Советские шестидесятники
Школа Элия Белютина «Новая реальность» и Эрнст Неизвестный
«Новая реальность» была оплотом неформального искусства СССР, хотя сама никогда не позиционировала себя как подпольная. Узнаем, как проходила работа в школе Белютина, а потом посмотрим на работы Эрнста Неизвестного.
Работы Элия Белютина
🧑🎨 Элий Белютин — художник и педагог. Он изучал историю художественного образования в России и мечтал о создании собственной уникальной школы нового типа, которая не имела бы аналогов ни в СССР, ни на Западе.
👨🏫 В 1954 году Белютин основал студию, где стал учить абстрактной живописи и свободе письма.
🆕 Он предложил новую систему воспитания художника. Художника, способного свободно и эмоционально воспринимать окружающий мир, а затем опираясь на свой эмоциональный опыт, разрабатывать новые изобразительные средства, новый художественный язык.
💭 Основными задачами Белютин видел активацию скрытого творческого потенциала, самореализацию, раскрытие собственного «я», интуитивное рисование, работу с эмоциями. «Пишите не то что видите, а что при этом испытываете. Создавайте не подобие предмета, но всю сложность переживаний, которыми вы в момент работы охвачены».
🎨 Реализовывать эмоции Белютин предлагал через модульную живопись. Модули отображали не сами предметы, а ощущение предметов и их взаимодействие в пространстве.
📖 Главный теоретический труд Белютина — «Теория всеобщей контактности», который представляет собой продолжение поиска Кандинского и Лентулова. Основная мысль работы заключается в том, что у человека есть потребность быть в контакте с искусством. Никто из учеников Белютина никогда не читал этот текст — они воспринимали его от учителя.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Вера Преображенская. Красный Стан
2. Тамара Тер-Геводян. Завод и рабочий поселок
Люциан Грибков
3. Поссорились
4. Пейзаж
5. Натюрморт
6. Встреча
Владислав Зубарев
7. Автопортрет
8–10. Работы без названия
У Белютина был особый подход к творчеству своих учеников. Давайте посмотрим, как проходил учебный процесс.
👯♂️ В своих мастерских Белютин создавал атмосферу коллективного творчества. Например, художник с учениками выезжал на пароходе на природу, вместе они писали и обменивались мнениями. Или собирались на даче Белютина в Абрамцево. Ему удавалось создать такую атмосферу, что ученикам все время хотелось писать.
🌪 На занятиях Белютин часто выводил своих учеников из зоны комфорта. Если атмосфера в студии становилась слишком спокойной, учитель мог специально вывести из равновесия или довести до слез.
🙃 В студии Белютина всегда были предметные композиции и натурщики, но задания были совсем не стандартные. Например, он мог попросить написать радугу одним цветом. Или изобразить одну и ту же натурщицу в начале в виде любящей матери, а затем — хладнокровного убийцы. Ученики рисовали на любых поверхностях и любыми предметами (в том числе швабрами и гвоздями).
🖼 Белютин выставлял работы своих учеников на Западе. Все художники слепо доверяли Белютину, и никто из них не стал отдельным именем. Поэтому о творчестве этих художников известно очень мало.
👨🎓 Самые знаменитые члены школы: Люциан Грибков, Вера Преображенская, Тамара Тер-Геводян и Владислав Зубарев, который продолжил теоретические изыскания учителя и создал теорию «темпорального искусства», разработав 9 проекций времени.
Произведения Эрнста Неизвестного сегодня есть в коллекциях разных стран мира. Поговорим о творчестве художника, который создал статуэтку Тэффи, надгробие Хрущева и Цветок лотоса в Египте.
🥇 Работы Неизвестного попали в музей, когда он был студентом. Работа 3 курса «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина» куплена Третьяковской галереей, а дипломная работа «Строитель Кремля Федор Конь» — Русским музеем.
🤭 Неизвестный выставлялся вместе с «Новой реальностью» на выставке в Манеже и вступил в полемику с Хрущевым, пытаясь убедить того, что стал жертвой провокации. Хрущев не знал, что Неизвестный уже получал награды за свои работы и резко раскритиковал произведения.
▪️ После смерти Хрущева его сын обратился к Неизвестному с просьбой выполнить надгробие на могилу отца. Неизвестный сделал памятник в двух цветах — черном и белом, как символ противоречивой натуры Хрущева.
↕️ Неизвестный очень любил масштаб. Он создал 150-метровый рельеф «Монумент Дружбы детей мира» в лагере Артек в Крыму, барельеф на 970 квадратных метров «Становление человека разумного» для Московского института электронной техники, и 87-метровый монумент «Цветок лотоса» на Асуанской плотине в Египте, за который получил первую международную награду в 1971 году.
💔 Параллельно Неизвестный создавал альтернативные произведения. В конце 1950-х появилась серия «Война это...», выразившая его главную мысль о войне: война это трагическое, противоестественное явление. Часть человека превращается в машину, железо входит в плоть и превращается в боль. В следующей работе Неизвестного «Роботы и полуроботы» человек уже осознанно борется с мертвым телом.
🌳 В работе «Древо жизни» человек порождает вторую природу, предметы, которые являются продолжением его рук, мозга, сердца. Это лента Мебиуса, сконструированная в форме сердца. В Библии древо — синоним сердца, а сердце — синоним креста. Древо жизни объединяет эти три понятия. Низменное и жалкое соединяется с вечным, чтобы стать благородным и осмысленным.
😔 Неизвестный довольно долго уживался с системой, но в 1976 году эмигрировал из-за того, что не мог творить так, как хотел.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день