Советские шестидесятники
Герои времени: Зверев, Яковлев, Краснопевцев, Ситников
Среди художников-индивидуалистов были и особенно выдающиеся личности. Сегодня обсудим четыре важных имени, узнаем, что необычного было в творчестве этих художников, и как складывалась их жизнь.
1. Журнал Life с автопортретом Зверева
2. Автопортрет
3. Портрет Асеевой
4. Муза
5. Портрет Анииты Апазидис
6. Портрет Полины
7, 8. Женские портреты
9. Портрет генсекретаря ООН
Анатолий Зверев
1, 2. Обнаженная
3. Нос (иллюстрация к книге)
4. Композиция с конем
5. Собака
6. Деревья
7. Николина гора. Сосны
8. Николина гора
9. Парусные лодки
10. Букет
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяНачнем с Анатолия Зверева.
🔝 Анатолий Зверев — лучший русский рисовальщик по мнению Пикассо. Его работы покупали русские коллекционеры. Благодаря деятельности советского коллекционера Георгия Костаки, творчество Зверева стало хорошо известно в дипломатических кругах и на Западе. Он даже написал портрет генсекретаря ООН Дага Хаммаршельда. Иностранцы с удовольствием приобретали его работы.
👨🎓 Зверев не получил законченного академического образования. Он учился сам, главным своим учителем считал Леонардо да Винчи и говорил, что превзошел его. Источники вдохновения Зверева: Левитан, Саврасов, затем Врубель, фовисты и постимпрессионисты (их работы показали в 1953 году в Москве).
🤪 У Зверева был своеобразный характер. Неряшливый и брутальный, он всегда шутил, был вечно пьяным человеком-карнавалом, носил рубашки наизнанку, фамильярничал с посторонними. Но за талант ему все прощали.
✊ Для современников Зверев воплощал дух свободы. Он отказал Третьяковке, когда та хотела купить его работы, Зверева преследовали за тунеядство, закрывали в психушку. Он был равнодушен к славе и деньгам, скитался по друзьям, мог написать портрет за две минуты с помощью кетчупа и горчицы.
1️⃣ Зверева называли «первым русским экспрессионистом». Когда на выставке Поллока в Москве в 1959 году кто-то сказал Звереву: «Вот кому вы подражаете», тот ответил «Ну, это академизм. Я ушел гораздо дальше». Он действительно начал писать на фанере, разбрызгивая краски, еще до Поллока.
✍️ Зверева не интересовала абстракция сама по себе. Он соотносился с абстрактными экспрессионистами только тем, что его манеру работы можно отнести к «живописи действия».
▪️ Процесс создания его работ напоминал технику дриппинга (он обливал бумагу и все вокруг, бросал кисть в таз, затем доставал, набирал гуашь разных цветов и начинал рисовать. Капли разлетались в разные стороны, краску Зверев размазывал тряпками, а иногда даже ботинком. Мог писать чем угодно: бритвенным помазком, ножом, окурком.
🕺 Зверев всегда импровизировал и превратил момент создания картины в перофманс. Он часто писал на глазах у друзей, делая из написания картины фарс, оставлял картины в благодарность за ночлег.
🎨 Зверев работал с разными материалами и не использовал чистые цвета, поэтому поверхность его картин напоминает мрамор. Он работал тушью, гуашью, маслом, акварелью в сухой технике на мокрой бумаге. Часто смешивал материалы: масло с акварелью, акварель с тушью. Мог смешивать краски со свеклой, творогом, вином, пеплом, соломой, чтобы получить необычные цвета и фактуры.
🔀 В его работах смешаны черты многих стилей. Больше всего в них можно увидеть от фовизма, абстракционизма, экспрессионизма.
💭 В портретах Зверева мало сходств, но много душевного состояния. Его музой была Оксана Асеева (вдова Асеева). В момент знакомства ей было 76 лет, что на 39 лет старше художника. Он всегда изображал ее рыжеволосой молодой красавицей. Если его модели возмущались и кричали «Это не я!», он отвечал «Если я тебя написал, значит, ты».
🏢 В Москве есть музей Анатолия Зверева — частный музей одного художника, который создан после выставки 2012 года.
1. Портрет ветра
2. Портрет профессора Мясникова
3. Абстрактная композиция (под влиянием Поллока)
4. Женщина с обнаженной грудью
5. Композиция с крестом
Владимир Яковлев
1. Кошка с красными глазами
2. Кошка с птицей
3. Рука с цветком
4. Белый цветок в вазе и яблоко на красном столе
5. Два голубых цветка в вазе и яблоко на круглом столе
6. Три яблока и голубой цветок на столе
7. Белый цветок на черном фоне
8. Цветок на красном фоне
Владимир Яковлев — талантливый художник с тяжелой судьбой. Давайте посмотрим на манеру его творчества и трудную жизнь.
💔 Большую часть своей жизни Яковлев провел в психиатрических больницах. Он наблюдался у психиатра с 11 лет. Когда художник чувствовал, что приближается ухудшение, то сам просил отвезти его в больницу. С 16 лет он начинает терять зрение. Писать Яковлев мог только вплотную приблизив лицо к холсту.
🤓 У Яковлева не было художественного образования, он был русским самородком. Живопись увлекла его после Фестиваля молодежи. У Яковлева сразу стало получаться. Друзья называли его «русским Ван Гогом».
🔘 В ранних работах он пробовал разные манеры. Больше всего обращался к абстракции и экспрессионизму под впечатлением работ Поллока. У Яковлева была ювелирная техника — филигранная пуантель. Но из-за падающего зрения он со временем перешел к широким энергичным мазкам и фиксировал только самое главное.
💬 Яковлев не играет со смыслами. Все его работы трагичны и автопортретны — это символы, отражение души. Он осознанно упрощает изображение, чтобы убрать все лишнее и оставить только суть.
〰️ Его работы предельно обобщены и максимально просты. Но несмотря на простоту, работы оставляют ощущение динамики за счет того, что он кадрирует изображение, смещает линию горизонта и перспективу.
▪️ Например, одна часть картины строилась с помощью классической перспективы, а на второй перспектива отсутствовала, и на первом плане просто оказывался самый важный предмет.
🥀 Самые известные серии Яковлева — коты и цветы. Все, что он изображает, портретно. Его цветы не назовешь натюрмортом, а котов — анимализмом. Перед нами не цветок или кот, а портрет цветка, кота или рыбы.
▪️ Котов он заимствовал у Пикассо, а цветок — символ недолговечного, хрупкого и мимолетного. Символ трагедии, которой была для него жизнь.
1. Кувшины
2–8. Натюрморты
Дмитрий Краснопевцев — еще один представитель неофициального искусства, мастер «метафизического натюрморта». Давайте посмотрим, что это значит.
💭 Для работ Крансопевцева характерен отказ от реальности и обращение к глубоким уровням осмысления действительности. На Западе в подобном стиле работали Джорджо Моранди и де Кирико.
🗣 «Красоту необходимо заключить в раму формы, иначе она ускользнет»
🔀 В творческой манере Краснопевцева переплетаются традиции символизма и сюрреализма. Он помещает реальные предметы в безвременное пространство, изображает не вещи, а архетипы. Причем почти в каждой работе живой предмет соседствует с неживым.
💀 В своих натюрмортах он изображал предметы советского быта: керамические горшки, сухие растения, раковины. Это — «черепа вещей», символы иллюзорности мира.
1. Квартира Ситникова
2, 3. Кремль зимой
4. Москва
5. Монастырь
6. Проезд Параши Культяпкиной
Василий Ситников
1. Монастырь
2. Фигуры мужчины и женщины
3. Обнаженная
4. Сюжет
5. Пюре
6. Натюрморт
7. Натюрморт с ящерицей и вазой
8. Похищение Европы
Человек-легенда, гражданин без паспорта, «Юродивый СССР», «Вася-фонарщик», «Вася-русский сувенир» — все это прозвища Василия Ситникова.
#️⃣ В 1941 году Ситникова арестовали за то, что он собирал разноцветные немецкие листовки, чтобы на них рисовать. Это событие изменит его жизнь. В тюрьме он отлично отыграл роль сумасшедшего и попал на три года в психушку, где был официально признан душевнобольным.
🤪 В 1944 году Ситников вернулся в Москву, но продолжал виртуозно отыгрывать созданный образ сумасшедшего. Кабаков считает, что этот образ давал ему определенную свободу. Когда вся страна — это сумасшедший дом, то единственная форма выживания — быть безумным. А с безумцами системе сложней справится.
👨🎓 В своей мастерской Ситников открыл частную школу рисования. Он преподавал весьма своеобразно. Сам не пил и не курил и ученикам не разрешал, требовал строжайшего послушания. Ситников создал свой язык, на котором общался с учениками, и с помощью которого писал комментарии на их картинах. Язык назывался «как слышится, так и пишется». Кабаков называл его школу «сектой».
▪️ Говорили, что иногда он вел занятия голым, но у этого факта нет подтверждения.
🔀 В его зрелом творчестве Ситникова прослеживаются два направления: «пьяная черная Русь» (лубочные виды Москвы, соединенные с карикатурной реальностью советского бытия) и метафизические работы (натюрморты, обнаженные).
1️⃣ Лубочные картины пользовались огромным спросом у иностранцев. На них почти всегда присутствует снег и сам художник.
2️⃣ Метафизические работы поражают филигранностью исполнения и при этом не лишены юмора. Например, в работе на мифологический сюжет «Похищение Европы» Ситников изобразил быка, насилующего Европу, и назвал «Слезай, Европочка, приехали!».
🙏 Все заработанные деньги Ситников тратил на покупку икон, которые перед эмиграцией передал в дар музею Андрея Рублева.
Как Георгий Костаки спасал советский авангард
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день