angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Советские шестидесятники

Школа Элия Белютина «Новая реальность» и Эрнст Неизвестный

«Новая реальность» была оплотом неформального искусства СССР, хотя сама никогда не позиционировала себя как подпольная. Узнаем, как проходила работа в школе Белютина, а потом посмотрим на работы Эрнста Неизвестного.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Работы Элия Белютина

🧑‍🎨 Элий Белютин — художник и педагог. Он изучал историю художественного образования в России и мечтал о создании собственной уникальной школы нового типа, которая не имела бы аналогов ни в СССР, ни на Западе.

👨‍🏫 В 1954 году Белютин основал студию, где стал учить абстрактной живописи и свободе письма.

🆕 Он предложил новую систему воспитания художника. Художника, способного свободно и эмоционально воспринимать окружающий мир, а затем опираясь на свой эмоциональный опыт, разрабатывать новые изобразительные средства, новый художественный язык.

💭 Основными задачами Белютин видел активацию скрытого творческого потенциала, самореализацию, раскрытие собственного «я», интуитивное рисование, работу с эмоциями. «Пишите не то что видите, а что при этом испытываете. Создавайте не подобие предмета, но всю сложность переживаний, которыми вы в момент работы охвачены».

🎨 Реализовывать эмоции Белютин предлагал через модульную живопись. Модули отображали не сами предметы, а ощущение предметов и их взаимодействие в пространстве.

📖 Главный теоретический труд Белютина — «Теория всеобщей контактности», который представляет собой продолжение поиска Кандинского и Лентулова. Основная мысль работы заключается в том, что у человека есть потребность быть в контакте с искусством. Никто из учеников Белютина никогда не читал этот текст — они воспринимали его от учителя.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Вера Преображенская. Красный Стан
2. Тамара Тер-Геводян. Завод и рабочий поселок

Люциан Грибков

3. Поссорились
4. Пейзаж
5. Натюрморт
6. Встреча

Владислав Зубарев

7. Автопортрет
8–10. Работы без названия

У Белютина был особый подход к творчеству своих учеников. Давайте посмотрим, как проходил учебный процесс.

👯‍♂️ В своих мастерских Белютин создавал атмосферу коллективного творчества. Например, художник с учениками выезжал на пароходе на природу, вместе они писали и обменивались мнениями. Или собирались на даче Белютина в Абрамцево. Ему удавалось создать такую атмосферу, что ученикам все время хотелось писать.

🌪 На занятиях Белютин часто выводил своих учеников из зоны комфорта. Если атмосфера в студии становилась слишком спокойной, учитель мог специально вывести из равновесия или довести до слез.

🙃 В студии Белютина всегда были предметные композиции и натурщики, но задания были совсем не стандартные. Например, он мог попросить написать радугу одним цветом. Или изобразить одну и ту же натурщицу в начале в виде любящей матери, а затем — хладнокровного убийцы. Ученики рисовали на любых поверхностях и любыми предметами (в том числе швабрами и гвоздями).

🖼 Белютин выставлял работы своих учеников на Западе. Все художники слепо доверяли Белютину, и никто из них не стал отдельным именем. Поэтому о творчестве этих художников известно очень мало.

👨‍🎓 Самые знаменитые члены школы: Люциан Грибков, Вера Преображенская, Тамара Тер-Геводян и Владислав Зубарев, который продолжил теоретические изыскания учителя и создал теорию «темпорального искусства», разработав 9 проекций времени.

Произведения Эрнста Неизвестного сегодня есть в коллекциях разных стран мира. Поговорим о творчестве художника, который создал статуэтку Тэффи, надгробие Хрущева и Цветок лотоса в Египте.

🥇 Работы Неизвестного попали в музей, когда он был студентом. Работа 3 курса «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина» куплена Третьяковской галереей, а дипломная работа «Строитель Кремля Федор Конь» — Русским музеем.

🤭 Неизвестный выставлялся вместе с «Новой реальностью» на выставке в Манеже и вступил в полемику с Хрущевым, пытаясь убедить того, что стал жертвой провокации. Хрущев не знал, что Неизвестный уже получал награды за свои работы и резко раскритиковал произведения.

▪️ После смерти Хрущева его сын обратился к Неизвестному с просьбой выполнить надгробие на могилу отца. Неизвестный сделал памятник в двух цветах — черном и белом, как символ противоречивой натуры Хрущева.

↕️ Неизвестный очень любил масштаб. Он создал 150-метровый рельеф «Монумент Дружбы детей мира» в лагере Артек в Крыму, барельеф на 970 квадратных метров «Становление человека разумного» для Московского института электронной техники, и 87-метровый монумент «Цветок лотоса» на Асуанской плотине в Египте, за который получил первую международную награду в 1971 году.

💔 Параллельно Неизвестный создавал альтернативные произведения. В конце 1950-х появилась серия «Война это...», выразившая его главную мысль о войне: война это трагическое, противоестественное явление. Часть человека превращается в машину, железо входит в плоть и превращается в боль. В следующей работе Неизвестного «Роботы и полуроботы» человек уже осознанно борется с мертвым телом.

🌳 В работе «Древо жизни» человек порождает вторую природу, предметы, которые являются продолжением его рук, мозга, сердца. Это лента Мебиуса, сконструированная в форме сердца. В Библии древо — синоним сердца, а сердце — синоним креста. Древо жизни объединяет эти три понятия. Низменное и жалкое соединяется с вечным, чтобы стать благородным и осмысленным.

😔 Неизвестный довольно долго уживался с системой, но в 1976 году эмигрировал из-за того, что не мог творить так, как хотел.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;