Советские шестидесятники
Истоки и деление на группы
Истоки шестидесятых лежат в первых годах оттепели, когда художники активно осваивали как новые, так и уже известные направления. Но свободному искусству пришел конец после выставки к 30-летию МОСХа. Посмотрим, почему это произошло, и что было дальше.
В первые годы оттепели художники чувствовали себя свободными. Давайте посмотрим, какими путями двигался мир искусства.
🆕 Главная особенность этого времени — поиск новых ориентиров после многолетнего засилья соцреализма. И здесь было два пути.
🔙 Первый путь — обратиться к искусству русского авангарда. В то время оставалось еще много живых художников, которые знали об искусстве авангарда. Поэтому молодые художники стали ходить к ним в мастерские.
▪️ Прежде всего, это знаменитые «три Ф» — Фаворсикй, Фонвизин, Фальк. Некоторые коллекционеры русского авангарда устраивали выставки — например, Георгий Костаки.
🔜 Второй путь — ориентация на Запад. В то время познакомиться с западным искусством можно было благодаря журналу «Америка» и выставкам, которые стали регулярно проводиться в Москве.
▪️ Тогда проходили выставки Пикассо, Джексона Поллака, Марка Ротко, Виллема де Кунинга, Ива Кляйна.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Свободному искусству пришел конец в 1962 году после выставки художников-авангардистов студии «Новая реальность» под руководством Элия Белютина к 30-летию МОСХа. Давайте посмотрим, что произошло.
👴 Выставку посетил Хрущев. Он обошел выставку несколько раз, пообщался с художниками, но увиденного им искусства понять не смог. Хрущев обрушился на художников с ругательствами: «вы что, рисовать не умеете?», «вы мужики или педерасты проклятые?», «хочется плюнуть», «многое — мусор!». Работы художников были названы «мазней» и «дерьмом».
🙅♂️ Вердикт Хрущева: такое искусство советскому народу не нужно. Так на следующий день началась кампания против абстракционизма.
↔️ Художественный мир разделится на две части: одни пойдут по пути поиска компромисса с властью, другие уйдут в подполье. Их будут называть нонконформистами или вторым авангардом.
Обложки журнала «Знание — сила!» 1968 года
Чтобы быстро разобраться во всем многообразии нового художественного мира и догнать Запад, художники стали образовывать группы. Посмотрим, по какому принципу эти группы формировались, и назовем самые основные.
🌪 Главная особенность художников шестидесятников — необходимость осваивать все стили одновременно после долгой изоляции от западного искусства. У них не было возможности двигаться последовательно, нужно было сразу разбирать и абстрактный экспрессионизм, и поп-арт, и французскую абстракцию.
🤝 Для этого художники стали делиться на группы, причем не по художественному принципу, а по родству, службе или просто соседству.
☝️ Важно, что все эти группы не были школами. Здесь никто никого не учил. Все были равны, осваивали современное искусство и вместе разбирались в его особенностях.
▪️ Единственным исключением в этот период была школа Элия Белютина, ученики которой и провели выставку авангардного искусства к 30-летию МОСХа.
1️⃣ Лианозовская группа включала в себя семью Кропивницких, их зятя Оскара Рабина и друзей Лидию Мастеркову и Владимира Немухина. Лидером группы станет Оскар Рабин.
2️⃣ Члены группы Сретенского бульвара были соседями и объединились по территориальному принципу — мастерские находились рядом друг с другом. Членами группы были Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов, Иван Чуйков. Они станут прародителями концептуализма в России. Со временем их деятельность тоже превратится в настоящую школу.
3️⃣ Группу журнала «Знание — сила» объединяла работа. В 1968 году Юрий Нолев-Соболев, главный художник журнала, стал привлекать к работе авангардистов — Владимира Янкилевского, Эрнста Неизвестного, Виктора Пивоварова, Илью Кабакова, Анатолия Брусиловского.
💭 Формат журнала отлично подходил для художников-авангардистов, так как писал о научной фантастике и изобретениях. То есть, нужно было изображать не социалистическую действительность, а придуманные миры и абстрактные образы будущего.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день