Советские шестидесятники
Лианозовская группа и группа Сретенского бульвара
Одной из главных особенностей шестидесятников было их объединение в группы не по художественной манере, а по принципу родства или соседства. Поговорим о двух таких группах и познакомимся с их выдающимися представителями.
Начнем с Лианозовской группы.
1️⃣ Лианозовская группа стала первым объединением художников и поэтов. Лианозовцы все были очень разными, у них не было общего стиля. Их не интересовали социальные проблемы, но они говорили о тех сторонах советского быта, которые в обществе было принято замалчивать.
🚂 Название группы возникло от железнодорожной станции Лианозово, недалеко от которой в барачных комнатах жили художники. В группе состояли семья Кропивницких, их зять Оскар Рабин и друзья Лидия Мастеркова и Владимир Немухин.
✊ Лидером группы был Оскар Рабин, поэтому с его переездом в Москву в 1965 году группа перестанет собираться.
🎙 Группа проводила поэтические вечера, выставки. Здесь редко бывали иностранцы, так как зарубежным гостям было запрещено выезжать за пределы Москвы, но именно иностранные журналисты стали первыми покупателями работа Оскара Рабина.
🏚 Лианозовцы писали быт рабочих, коммуналок и бараков окраин Москвы. За это их будут обвинять в унылости, в том, что они показывают неприглядную сторону советской жизни.
📣 В Лианозовскую группу кроме художников входили и поэты: Всеволод Некрасов, Игорь Холин, Генрих Сапгир. Очень часто из этого содружества возникали интересные работы. Например, «Сонеты на рубашках» Генриха Сапгира.
1. Пейзаж с колючей проволокой
2. Город
3. Завод в Тучково
4. Осень
5. Красавица
6. Портрет
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Создателем Лианозовской группы был Евгений Кропивницкий. Давайте поговорим о нем подробнее.
👨 Евгений Кропивницкий окончил Строгановское училище, работал декоратором в театре, руководил изостудией в Тучкове, был учителем рисования в московских школах.
✍️ Он писал стихи, картины, сочинял музыку. Его творчество как художника мало исследовано, а работы до 1940 года не сохранились.
🥺 Вся жизнь Кропивницкого прошла в бедности и нищете. «Сколько я себя помню, начиная с революции, я все время голодал и холодал».
🗯 Творчество Кропивницкого считалось неподцензурным. Как художник он писал барачные пейзажи, портреты жителей. Особенно интересны его лиричные женские портреты. А за свои стили он получил прозвище «поэт окраин».
«У забора проститутка
Девка белобрысая
В доме 9 — ели утку
И капусту кислую.
Засыпала на постели
Пара новобрачная.
В 112 артели
Жизнь была невзрачная.«
❌ После выставки в Манеже был исключен из Союза художников из-за обвинения в создании Лианозовской группы. При этом его работы в экспозиции не участвовали.
🙅♂️ В 1967 году была организована еще одна выставка лианозовцев в клубе «Дружба», которая была закрыта через два часа после открытия.
1. Оптимистический пейзаж
2. Помойка №8
3. Русский поп-арт №3
4. Советский рубль
5. Ура
6. 10 копеек в Прилуках
7. Лиаонозово
Лидером Лианозовской группы был зять Кропивницкого Оскар Рабин, первый художник, который начал вводить в картины изображения бытовых предметов. Давайте познакомимся с его творчеством.
💭 Творческая манера Рабина выделяла его среди остальных московских художников. В ней соединялся экспрессионизм и грубая фактура. Его пейзажи — это не просто отражение убогой действительности, а философское размышление о жизни (например, «Оптимистический пейзаж»).
🔝 Главная работа раннего периода — «Помойка №8». Здесь он очень близко подошел к поп-арту с его интересом к повседневности.
🔎 В работе Рабина «Русский поп-арт №3» можно увидеть предметы-символы эпохи, характерные для многих работ художника: водка и селедка. Появление предметов-символов не связано с американским поп-артом. Для Рабина это была жизнь советского человека, для которого водка имела огромное значение. Поп-арт лишь дал идею, что можно превратить этикетку в символ, просто увеличив ее до размера картины, и таким образом показать важность водки в жизни советских людей.
🧨 Еще одна культовая работа — «Советский Рубль». Это отклик на денежную реформу 1961 года. Реклама нового рубля была повсюду. Это картина-вещь. С одной стороны, перед нами живопись, которая упирается в вещь. С другой — это вещь, которая растворяется в живописи.
💪 В 1965 году Рабин смог переехать из барака в Лианозово в Москву. Этому событию посвящена его картина «Ура». С переездом закончатся и «лианозовские посиделки».
🧳 В 1974 году Рабин организует выставку на пустыре, которая вошла в историю под названием Бульдозерная. После этой выставки жизнь Рабина резко изменится: он лишится работы, а в 1978 году его с женой отправят в Париж и не разрешат вернуться.
🤩 Рабин был одной из самых видных фигур Лианозовской группы. К нему стояла очередь из покупателей, а картины раскупались мгновенно.
1. Мальчик
2. Автопортрет
3. Композиция №3
4. Разрез
5. Черный тоннель
6. Пейзаж
Группа Сретенского бульвара объединяла художников, чьи мастерские располагались в районе Сретенки. Давайте посмотрим, кто входил в группу, и обсудим их главные работы.
🤷♂️ Жители Сретенки сами себя никогда не считали группой. Для них это были просто посиделки в мастерской, где велись разговоры об искусстве.
👯♂️ Центром компании был Юрий Нолев-Соболев. Кроме него в группу входили Илья Кабаков, Юло Соостер, Эрик Булатов, Олег Васильев, Владимир Янкелевский, Эрнст Неизвестный. Позже Кабаков и Булатов станут известны, как лидеры концептуализма.
1️⃣ Илья Кабаков — один из самых дорогих художников второй половины 20 века и основоположник московского концептуализма. Он сделал имя на коммунальной теме.
⛓ В центре работ Кабакова маленький советский человек, мечтающий о свободе. Это человек, у которого нет личного пространства. На него постоянно кто-то давит: родители, воспитатели, партия, семья, работа. Это тотальная несвобода.
👦 В своей первой инсталляции «Мальчик» Кабаков пытается прорваться за пределы картины и разорвать с живописной традицией. Эта картина — пародия на ясность искусства.
🤳 Свою работу «Автопортрет» Кабаков написал под влиянием Фалька, у которого брал уроки.
➡️ Кабаков очень быстро перейдет к концептуальному искусству и начнет работать со словом и книгами.
2️⃣ Второй известный представитель группы Сретенского бульвара — Эрик Булатов, основатель концептуализма, соц-арта и советского поп-арта. Его имя в большей степени связано с 1970-ми.
💭 Работы Булатова — это размышление о свободе. Своими учителями он считает Фалька и Фаворского. Булатов работал в книжной графике, как и большинство художников 1960–1970 годов. Благодаря детской графике, у него была возможность выразить свою художественную индивидуальность.
〰️ Булатов увлекался абстракцией. Разобравшись с линией, плоскостью и пространством, он вновь вернулся к фигуративной живописи.
🔜 А в 1970 году Булатов начнет создавать картины-конструкции, включавшие разнообразные предметные вставки и станет одним из пионеров концептуализма наряду с Кабаковым.
1. Страх (автопортрет)
2. Глаз яйцо
3. Яйцо
4. Лунный пейзаж
5. Иллюстрация для журнала «Знания — сила»
6. Иллюстрация к книге Карла Эвальда «Туман»
7. За колючей проволокой
8. Солнечный день в лагере
Еще одним известным представителем группы Сретенского бульвара был эстонский художник и советский сюрреалист Юло Соостер. Давайте немного поговорим об его жизни и творчестве.
⛓ Соостер получил срок в 1949 году из-за того, что прохожий на улице случайно услышал, как молодые художники обсуждали мечту учиться во Франции. В итоге он был обвинен в измене родине и попытке угнать самолет в Париж и получил срок в 10 лет.
📖 После возвращения из лагеря Соостер перебирается в Москву и знакомится с Нолевым-Соболевым, который устраивает его на работу в журнал «Знания — сила». Там он работает художником-иллюстратором научной фантастики.
🥚 Позднее главной темой его творчества станет яйцо. На вопрос «что ты делаешь?» Сооостер отвечал «я занят яйцами». Яйцо — это символ жизни, рождения, форма оптимального выживания. Оно отражает состояние заключения и в то же время свободы. Соостер писал громадные яйца, яйца пасхальные, яйца в цветах, яйца над землей. Кроме яиц в его творчестве будут мелькать девушки-кентавры, загадочные рыбы.
😤 Соостер участвовал в выставке в Манеже в 1962 году. Известен его диалог с Хрущевым.
Хрущев: Это что?
Соостер: Лунный пейзаж.
Хрущев: А ты что, был там?
Соостер: Я так себе представляю.
Хрущев: Я тебя на Запад отправлю, формалист! Нет, я тебя вышлю. Нет, я тебя в лагерь отправлю!
Соостер: А там я уже был.
😔 После выставки Соостер лишился работы, но к тому времени был уже хорошо известен за рубежом. Его выставки проходили в Италии, Испании, Польше. Статьи выходили в американских журналах.
📽 В 1968 году Соостер работал над мультфильмом «Стеклянная гармоника». Это культовый фильм и для кинематографа, и для оттепели.
💔 Соостер умер в мастерской в 1970 году. После его смерти была организована выставка в Бельгии, для которой был построен павильон в форме лагерного барака.
🎞 Соостер никогда не выставлял свои лагерные рисунки. Публика увидит их только после его смерти. Рисунки вошли в фильм Андрея Хржановского «Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником», посвященный судьбе Юло Соостера.
📹 В 2020 году к 50-летию со дня смерти художника вышел документальный фильм Лилии Вьюгиной «Юло Соостер. Человек, который сушил платок на ветру».
О мультфильме «Стеклянная гармоника», режиссере мультика «Жил-был Козявин» и мультфильме «Желтая подводная лодка»
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день