Уильям Шекспир
Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет»
Трагедия — жанр, который в первую очередь ассоциируется с Шекспиром. Разберемся, что это за жанр, и обсудим главные трагедии Шекспира.
❇️ В театрах мира из наследия Шекспира чаще всего ставят именно трагедии. Шекспир обратился к трагедии сравнительно поздно, любовь публики он завоевал комедиями и фарсами, а также хрониками, часть которых близка к трагическому жанру.
⭐️ Из 9 трагедий Шекспира только две — «Тит Андроник» и «Ромео и Джульетта» — написаны в 1590-е годы, а остальные в последние 15 лет его жизни — это «Юлий Цезарь», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра» и «Кориолан».
📜 Авторы ренессансных трагедий ориентировались на древнеримские образцы и жанровые правила, известные из «Поэтики» Аристотеля. Но с античными источниками обращались свободно, адаптировали и форму, и содержание трагедии к гуманистическому мировоззрению. Центром трагедии стал яркий и сложный герой, вовлеченный в неразрешимый конфликт.
🌐 Мир трагедии условный, это не портрет конкретной эпохи или страны. Шекспир часто выбирает необычное для лондонских зрителей место действия — Италия, Скандинавия, Шотландия, неопределенное прошлое.
🎩 Стоит помнить, что театр этого времени не знал историзма: костюмы на актерах были современные, костюм показывал не национальность или эпоху, а социальный статус персонажа. Трагедия Шекспира говорит о человеке вообще, а не о нравах датских принцев или венецианских мавров.
👇 Можно выделить общие принципы всех шекспировских трагедий:
➖ Трагический недостаток героя. Его называют также греческим словом «гамартия»: у Аристотеля это ошибка, промах, из-за которого герой терпит фатальную неудачу. У Шекспира гамартия не в действиях, а в характере. Нерешительность Гамлета или ревность Отелло ведут к цепи событий, результат которых — катастрофа.
➖ Внутренний конфликт. Трагический герой противоречив, способен сомневаться и чувствовать вину. Безвыходность мотивирована свойствами его личности больше, чем внешними обстоятельствами.
➖ Герой должен обладать высоким статусом, как и в античной трагедии. Трагическими героями становятся короли и аристократы, потому что от их решений зависят судьбы других людей.
➖ Падение героя. Трагедия всегда заканчивается гибелью, которую герой в той или иной степени сам навлек на себя.
➖ Нет полной справедливости. Добро у Шекспира никогда полностью не побеждает зло, но и злодеяния не остаются безнаказанными. Финал трагедии — разрушительный, опустошающий для всего мира.
➖ Сверхъестественные элементы. В шекспировской трагедии нет понятия рока, но могут действовать сверхчеловеческие факторы — мистика или случай. Призрак в «Гамлете», ведьмы в «Макбете» или фатальное недоразумение в финале «Ромео и Джульетты» указывают, что не все подвластно человеческой воле.
➖ Пятиактная композиция. Каждое действие соответствует этапу развития конфликта. 1-й акт представляет героев и объясняет исходную ситуацию, во 2-м акте интрига усложняется, в 3-м конфликт достигает пика и обнажается недостаток героя. В 4-м акте движение к падению уже бесповоротно, как снежный ком и приводит к финальной гибели героя или героев в 5-м акте.
«Ромео и Джульетта» — ранняя трагедия Шекспира, написанная между 1593 и 1596 годами. Давайте узнаем, откуда Шекспир взял сюжет и на что надо обратить внимание в этой трагедии.
✍️ Шекспир позаимствовал сюжет из «Трагической истории Ромеуса и Джульеты» Артура Брука (1562). Это поэма, основанная на французской трагедии Пьера Буато, который в свою очередь использовал сочинение итальянца Маттео Банделло, а тот пересказал новеллу Луиджи да Порто. Цепочку можно довести и дальше, до античного мифа о Пираме и Фисбе, рассказанного Овидием. И даже враждующие семьи Монтекки и Капулетти упоминаются в «Божественной комедии» Данте.
❓ В чем сюжет трагедии?
👨👩👦⚡️👨👩👧 Семьи Монтекки и Капулетти поглощены давней смертельной враждой. Ромео Монтекки в начале пьесы страдает от неразделенной любви. Чтобы отвлечься, он проникает на бал-маскарад в доме Капулетти и встречает Джульетту.
👩🦱🧑🦱 Герои — подростки, Джульетте всего 13. Их охватывает любовь с первого взгляда, и они сразу же втайне венчаются. Между знакомством и венчанием проходит меньше суток. Это необычно: запретная любовь в трагедиях, как правило, показывается уже прошедшей развитие. В «Ромео и Джульетте» любовь моментальна, не знает сомнений и не нуждается в развитии или доказательствах.
🩸 В фатальной ссоре двоюродный брат Джульетты Тибальт смертельно ранит друга Ромео, Ромео убивает Тибальта и вынужден бежать из города. Пьеса однозначно становится трагедией только когда план спасения оборачивается гибелью. Джульетта выпила снадобье, чтобы притвориться мертвой, Ромео поверил в ее смерть и покончил с собой, за этим следует самоубийство Джульетты.
❤️ В поэме Брука мораль заключалась в том, что юношеская любовь опасна, и взрослые должны удерживать молодых в рамках. У Шекспира в финале звучит приговор обеим семьям: злодеи в этой пьесе — все взрослые, чей бессмысленный раздор привел к смерти детей.
🎲 Текст насыщен поэтической образностью, метафорами и словесными играми. Как и в сонетах, в «Ромео и Джульетте» важно противопоставление света и тьмы. Сами герои объясняются в любви с помощью традиционных поэтических образов света. При первой встрече с Джульетой Ромео восклицает:
«Она затмила факелов лучи!
Сияет красота ее в ночи,
Как в ухе мавра жемчуг несравненный».
🌤 Появление Джульетты на балконе он сравнивает с восходом солнца, и Джульетта подхватывает тему: любовь — молния, возлюбленный — звезды. Свет в тексте — всегда вспышка чего-то исключительного, а темнота — норма, обыденность.
🗣 Пьеса полна мрачных предсказаний, особенно в репликах Ромео: он постоянно говорит о насилии и смерти. Перед венчанием он в нетерпении говорит брату Лоренцо:
«Соедини лишь нас святым обрядом,
И пусть любви убийца — смерть — придет:
Успеть бы мне назвать ее своею!»
«Таких страстей конец бывает страшен», — отвечает Лоренцо, хотя в этот момент еще не случилось ничего непоправимого. Такие намеки окрашивают обреченностью все течение событий от мрачного пролога к финалу — даже в сценах, где герои абсолютно счастливы.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
«Гамлет» — пьеса, которую чаще всего ставят в театрах во всем мире. Давайте узнаем ее литературные источники и разберемся, чем уникальна эта трагедия.
📖 У сюжета трагедии есть источники: самые ранние — в средневековых исландских легендах. Скандинавский «Амлет» известен с 12 века, и до Шекспира дошел, скорее всего, через французский пересказ 16 века. Но это относится только к канве событий, истории мести за отца: большая часть содержания трагедии уже чисто шекспировская.
🇩🇰 Автор сохранил указание на северное происхождение сюжета: действие пьесы происходит в Дании. Реальный замок Кронборг в Хельсингоре (Эльсинор у Шекспира) принимает туристов как «гамлетовский замок».
🦹 Есть легенда, что Шекспир играл на сцене роль Призрака (Тени), то есть отца Гамлета, но ее нельзя подтвердить. Возможно также, что на автора повлияла смерть его сына, Хэмнета в 1596 году.
📗 «Гамлет» — самая большая пьеса Шекспира, в ней 4042 реплики, из них 1530 произносит главный герой. Ее почти никогда не ставят полностью — полный спектакль должен длиться примерно пять часов.
🔐 В «Гамлете» не одна, а три основные интриги. В каждую отдельную линию вовлечена только часть персонажей, а соединяет все финальная катастрофа.
1️⃣ Первая линия — месть. Принцу Гамлету является привидение его отца и сообщает, что дядя и отчим Гамлета Клавдий убил своего брата и женился на его вдове: сын обязан отомстить. Гамлет не уверен в подлинности видения и медлит с исполнением своей задачи. Он притворяется безумцем, чтобы обмануть предателей.
2️⃣ Вторая линия — любовная история Гамлета и Офелии. Принц отвергает влюбленную в него девушку, она сходит с ума и кончает с собой. Первую и вторую линии связывает отец Офелии Полоний, которого Гамлет убивает, когда Полоний шпионит за ним. Гамлет погибает в поединке с братом Офелии Лаэртом.
3️⃣ Третья линия выводит сюжет в более широкое политическое поле: разлад в датской королевской семье ведет к кризису, который закончится воцарением норвежского принца Фортинбраса.
👤 Движение действия привязано к поступкам Гамлета, и герой необычен тем, что рефлексирует каждый свой шаг. Шекспир вольно обращается со временем, нельзя точно установить, сколько проходит от начала до конца трагедии — так тоже создается ощущение, что пьеса управляется внутренним миром героя.
🗣 Гамлет несколько раз как бы останавливает действие и произносит монологи, которых не слышит никто из персонажей. Такой «внутренний монолог» называют солилоквием.
📌 Солилоквии — важнейшая часть структуры шекспировской трагедии: в них задаются самые серьезные вопросы, и адресованы они зрителям, которые присоединяются к мысли персонажа.
💬 Солилоквии Гамлета связаны с размышлениями о смерти, скоротечности времени, смысле жизни и природе человека. Всего их семь, в каждом отражается очередная стадия внутреннего конфликта. Самый известный — четвертый, который начинается вопросом «Быть или не быть» — «To be or not to be». Как звучат солилоквии, можно послушать в записи великого шекспировского актера Джона Гилгуда.
🤭 Солилоквий выражает все, что герой не может сказать вслух, потому что его не поймут, он никому не доверяет или хранит тайну. В «Гамлете» свой солилоквий есть и у Клавдия, который оказывается глубже стандартного злодея.
🔳 Весь текст пьесы охвачен темой смерти и распада. Яд, которым отравлен отец Гамлета, превращается в символ разложения. В репликах героев все время упоминаются болезни, язвы, яды. В сознании Гамлета эта мысль вырастает до разрушения самого времени («Распалась связь времен»): трагическому герою не под силу восстановить уже разрушенный мир.
В «Гамлете» Шекспир прибегает к приему «театра в театре», достаточно распространенному в ренессансной драматургии.
Давайте посмотрим, как это сделано в пьесе 👇
❇️ Гамлет заказывает актерской труппе спектакль, который должен разоблачить Клавдия. Пьеса «Убийство Гонзаго», которую использует Гамлет, — пародия Шекспира на к тому времени уже вышедший из моды стиль, с цветистой риторикой и ходульными персонажами.
🎭 Пьеса предваряется пантомимой: тоже архаичной формой театра с точки зрения шекспировских современников. Гамлет меняет текст этой вымышленной пьесы, но мы не знаем точно, какие фразы придумал он. Только характер убийства (яд, влитый в ухо) однозначно подсказан принцем.
📖 Сюжет «трагедии мести», популярной в английском театре и до Шекспира, часто включает те же элементы, что в «Гамлете» — предательство, братоубийство, измена. Гамлет обнажает театральность самой жизни, доводит до абсурда банальность преступления, жертвой которого стал его отец и он сам.
🐭 В разговоре с Клавдием Гамлет насмешливо переименовывает пьесу в «Мышеловку». Она должна сработать, как механизм — но детективной сцены с разоблачением не получается. Гамлет с помощью спектакля доказывает виновность Клавдия скорее самому себе, чем семье и придворным.
🎩 Гамлет параллельно и сам разыгрывает спектакль. Сцены его общения с актерами доказывают зрителю, что безумие Гамлета разыграно. Во время представления он устраивает свой собственный фарс.
🤹 Идея поставить пьесу возникает у Гамлета, когда он сравнивает себя с актером из бродячей труппы. Актер читает монолог Энея из некоей пьесы на античный сюжет и со слезами на глазах говорит о несчастной судьбе Гекубы. Гамлета волнует не сюжет пьесы, а сила чувства актера. В солилоквии он винит себя в слабости:
«Не стыдно ли, что этот вот актер
В воображенье, в вымышленной страсти
Так поднял дух свой до своей мечты,
Что от его работы стал весь бледен;
Увлажен взор, отчаянье в лице,
Надломлен голос, и весь облик вторит
Его мечте. И все из-за чего?
Из-за Гекубы! Что ему Гекуба,
Что он Гекубе, чтоб о ней рыдать?» (пер. М. Лозинского).
🗡 Было бы логичнее Гамлету, устыдившемуся своей трусости, сравнивать себя с эпическими героями, воинами, мстителями. Шекспир меняет тему на более сложную. Театральная иллюзия оказывается более сильной и подлинной, чем реальность, и Гамлет, впервые решившись действовать, выбирает в качестве оружия театр.
👨 Театральная природа героя не менее важна, чем глубина и противоречивость его характера. Гамлет неслучайно стал главной ролью мирового театра. Ускользающий персонаж может быть сыгран бесконечным числом способов.
👩🦱 Поэтому Гамлет — редкая роль в истории театра, которую давно играют и мужчины, и женщины: одно из самых знаменитых воплощений Гамлета принадлежит Саре Бернар, а первый раз принца сыграла актриса еще в середине 18 века.
📖 Давайте прочитаем стихотворения, посвященные Офелии.
🔸 Афанасий Фет «Офелия гибла и пела...» (1846)
🔹 Александр Блок «Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене» (1898)
🔸 Марина Цветаева «Офелия — Гамлету» (1923)
👇 Чем, на ваш взгляд, этот образ привлекает поэтов?
О стихах и прозе в пьесах Шекспира
Трагедия «Король Лир» написана в 1605–1606 гг. Давайте узнаем историю создания текста и поговорим о персонажах и центральном образе трагедии.
❇️ В фолио 1623 года пьесу отнесли к трагедиям, но в первом издании она выходила под названием «Правдивая история-хроника о жизни и смерти короля Лира...». Современники Шекспира считали положенную в основу пьесы легенды реальным сюжетом из древней британской истории. Король Лир фигурирует в средневековых текстах, и Шекспир не был первым, кто перенес его историю на сцену. В конце 16 века в театрах шла пьеса о Лире, автор ее остался неизвестным: Шекспир, скорее всего, использовал ее текст, но расширил сюжет, добавил фигуру шута и полностью изменил концовку.
👑 Разлад между Лиром и его дочерьми сюжетно восходит к древней формуле: отец испытывает своих детей. Старик Лир совершает фатальную ошибку. Решив разделить королевство между детьми, он объявляет, что та из дочерей, кто больше его любит, получит большую часть. Две дочери — Гонерилья и Регана — соревнуются в гиперболах, а третья, Корделия, отказывается играть по этим правилам и говорит о своей любви искренне. Лир в гневе лишает ее наследства.
⚡️ Лир отличается от других трагических героев тем, что его изъян сразу очевиден. Он заведомо неправ, и весь остальной текст — стадии его падения, которое влечет за собой развал и семьи, и королевства, и, возможно, всего мироздания.
👸 Дочери Лира выгоняют отца из королевства. Параллельно рушится еще одна семья — Глостера: его внебрачный сын Эдмунд оговаривает своего брата Эдгара, Глостер и Эдгар окажутся в изгнании вместе с Лиром. Трагедия следует за изгнанниками: утрата и разочарование ведут их к прозрению.
🤯 Обезумевший и страдающий Лир ближе к истине, чем Лир-король в начале пьесы. Подобные перевороты происходят почти со всеми персонажи пьесы — кроме Корделии и шута.
🃏 Шут — самый необычный персонаж трагедии, ведь место шута в комедиях и фарсах. Шекспир часто вводит в пьесы шута («дурака», fool) или клоуна: из традиционной фарсовой роли он делает новый тип персонажа. Шут единственный, кто может безнаказанно говорить правду: в «Короле Лире» только он с самого начала понимает, что происходит и почему Лир обрекает себя на провал. Но шут — не голос разума и не проповедник, его функция хаотическая — иронией уничтожать иллюзорный порядок.
🌊 Центральный образ трагедии — буря. Если в «Гамлете» распад изображался как болезнь, отравление, то в «Лире» это стихийное бедствие. Глостер видит дурной знак в солнечном и лунном затмении: «Что бы ни говорили об этом ученые, природа чувствует на себе их последствия. Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь. В городах мятежи, в деревнях раздоры, во дворцах измены, и рушится семейная связь между родителями и детьми».
🐭🦉 В «Лире» также множество упоминаний животного мира. Все персонажи сравниваются с животными — крысами, волками, овцами, собаками, совами, обезьянами и т. д. Английский исследователь Шекспира Дж. Б. Харрисон писал об этой стороне трагедии: «Шекспир словно стремится показать мир, в котором большинство людей на самом деле звери, и лишь редкие исключения — настоящие люди». А в фильме Григория Козинцева звери включаются в глобальную катастрофическую картину.
«Макбет» (1606), как и «Король Лир», восходит к историческим легендам. Давайте узнаем, на чем основан сюжет трагедии и обсудим, какие темы затронул Шекспир в этой пьесе.
📖 Основа сюжета — в «Хрониках Англии, Шотландии и Ирландии» Рафаэля Холиншеда, изданных в 1577 году, но Шекспир объединил в трагедии несколько разных эпизодов хроник и сильно сократил время правления Макбета. Сам Макбет у Холиншеда ничем не похож на шекспировского героя и играет скорее позитивную роль.
✨ В «Макбете» сильнее всего звучит тема судьбы и сверхчеловеческих сил — но падение героя обусловлено его собственными решениями.
🛡 В начале трагедии шотландские военачальники Макбет и Банко после победы над восстанием встречают трех ведьм. Они предсказывают, что Макбет станет королем, а Банко — основателем королевской династии. Макбет рассказывает о предсказании жене, и так запускается трагическая цепочка событий. Леди Макбет подталкивает мужа убить короля Дункана и занять его место. Макбет становится королем, но его мучают страхи: число его жертв растет, и с ним растет паранойя.
🧙 Губит Макбета другая серия сбывающихся предсказаний. Ведьмы вызывают призраков, а те сообщают, что Макбету не повредит «никто из тех, кто женщиной рожден», пока «Бирнамский лес не выйдет в бой на Дунсинанский холм». Как и положено, невозможное сбывается: Макбета побеждает Макдуф, который появился на свет с помощью кесарева сечения, а «оживший лес» — просто маскировка вышедшего против Макбета войска.
💫 Сцены с ведьмами придают пьесе полуфантастический колорит. Их реплики выделяются ритмически: предсказания написаны рифмованным хореем, то есть нормальный шекспировский ритм, ямб, меняется на противоположный. Речь ведьм кажется бессмыслицей, но постепенно раскрывается, что это и есть истина. Вопрос, насколько Макбет свободен в своем выборе, ведет ли его судьба, можно ли было изменить то, что знают ведьмы, остается открытым.
⚫️ Другая неопределенность — смерть леди Макбет. Она делит с мужем роль трагического героя: честолюбие как трагический изъян присуще ей больше, чем самому Макбету, и муки совести в ее линии выражены более сильно. Но мы не знаем, как она погибает: смерть происходит за сценой, и Макбет решает, что это самоубийство.
🗣 Макбет после смерти жены произносит солилоквий «To-morrow, and to-morrow, and to-morrow», который разбирают на цитаты почти так же часто, как «Быть или не быть». В переводе Пастернака:
«Мы дни за днями шепчем: “Завтра, завтра”
Так тихими шагами жизнь ползет
К последней недописанной странице.
Оказывается, что все “вчера”
Нам сзади освещали путь к могиле.
Конец, конец, огарок догорел!
Жизнь — только тень, она — актер на сцене.
Сыграл свой час, побегал, пошумел —
И был таков. Жизнь — сказка в пересказе
Глупца. Она полна трескучих слов
И ничего не значит»
🎭 С «Гамлетом» текст перекликается идеей жизни как театра, но здесь жизнь — еще и текст, написанный чужой рукой, и буквально «повесть, рассказанная идиотом, полная шума и ярости». Макбет — воин, король, убийца — считает себя и всех людей беспомощными игрушками.
🤫 Мистическая атмосфера пьесы породила устойчивое театральное суеверие: по легенде, в театре нельзя произносить «Макбет», английские актеры до сих пор говорят «шотландская пьеса».
О безумии шекспировских героев
🎲 Мы уже довольно много узнали о Шекспире и его пьесах. Предлагаем проверить свои знания о театре эпохи Шекспира в увлекательном тесте.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день