angle-down facebook instagram vkontakte warning

Уильям Шекспир

Хроники: «Ричард III», «Генрих IV» и «Генрих V»

Из отдельных хроник Шекспира складывается целая история утверждения династии Тюдоров. Давайте узнаем, чем хроники отличаются от остальных произведений Шекспира.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

🕰 Многие трагедии отсылают к прошлому: для современников «Король Лир», «Макбет» или «Юлий Цезарь» воспринимались как отражение реальности. К хроникам в Первом фолио отнесли только те пьесы, сюжеты которых касаются событий английской истории, результаты которых прямо повлияли на актуальную жизнь.

👑 Хроники можно читать как объяснение современного Шекспиру политического расклада — из отдельных сюжетов складывается история утверждения династии Тюдоров.

📖 В центре каждой пьесы — один из английских королей с начала 13-го до середины 16-го века: Иоанн, Ричард II, Генрих IV, Генрих V, Генрих VI, Ричард III, Генрих VIII (отец королевы Елизаветы). Затронутые события включают Войну Роз между Ланкастерами и Йорками и Столетнюю войну с Францией. Если читать пьесы в порядке исторической хронологии, мы увидим картину распада средневекового мира и объединения королевства под властью Тюдоров.

🗂 Шекспир основывался на исторических документах, но обращался с ними вольно. Его тексты — это авторская интерпретация, в которой главное место отводится характерам и их развитию.

В отличие от трагедий и комедий, жанр хроники не определяется исходом конфликта, пьеса может заканчиваться и победой, и поражением героя. В документальных хрониках доминировала идея Провидения, божественной воли, которой подчиняются короли и народы. А у Шекспира гораздо большее значение придается личностям, и политический провал похож на падение трагического героя.

🤜🤛 Сюжеты хроник — это политическая борьба, интриги, кровавые распри, предательства и измены. Власть — не только объект желания, но и тяжелый груз. Ричард II, раздавленный этим грузом, проявляет наибольшую проницательность. В одном из монологов он словно обобщает все хроники:

Давайте сядем наземь и припомним
Предания о смерти королей.
Тот был низложен, тот убит в бою,
Тот призраками жертв своих замучен,
Тот был отравлен собственной женой,
А тот во сне зарезан, — всех убили.
Внутри венца, который окружает
Нам, государям, бренное чело,
Сидит на троне смерть, шутиха злая,
Глумясь над нами, над величьем нашим.

💍 Буквально у Шекспира он говорит, что чело монархов окружает «пустая корона». Король — только функция, театральная роль, а подлинная, вечная власть над людьми есть только у смерти.

👥 В хрониках появляются и вымышленные персонажи, хотя Шекспир не позволяет им влиять на ход исторических событий. Самый яркий неисторический герой хроник — сэр Джон Фальстаф. Он появляется в «Генрихе IV» как комическая фигура — добродушный толстяк, пьяница и хвастун опрокидывает в своих шутках классические рыцарские ценности.

🎩 Фальстаф — также герой комедии «Виндзорские насмешницы», действие которой происходит уже в елизаветинскую эпоху. Из эпизодического персонажа хроники он стал одним из популярных новых архетипов.

«Ричард III», самая популярная хроника Шекспира, по структуре она ближе всего к трагедиям.

Давайте узнаем, как она устроена 👇

👤 Пьеса жестко организована вокруг заглавного героя — абсолютного злодея. Его Шекспир выбрал вместо противоречивого персонажа вроде Гамлета или Отелло — благородного, но отягощенного изъяном или фатальными ошибками. Весь сюжет — история преступлений. Ричард, герцог Глостер, последовательно устраняет препятствия на пути к престолу, одновременно уничтожая собственную семью.

📜 Пьеса открывается солилоквием Ричарда, который раскрывает зрителям свой дьявольский план. У него нет иллюзий, он не ищет себе оправданий. В мировоззрении он совпадает с Яго, но его амбиции гораздо масштабнее.

👅 Удивительнее всего в пьесе, что Ричард побеждает не за счет силы. Он — воплощение слабости: хромой горбун, уверенный, что у всех должен вызывать отвращение. В начале пьесы он объясняет свои мотивы этим, а не жаждой власти: раз не суждено стать героем-любовником, стану злодеем. Его единственное оружие — речь, и убийства совершаются по его приказу. Красноречие делает Ричарда демоническим соблазнителем: перед ним не может устоять даже вдова убитого им принца.

🗺 В большинстве хроник мы видим большие панорамы, на сцене меняются страны и пейзажи. «Ричард III» на этом фоне выглядит почти клаустрофобически — только в самом конце появляется открытое пространство. Так зрители тоже оказываются в каждой сцене во власти героя, контролирующего весь мир. И поступки персонажей словно с каждым шагом Ричарда подтверждают его правоту: люди слабы, неверны, сами готовы подчиниться чудовищу.

👀 Если читать «Ричарда III» как историческую хронику, то это очевидный пример тенденциозной интерпретации истории: реальный Ричард вовсе не был таким монстром. Шекспир следовал версии историков своей эпохи, которым было важно мотивировать смену династий: приход в власти Тюдоров должен был выглядеть моральной победой. Но, как мы знаем, Шекспир мог и не следовать оценкам историков — Ричард-злодей просто лучше вписывается во внутреннюю логику хроник и позволяет создать мощный образ.

✍️ В поражении Ричарда есть внешний и внутренний план. К финалу выясняется, что удержать власть он все же не в силах — гениальность его манипуляторства проявляется в диалогах, а не на поле битвы. Ричард сближается с героями трагедий и переживает внутренний конфликт: даже ему не удается забыть о совести. Его преследуют в видениях тени его жертв, и последние сцены с Ричардом показывают его пленником собственного одиночества и страха:

Отчаянье! Никто меня не любит.
Умру — не пожалеет ни один.
И в ком бы мог я встретить жалость, если
Во мне самом нет жалости к себе?

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Хроники «Генрих IV, часть 1», «Генрих IV, часть 2» и «Генрих V» объединяет общий герой, который из второстепенного вырастает в главного — сын Генриха IV. Давайте узнаем, как Шекспир работает со временем и через какие события раскрываются герои хроник.

Шекспир ради драматического эффекта сжал историческое время: за время действия двух частей «Генриха IV» проходит меньше полугода, хотя в реальности эти события заняли десятилетие.

👨‍🦳 Он также сделал Генриха IV больным стариком, чтобы подчеркнуть конфликт поколений, который и становится главной темой этой хроники.

👑 Генрих IV предстает королем в осаде в собственном королевстве. Генрих собирается начать крестовый поход, но ему приходится защищать ближайшие границы и отбиваться от потенциальных претендентов на престол.

⚡️ Главный конфликт — разлад между Генрихом и его сыном. Младший Генрих, принц Хэл, как его называют в хронике, — бунтующий подросток: он проводит время в тавернах в компании веселого Фальстафа. Но Фальстаф свободен выбирать образ жизни, а на принце лежит груз ответственности, о чем отец пытается ему напомнить.

🤴 Вторая часть «Генриха IV» посвящена больше сыну, чем отцу. Генрих-старший как персонаж остается неизменным и играет все ту же статичную роль окруженного врагами монарха, а Генрих-сын стремительно развивается. Он делает внутренний выбор: отвергает Фальстафа, принимает свою судьбу. Пьеса заканчивается смертью отца и воцарением сына: это история о смене эпох и о личном взрослении.

⚔️ В «Генрихе V» выясняется, что из беспутного принца получился харизматичный и сильный король. Сюжет хроники — история войны с Францией, которую начинает Генрих, чтобы доказать свое право на власть.

🛡 Война у Шекспира показана не в духе рыцарского романа, не как фантазия о подвигах: поход Генриха в пьесе — это прежде всего столкновение со смертью. Ключевая сцена — перед битвой при Азенкуре (1415 год), где англичане победили во всем превосходившую их французскую армию. У Шекспира смысл исторической победы кроется в личности героя.

🗡 Генрих V проводит ночь перед боем, блуждая по лагерю неузнанным: он разговаривает с потерявшими надежду солдатами, а затем подводит итог в печальном солилоквии о бремени власти. Это вторая стадия его взросления: в предыдущей хронике он принял свой долг, но только теперь осознал его тяжесть.

🗣 В следующей сцене Генрих произносит один из самых известных шекспировских монологов. Но это не солилоквий, а речь военачальника перед боем — прообраз. Генрих объявляет, что все, кто боится смерти, может свободно уйти. А оставшимся он обещает не победу, а бессмертие — в шекспировском понимании.

🛡 День сражения — праздник святого Криспиана — станет днем памяти, а имена его участников войдут в будущие повести:

И Криспианов день забыт не будет
Отныне до скончания веков;
С ним сохранится память и о нас —
О нас, о горсточке счастливцев, братьев
.

➡️ Эта строка — «We few, we happy few, we band of brothers» — стала лозунгом всех идеальных союзов, дружбы и братства, далеко не только в военном контексте.

Генрих V, как и Гамлет, меняется с каждой эпохой:

1 – Лоуренс Оливье в фильме 1944 г.
2 – Том Хиддлстон в сериале BBC «Пустая корона» 2012 г.

🎞 Давайте посмотрим начало «Ричарда III» в постановке Юрия Бутусова в театре «Сатирикон».

Время просмотра 〰️ первые 6 минут.

👇 Спектакль начинается с монолога Ричарда из другой пьесы — из хроники «Генрих VI, ч. III». Как вы думаете, почему режиссер решил использовать этот монолог?

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4800₽ 2400₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;