интересный момент: этот самый Генри Хилл стал не только героем фильма Скорсезе «Славные парни», но и прототипом главного персонажа игры «Mafia: The City of Lost Heaven» Томаса Анджело.

📝 Режиссер обратился к автору книги Пиледжи, чтобы тот написал сценарий. Пиледжи не был сценаристом по профессии и сказал, что это не его сфера. Но Скорсезе в него полностью поверил и уговорил писать. Мартина Скорсезе подкупила в книге тема греха: тема многих преступлений и предательств, а в конце — самого страшного преступления.

📽 Изначально Скорсезе хотел снимать фильм на 16 миллиметровую кинопленку. Этот формат не академический — ему хотелось сделать фильм документального типа, чтобы он внешне напоминал любительское кино о маленькой Италии, где он жил. Вот, что он сам об этом говорил: «Я был заинтересован любой деталью в жизни гангстеров, я хотел попасть в каждый угол мозга человека, который работает подобным образом каждый день».

📞 Когда Скорсезе принялся за съемки фильма, возникла проблема. Кинокомпания Warner Brothers отказывалась финансировать картину, если Скорсезе не снимет в ней какую-нибудь звезду. Тогда Скорсезе позвонил Роберту Де Ниро, показал ему сценарий и спросил, кого он видит в роли Джимми Конвея? Де Ниро сказал: «Самого себя». Он понял, что Скорсезе делает ему предложение, а затем надо было найти исполнителя главной роли, и Де Ниро помог найти Скорсезе Рэя Лиотту. Тот, оказывается, уже читал книгу Пиледжи, и ему этот образ был интересен и близок.

🎞 Скорсезе при съемках разбивал сценарий на небольшие части. Он очень тщательно относился к созданию раскадровки, потому что осваивал фактически новую технику. Ему нужно было сконцентрироваться не на одном герое, а на многих и вести сразу несколько линий. При этом каждая линия полна движений и развивается в ускоренном темпе, то есть у зрителя может в какой-то момент взорваться голова от количества материала. Но она не взрывается, потому что Скорсезе умудряется все это рассказывать с удивительной легкостью — и на уровне сценария, и на уровне режиссуры, и на уровне операторской работы.

Кадры со съемок фильма «Славные парни»

Монтаж и внутрикадровый монтаж на примере сцены убийства Томми ДеВито

🧨 Стиль повествования очень прыткий — он призван подавить аудиторию. Быстрый, резвый монтаж, использование стоп-кадров — это подчеркивает условность действия и позволяет иногда притормозить, чтобы отметить важные моменты в повествовании. В «Славных парнях» стоп-кадры появляются в тех моментах, когда мы говорим о сущностных переменах внутри главного героя. Также Скорсезе стоп-кадрами отмечает переход от одного периода жизни главного героя к другому.

🎭 Джо Пеши говорит, что во время съемок актеры импровизировали Съемочному процессу предшествовали репетиция, во время которых Скорсезе поощрял импровизации актеров. Эти импровизированные монологи и диалоги Скорсезе часто добавлял в сценарий, а оттуда они уже попадали в фильм.

✂️ В финале «Славных парней» Скорсезе процитировал «Большое ограбление поезда» Эдвина Портера — фильм начала 20 века. Сцена, когда ковбой стреляет в аудиторию, есть и в фильме Мартина Скорсезе: в финале герой Джо Пеши, которого уже убили, появляется перед предателем и направляет в его сторону пистолет, одновременно направляя его и в реальную аудиторию, стреляет и на этом фильм заканчивается. Скорсезе стремился показать насилие реалистично, «холодно, бесчувственно и ужасно». Убийство — почти случайно, убить человека ничего не стоит.

🎧 В фильме нет саундтрека. В нем нет музыки, специально написанной для фильма, как в случае с «Таксистом», например. В этом Скорсезе предвосхищает Тарантино, у которого практически никогда нет специально написанной музыки — кроме «Омерзительной восьмерки». Скорсезе решил отказаться от оркестровой музыки в пользу песен, которые характеризуют эпоху.

🎵 В начале фильма на титрах мы слышим песню 1940–1950 годов, и перед нами возникает детство героя. С одной стороны, музыка характеризует время действия, задает определенный ритм и динамику действию. С другой стороны, музыка помогает основной линии фильма и развивается вместе с сюжетом.

👌 «Славные парни» Скорсезе не раз были удостоены похвалы. Например, кинокритик Роджер Эберт отозвался о фильме не просто с восторженной похвалой — он сказал, что нет фильма об организованной преступности лучше, чем «Славные парни» — даже «Крестный отец» не стоит рядом.

🏆 Фильм получил несколько престижных премий. «Серебряным Львом» на кинофестивале в Венеции была отмечена виртуозная режиссура Скорсезе. Фильм получил несколько номинаций на «Оскар»: за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший монтаж, лучший сценарий и лучшую актерскую роль второго плана — Лоррейн Бракко. Но вручили только один «Оскар» для Джо Пеши — за лучшую мужскую роль второго плана.

❓ Давайте поразмышляем: был ли выбор у главного героя? Является ли он предателем или на такой поступок его вынудили обстоятельства?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;