angle-down facebook instagram vkontakte warning

Советские шестидесятники

Истоки и деление на группы

Истоки шестидесятых лежат в первых годах оттепели, когда художники активно осваивали как новые, так и уже известные направления. Но свободному искусству пришел конец после выставки к 30-летию МОСХа. Посмотрим, почему это произошло, и что было дальше.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

В первые годы оттепели художники чувствовали себя свободными. Давайте посмотрим, какими путями двигался мир искусства.

🆕 Главная особенность этого времени — поиск новых ориентиров после многолетнего засилья соцреализма. И здесь было два пути.

🔙 Первый путь — обратиться к искусству русского авангарда. В то время оставалось еще много живых художников, которые знали об искусстве авангарда. Поэтому молодые художники стали ходить к ним в мастерские.

▪️ Прежде всего, это знаменитые «три Ф» — Фаворсикй, Фонвизин, Фальк. Некоторые коллекционеры русского авангарда устраивали выставки — например, Георгий Костаки.

🔜 Второй путь — ориентация на Запад. В то время познакомиться с западным искусством можно было благодаря журналу «Америка» и выставкам, которые стали регулярно проводиться в Москве.

▪️ Тогда проходили выставки Пикассо, Джексона Поллака, Марка Ротко, Виллема де Кунинга, Ива Кляйна.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Хрущев на выставке к 30-летию МОСХа в 1962 году

Свободному искусству пришел конец в 1962 году после выставки художников-авангардистов студии «Новая реальность» под руководством Элия Белютина к 30-летию МОСХа. Давайте посмотрим, что произошло.

👴 Выставку посетил Хрущев. Он обошел выставку несколько раз, пообщался с художниками, но увиденного им искусства понять не смог. Хрущев обрушился на художников с ругательствами: «вы что, рисовать не умеете?», «вы мужики или педерасты проклятые?», «хочется плюнуть», «многое — мусор!». Работы художников были названы «мазней» и «дерьмом».

🙅‍♂️ Вердикт Хрущева: такое искусство советскому народу не нужно. Так на следующий день началась кампания против абстракционизма.

↔️ Художественный мир разделится на две части: одни пойдут по пути поиска компромисса с властью, другие уйдут в подполье. Их будут называть нонконформистами или вторым авангардом.

Обложки журнала «Знание — сила!» 1968 года

Чтобы быстро разобраться во всем многообразии нового художественного мира и догнать Запад, художники стали образовывать группы. Посмотрим, по какому принципу эти группы формировались, и назовем самые основные.

🌪 Главная особенность художников шестидесятников — необходимость осваивать все стили одновременно после долгой изоляции от западного искусства. У них не было возможности двигаться последовательно, нужно было сразу разбирать и абстрактный экспрессионизм, и поп-арт, и французскую абстракцию.

🤝 Для этого художники стали делиться на группы, причем не по художественному принципу, а по родству, службе или просто соседству.

☝️ Важно, что все эти группы не были школами. Здесь никто никого не учил. Все были равны, осваивали современное искусство и вместе разбирались в его особенностях.

▪️ Единственным исключением в этот период была школа Элия Белютина, ученики которой и провели выставку авангардного искусства к 30-летию МОСХа.

1️⃣ Лианозовская группа включала в себя семью Кропивницких, их зятя Оскара Рабина и друзей Лидию Мастеркову и Владимира Немухина. Лидером группы станет Оскар Рабин.

2️⃣ Члены группы Сретенского бульвара были соседями и объединились по территориальному принципу — мастерские находились рядом друг с другом. Членами группы были Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов, Иван Чуйков. Они станут прародителями концептуализма в России. Со временем их деятельность тоже превратится в настоящую школу.

3️⃣ Группу журнала «Знание — сила» объединяла работа. В 1968 году Юрий Нолев-Соболев, главный художник журнала, стал привлекать к работе авангардистов — Владимира Янкилевского, Эрнста Неизвестного, Виктора Пивоварова, Илью Кабакова, Анатолия Брусиловского.

💭 Формат журнала отлично подходил для художников-авангардистов, так как писал о научной фантастике и изобретениях. То есть, нужно было изображать не социалистическую действительность, а придуманные миры и абстрактные образы будущего.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;