Мартин Скорсезе
«Таксист»: приметы Нового Голливуда
Скорсезе часто ассоциируют именно с «Таксистом» — одним из наиболее известных, культовых фильмов режиссера. Посмотрим, как снималась эта картина.
🏆 Лента вышла на экраны в 1976 году. Фильм был удостоен «Золотой пальмовой ветви» — это грандиозное признание на фестивальном уровне. «Оскар» он получил уже в 1977 году — Европа его лучше почувствовала. И действительно, Мартин Скорсезе вдохновлялся европейским фильмами: итальянскими и английскими.
👑 Скорсезе ассоциируется с этим фильмом. Он стал частью массовой культуры: мы можем увидеть на футболках, на майках изображение Де Ниро либо с ирокезом, либо стреляющим себе в висок из пальцев руки. Картина разошлась на цитаты. Например, часто обыгрывается знаменитая сцена, когда главный герой стоит перед зеркалом и спрашивает: «Это ты мне сказал?». Просмотр этого фильма — не только шанс познакомится с одним из легендарных произведений Нового Голливуда, но и возможность понять источники, которыми вдохновляется массовая культура.
🏙 Этот фильм чуть не изменил историю. Он «вдохновил» преступника Джона Хинкли в 1981 году на попытку убить президента США — Рональда Рейгана. Попытка провалилась, а когда Хинкли поймали, он признался, что 15 раз смотрел «Таксиста». По сюжету герой Роберта Де Ниро тоже хочет убить важного политика.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🔨 Этот фильм полон насилия, и это тоже примета Нового Голливуда. Скорсезе продолжает нащупывать грань дозволенного: что можно показывать теперь в голливудском кинематографе. У него в кадре сутенерство, порнография, откровенно представленная тема деградации человека, тема разложения личности в большом городе, много крови и пикантные приметы эпохи: например, момент, когда главный герой ведет девушку на порно в кинотеатр, отсылает нас к порношику — в 1970 годы порно в Америке не только стало общедоступным, можно было даже прийти и посмотреть порно в кинотеатре.
❌ Такой уровень насилия не был допустим до 60-х годов из-за действующего Кодекса Хейса — документ содержал в себе список того, что нельзя показывать на экране. В 1967 году его отменили, и это сделало возможным Новый Голливуд. Благодаря этому Скорсезе смог реализовать всю свою склонность к насилию и крови на экране: до него никто так не снимал. Например, в «Крестном отце» Копполы много убийств, но они показаны более элегантно. Скорсезе дошел до такого уровня вседозволенности на экране, который сделал возможным появление, например, Тарантино и его творчества.
🧠 «Таксист» — это экзистенциальная работа. Фильм отсылает к работам Кьеркегора — великого датского философа 19 века. Более близкие произведения к «Таксисту» — это «Тошнота» Сартра и «Записки из подполья» Достоевского. Чтобы объяснить экзистенциализм, часто в пример приводят Альбера Камю: главный герой «Постороннего» оказывается в камере смертников, ему предстоит быть казненным, и в этот момент он чувствует экзистенцию, чувствует себя живым, ощущает бытие, хотя до этого его жизнь была абсолютно серой и пустой. Герою фильма нужно сделать что-то, что выведет его за рамки серости, и он убивает араба, разряжает в него обойму, и это его способ выйти за пределы обыденности.
🙇 Герой Роберта Де Ниро погружен в состояние такой сильной депрессии, что ему уже непонятно, кто он и что происходит. У него вечные бессонницы, он не наход себе места в мире, наполненном беспорядком, насилием, кровью, преступлениями и убийствами. Он тоже хочет почувствовать себя живым, поэтому пытается спасти маленькую девочку. Здесь экзистенциальная тема сопрягается с темой искупления греха. Спасение девочки — шанс искупить не только свои грехи, но и грехи Нью-Йорка, и грехи мира — Скорсезе очень католический режиссер.
Об операторской работе в «Таксисте»
Кадры из фильма
Расскажем, как снимался фильм.
🏙 Скорсезе, получив сценарий Шредера, настоял на переработке текста. Действие происходило в Лос-Анджелесе, а Скорсезе помнил совет Кассаветиса, что нужно снимать о том, что хорошо знаешь, и решил перенести действие в Нью-Йорк.
❄️ Еще одна деталь: сутенеры в сценарии Шредера были чернокожими, а Скорсезе, понимая, что настали времена толерантности, сделал их белыми.
🚛 Во время съемок фильма сборщики мусора объявили забастовку в городе, что сыграло на руку Скорсезе, потому что ему было важно показать Нью-Йорк как город ночной, страшный и замусоренный, как ад на Земле.
🚖 Роберт Де Ниро тщательно готовился к роли Он получил лицензию на вождение такси и по ночам разъезжал по улицам Нью-Йорка и подвозил пассажиров. Ему было непросто: в это же время он снимался в фильме Бернардо Бертолуччи «20 век». Он заканчивал съемочный день в Италии, садился в самолет, летел в Нью-Йорк, там принимался работать таксистом, а утром снова улетал в Рим.
👶🏻 Идею с ирокезом рассказал один из членов съемочной группы. Он воевал во Вьетнаме и сказал, что там была традиция: когда солдаты уходили в джунгли, они выбривали себе волосы, оставляли ирокез, подражая таким образом индейским стрижкам. Это символизировало их перерождение и одичание. Ирокез в фильме имеет ту же функцию: главный герой имеет все меньше и меньше связи с человечеством и все больше погружается в пучину собственного безумия
Кадры со съемок
Разбираем сцену из фильма «Таксист»
🎬 Подумайте, какие кадры стали самыми атмосферными, максимально отражающими падший ночной город и безумие главного героя.
Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день